Седых Ирина
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Пластилинография — увлекательное и полезное занятие для детей и родителей»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов ДОУ
«Пластилинография – увлекательное и полезное занятие для детей и родителей».
План-конспект мастер-класса
Тема: «Пластилинография – увлекательное и полезное занятие для детей и родителей»
Цель: повышение профессиональной компетентности родителей в работе с детьми, пропаганда здоровьесбережения.
Задачи:
1. Дать родителям знания о пластилинографии, как всестороннем, увлекательном способе развитие ребёнка дошкольного возраста.
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Пластилинография — увлекательное и полезное занятие для детей и родителей“» размещена в разделах
- Лепка. Консультации для родителей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Пластилинография. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
2. Построить эмоционально-доверительные взаимоотношения, способствующие полноценному развитию детей и позитивной самореализации взрослых.
3. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.
Материалы и оборудование для детей : плотный картон, размер А4,набор пластилина, салфетки для рук, доски для лепки, стеки, смайлики.
Структура мастер-класса :
План.
1. Теоретическая часть.
2. Практическая часть.
3. Заключительная часть.
Ход мастер-класса :
1. Теоретическая часть.
Добрый день, уважаемые родители. Я очень рада вас видеть на мастер-классе «Пластилинография – увлекательное и полезное занятие для детей и родителей».
Основная идея моего мастер-класс – «умею сама, научу вас». Я очень надеюсь, что все, чему вы научитесь, пригодиться вам в воспитании и развитии ваших детей.
Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора.
Чем любят рисовать ваши дети?
Ответы родителей (карандаши, фломастеры, краски)
Педагог. А ведь рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной художественной технике, как пластилинография.
Пожалуй, невозможно найти такого ребенка, который бы не любил лепить из пластилина. Мягкий и податливый, он может принимать любую форму, в отличие от других видов творчества (рисования, аппликации) неудавшуюся пластилиновую поделку легко исправить. Такие качества привлекают ребятишек, поэтому они с удовольствием занимаются лепкой. В продаже можно найти любой вид пластичного материала для домашнего творчества и организовать самостоятельные занятия своему чаду. Довольны и взрослые, и дети! Между тем, не всем родителям известно, что пластилином можно еще и рисовать, создавая объемные картины. Такой вид деятельности называется пластилинография. И предлагаю вам отправится в увлекательное путешествие по удивительной стране «Пластилинография».
Пластилинография способствует :
- снятию мышечного напряжения и расслаблению;
-развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, мелкую моторику рук;
- будит фантазию; побуждает дошкольников к самостоятельности;
- формирует эстетический вкус;
-помогает воспитывать у детей старшего дошкольного возраста трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца.
Пластилинография поможет вам разнообразить досуг ребенка дома, наладить общение с ним, подарить друг другу незабываемые минуты душевной близости. Изготовленные картины дети могут подарить друзьям, близким людям, украсить ими комнату и т. п.
Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Рисование пластилином позволяет использовать бросовый (катушки, диски, бусины) и природный (шишки, ракушки, каштаны) материалы.
В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит еще неокрепшим ручкам ребенка создавать свои первые рисунки.
Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и далее сочетать оба приема. Начинать лучше с простых картинок и постепенно переходить к созданию более сложных.
Сегодня я хочу вас познакомить с видами пластилинографии.
Прямая пластилинография- изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.
Особенности выполнения работы:
1. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски).
2. Располагать их на горизонтальной поверхности.
3. Затем расплющивать, соединяя детали. (Слайд)
Обратная пластилинография (витражная) - изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура).
Особенности выполнения работы:
1. Использовать для работы пластиковую прозрачную поверхность (прозрачные пластиковые крышки, контейнеры и т. д.).
2. С обратной стороны прозрачной поверхности маркером нарисовать контур рисунка.
3. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски).
4. Располагать их на поверхности, растирая и заполняя детали изображения. (Слайд)
Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с
использованием «жгутиков».
Особенности выполнения работы:
1. Нарисовать рисунок карандашом или маркером.
2. Скатать из пластилина колбаски или тонкие жгутики.
3. Последовательно выкладывать длинный жгутик по контуру изображения.
4. Можно заполнить жгутиками другого цвета внутреннюю поверхность изображения. (Слайд)
Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.
Особенности выполнения работы:
1. Скатывать мелкие шарики, нужного цвета.
2. Располагать их на горизонтальной поверхности, заполняя поверхность изображаемого объекта, соответствующего цвета.
3. Слегка прижать. (Слайд)
Многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев. Особенности выполнения работы:
1. Для начала мы берем разные цвета пластилина.
2. Делаем из них пластинки. Заготовки накладываются одна поверх другой. Мы получили так называемый «слоеный пирог», при изготовлении которого желательно идти от темных цветов - к светлому. Только не стоит прижимать слои очень сильно друг к дружке, просто положить один слой на другой.
3. А теперь можно очень аккуратно согнуть нашу заготовку по средней линии - она проходит там, где заканчивается верхний, самый маленький слой. Или скатываем колбаску и разрезаем ее. Получая детали для изображения. (Слайд)
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
1. Практическая часть.
Перед началом нашей работы, предлагаю Вам встать в круг и поприветствовать друг друга. Это позволит нам создать дружескую атмосферу.
Игра «Ладошки»
- Поднимите все ладошки
И потрите их немножко.
Дружно хлопните раз пять: (хлопают в ладоши)1,2,3,4,5.
Продолжайте потирать! (потирают руки)
Мой сосед такой хороший!
Я ему пожму ладоши. (пожимают руки с одной стороны)
И другой сосед хороший-
И ему пожму ладоши. (пожимают руки с другой стороны)
Руки вверх поднять пора. (поднимают руки вверх)
Крикнем дружное: Ура! (машут руками)
- Спасибо.
И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.
Прошу отвечать громко «Да» или «Нет».
Детей вы любите, да или нет? (да)
Чтоб ребяткам своим во всем помогать
Вы хотите что-то новое узнать? (да)
Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда Вас прошу мне во всем помогать,
Приветствие кончилось, можно начать.
Для проведения занятия по пластилинографии мне нужны три родителя, которые будут играть роль детей.
Педагог. Осень — очень красивое время года. Многие поэты восторгались осенней природой, ее многоцветием, ярким колоритом. Композиторы в грустные долгие вечера, слушая осенний дождь, они сочиняли прекрасную музыку. (Звучит музыкальная композиция П. Чайковского из альбома «Времена года» Октябрь – Осенняя песня.)
Художники под впечатлением красоты осенней природы брались за кисть и писали картины.
Ребята, предлагаю вам полюбоваться репродукцией картины И. Левитана «Золотая осень».(Слайд)
Педагог. Дети, давайте вспомним, как называются картины с изображением природы?
Д. Пейзаж.
Педагог. Верно. Сегодня вам предстоит тоже создать осенний пейзаж, но не красками, а при помощи пластилина.
Ребята, давайте с вами попробуем сделать осеннее пластилиновое дерево с листопадом и изобразить красоту этого удивительного природного явления.
Педагог : Перед тем как начать выполнять работу, давайте разомнём и согреем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Наши алые цветки».
Наши алые цветки (раскрываются пальчики, кисти рук поворачиваются Распускают лепестки. вправо – влево)
Ветерок чуть дышит, (потихоньку пошевелить пальчиками)
Лепестки колышет.
Наши алые цветки (сомкнуть пальцы вместе «в бутон»)
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают, (кисти рук опустить вниз)
Головой качают (круговые движения кистями рук)
Слайд
1. Подготовка материалов для поделки.
Перед тем как приступить к работе, давайте подготовим пластилин. Мы будем использовать оттенки зеленого, желтого, оранжевого и красного цветов. В качестве основы для осенней композиции мы возьмём лист черного картона. На этом фоне картина получится контрастная и яркая. (1 слайд)
2. Лепим землю.
Мы хотим изобразить начало осени, а значит, на травке будет много осенней листвы. Возьмите несколько оттенков зеленого и желтого пластилина и небольшими кусочками сделайте травку. Подержите пластилин немного в руках, и он очень быстро станет мягким. Делайте мазки в одном направлении. Лишнее уберите стеком для лепки. (Слайд)
3. Лепим ствол дерева.
Для начала подготовим пластилин нужного цвета. Для этого возьмем разные оттенки коричневого цвета и слегка смешаем их, чтобы получить натуральный оттенок дерева.
Располагаем дерево не по центру картины, а смещаем композицию в сторону, чтобы потом была возможность показать, как падают листики.
Сделайте фактуру коры на стволе дерева при помощи стека для лепки. (Слайд)
4. Лепим листья.
А какое дерево без листьев. Для этого вам нужно сделать много кружочков из разных оттенков пластилина. Старайтесь, чтобы их размер был приблизительно одинаковым.
(Слайд)
5. Начинаем прикреплять листву к дереву. Чем листики — кружочки ближе к стволу, тем они зеленее, а те, которые уже опали: красные, оранжевые и желтые.
Ребята, посмотрите, как красиво получается! Вы славно потрудились,
прекрасное осеннее дерево из пластилина — готово! Какие вы молодцы, самые настоящие художники!
3. Заключение.
Педагог. В пластилинографии можно создать : цветы, растения, насекомых, рыб, животных. Но важно помнить, что необходим постепенный переход от простых способов работы к более сложным. Тогда ребёнок сможет длительное время готовить композицию, не утомляясь. А первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии. Пластилинография - это, пожалуй, самый доступный и увлекательный способ решить многие вопросы развития и воспитания, тем самым подготавливая дошколят к школьному обучению и обогащая семейный досуг. По окончании работы рассмотрите с детьми получившиеся осенний пейзажи, похвалите детей, проявивших творчество в работе.
Уважаемые родители, скажите, пожалуйста, было ли вам интересно, и хотели бы вы применить полученные сегодня знания?
Перед вами на столах лежат смайлики. Я прошу поднять радостный смайлик тех, для кого сегодняшний мастер-класс был интересен и полезен. Кто попробует дома со своим ребенком порисовать пластилином в свободное время. Грустный смайлик, если мастер – класс показался интересным, но кое – что нужно ещё додумать и доработать.
Спасибо за активное участие в мастер-классе, за чудесные картины.
Спасибо за внимание!
Слайд
Выводы
1. Важно помнить, что необходим постепенный переход от простых способов работы к более сложным.
2. Работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому примерно в середине занятия необходимо проводить физкультурные минутки.
3. Очень важен благоприятный настрой родителей и ребенка.
4. Важно поощрять ребенка даже за небольшие успехи в освоении новой техники. По окончании работы рассмотрите с детьми получившиеся осенний пейзажи, похвалите детей, проявивших творчество в работе.