Анастасия Николаевна Меркулова
Мастер-класс «Палочки Кюизенера — мир цветной сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
«Палочки Кюизенера –Мир цветной сказки»
Меркулова А. Н.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10 с. Чернолесское»
План-конспект мастер-класса
«Палочки Кюизенера –
Мир цветной сказки»
Педагог-мастер :Меркулова Анастасия Николаевна
Слайд 1.
Добрый день коллеги! Я Меркулова Анастасия Николаевна воспитатель Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №10
Публикация «Мастер-класс „Палочки Кюизенера — мир цветной сказки“» размещена в разделах
Предлагаю вашему вниманию мастер – класс по теме «Палочки Кюизенера - мир цветной сказки».
Слайд 2.
Цель мастер - класса :
Способствовать повышению интереса педагогов к поиску методов и технологий в работе с детьми по математическому развитию. Повышение уровня профессионализма воспитателей
Задачи мастер – класса :
1. Сформировать у педагогов – участников мастер-класса представление об игровой технологии.
2. Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по применению развивающих игр с палочками Кюизенера.
3. Обучить участников мастер – класса навыкам, составляющим основу игровой технологии.
4. Активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции в вопросах интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Оборудование: (не говорю)
• мультимедийный экран, ноутбук,
• набор цветных счетных палочек Кюизенера ООО Корвет,
• схемы сложения настольного варианта.
Слайд 3-4
Ход мастер – класса :
Остановимся на теоретической основе игровой технологии.
Данный дидактический материал, разработанный бельгийским математиком X. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада. Палочки Кюизенера называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками.
Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность.
Использование данного пособия оказались вполне созвучными современной дидактике детского сада. Палочки легко вписываются сейчас в систему подготовки детей к школе как одна из современных технологий обучения.
Основные дидактические задачи
• Сенсорное восприятие цвета и размера
• Сравнение по величине, длине,ширине, высоте, форме. Умение
видеть закономерность, глазомер.
• Развитие количественных представлений, порядковый счет, ориентировка в пространстве. Сравнение чисел
• Использование палочек, как мерки. Речевые умения.
• И. т. д
Данное пособие я использую на протяжении 1.5 лет
Слайд 5.
Разработал Кюизенер палочки так, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает.
В России цветные счетные палочки Кюизенера выпускает ООО Корвет с 1993 года. В наборе содержатся четырехгранные палочки сечением 1 см десяти разных цветов и длиной от 1 до 10 см.
Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта.
Палочки 2, 4, 8 образуют «красную семью», и состоят из чисел, кратных 2;
Палочки 3, 6, 9 образуют «синюю» семью» и состоят из чисел, кратных 3;
«Семейство желтых» составляют 5 и 10.
Кубик белого цвета («семейство белых») целое число раз выкладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное «семейство».
В своей работе мы используем наборы из 116 палочек. Палочки Кюизенера, в основном, предназначаются для занятий с детьми от 3 до 9 лет.
Слайд 6.
Упражнения с палочками Кюизенера целесообразно разделить на два этапа:
На1 этапе палочки используются просто как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала — цвет, размер, форма. Предлагаю вашему вниманию игровые упражнения, с помощью которых дети знакомятся с величиной, числом, геометрическими фигурами и другими математическими понятиями.
Игры для детей от 3до5 лет.
Знакомимся с палочками. Вместе с ребенком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины.
Возьми в правую руку как можно больше палочек, а теперь в левую.
Можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, разные домики.
Выкладываем лесенку из 5 палочек Кюизенера от меньшей (белой) к большей (желтой) и наоборот. Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1до 5 и обратно.
Отбери палочки одинакового цвета и построй из них забор, дом для куклы и т. д.
Выложите перед ребенком несколько палочек Кюизенера и спросите : «Какая самая длинная? Какая самая короткая?»
На II этапе дети учатся устанавливать соответствие между цветом, длиной и числом.
В процессе игр и упражнений с цветными палочками дети легко познают отношения «больше-меньше», «столько же», «больше (меньше) на 1, 2, 3,», деление целого на части, измерение условными мерками, состав чисел из единиц и двух меньших чисел. Дети начинают практически выполнять действия сложения и вычитания, умножения и деления, осваивают пространственные отношения («слева направо», «слева», «справа», «выше, чем…» «между», «перед», «после» и др.)
Игры для детей от 5до7 лет.
Возьми самую короткую палочку. Какого она цвета? Белая палочка — это единица, число "один".
Возьми самую короткую палочку. Придвинь белые палочки близко друг к другу, чтобы казалось, что это одна палочка. Поищи палочку в наборе, которая была бы точно такой же длины, какую имеют две палочки, сложенные вместе. Розовая палочка — это число "два", потому что она имеет ту же длину, что и две белые.
Найди палочку, равную по длине трем белым палочкам. Три белые палочки, составленные вместе, по длине равны голубой. Голубая палочка — это число "три" (по аналогии вводятся все остальные числа до 10).
Постройте поезд из вагонов разной длины, начиная от самого короткого и заканчивая самым длинным. Спросите, какого цвета вагон стоит пятым, восьмым. Какой вагон справа от синего, слева от желтого. Какой вагон тут самый короткий, самый длинный? Какие вагоны длиннее желтого, короче синего. (Фото)
Слайд 7
На первоначальном этапе была создана предметно-развивающая среда,приобретены цветные палочки, демонстрационный материал, методическая литература.
Я использую в своей работе:
• Пособие Новиковой, Тихоновой «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» и раздаточный материал к этому пособию,
• Книгу Комаровой Л. Д. «Как работать с палочками Кюизенера».
• Комплект игр «Страна блоков и палочек».
• Познавательно-игровое пособие «Веселые цветные числа».
• Альбомы «Волшебные дорожки» и «Дом с колокольчиками».
• «Посудная лавка» и «На золотом крыльце.».
Слайд 8
Кростики. Фото.
Игры «Посудная лавка. Кростики» - яркое и красочное методическое пособие к комплекту палочек Кюизенера.
Пособие представляет собой папку, содержащую 15 листов с заданиями и пояснениями. Включает в себя 3 вида заданий. Каждое задание дополнено стихами и загадками, которые помогут сделать занятия веселее и интереснее. Этот игровой материал способствует: развитию речи, памяти, внимания; различению цвета, размера; умению сравнивать, работать по схеме, считать и отсчитывать, ориентироваться на плоскости, переносить на схему свои собственные проекты; знакомству с симметрией, с цифрами; умению добиваться результата и развитию самостоятельности.
Слайд 9
А теперь переходим к практической части нашего мастер-класса. Предлагаю Вам отправиться в сказку. А в какую сказку вы узнаете, отгадав загадку:
«В сказке лисонька плутовка.
Обманула зайку ловко,
Из избушки выгнав прочь.
Плакал зайка день и ночь.
Но в беде ему помог
Один смелый петушок»
«Заюшкина избушка»
Но, чтобы картины в нашей сказке ожили, мне понадобится ваша помощь.
Слайд 10.
«В лесу жил -был зайчик. Давайте его оживим». Педагогам предлагается схема с изображением зайчика. Нужно путем наложения палочек нужного цвета сконструировать зайчика.
Слайд 11.
«У зайчика была избушка лубяная, а у лисы – ледяная». На экране появляется изображение двух избушек. Давайте построим их.
Слайд 12
«Пришла весна, избушка лисы растаяла (ломаем избушку лисы). Попросилась она к зайчику пожить, да и выгнала его. Открыл дверь зайчик и начал спускаться по ступенькам.» Перед педагогами стоят тарелочки на которых лежат приготовленные палочки Кюизенера (желтая, красная, голубая, розовая, белая). Давайте построим ступеньки. Положите левую руку на стол и найдите на тарелочке, самую длинную палочку, кладем ее вертикально рядом с левой рукой (желтая палочка, снова находим на тарелочке самую длинную палочку и кладем ее рядом (красная палочка) и т. д. Когда ступеньки готовы, спросить у педагогов:
-сколько всего ступенек у зайчика в избушке?
-какого цвета самая высокая ступенька?
-какого цвета самая низкая ступенька?
-какая ступенька находится между розовой и красной ступенькой?
Слайд 13.
«Идет зайчик по лесу плачет, а навстречу ему медведь. Давайте его оживим.» Педагоги выкладывают медведя по образцу, на экране.
Слайд 14
«Помоги медведь выгнать лису. Конечно, помогу. Показывай дорогу.»
Давайте построим дорожку к избушке зайчика и посчитаем, сколько шагов нужно пройти медведю. Перед педагогами лежат схемы дорожки, на которых написаны цифры, нужно соотнести цифру с палочкой и выстроить дорожку. В конце работы педагоги суммируют все числа, написанные на дорожке и называют количество шагов.
Слайд 15.
«Гнал медведь лису гнал - не выгнал. Идет зайчик дальше по лесу - плачет, а навстречу ему…»Педагоги предлагается модель, которую они должны прочитать.
Кто гуляет по двору,
Забираясь в конуру.
Большая Забияка
Грозная» должны называть отгадку вслух, а выложить её из палочек Кюизенера. Для подсказки на экране появляются изображения трё х домашних животных: собака, кот и кролик и схематическое их изображение из палочек Кюизенера. После того как педагоги выложат отгадку – собака, проверка все ли педагоги правильно справились с заданием
Слайд 16.
«Гнала собака лису гнала - не выгнала. Идет зайчик дальше по лесу - плачет, навстречу ему петушок. Зайчик просит петушка помочь ему выгнать лису. А петушок в ответ: «Я тебе помогу, если ты поможешь мне разложить мои зернышки. Их у меня 7» Педагогам предлагают найти палочку черного цвета (это число 7, и разложить ее на единицы и несколько меньших.
-сколько единиц в числе 7?
-из каких чисел можно составить число 7?
Помог петушок зайчику выгнать лису. И зажили они вместе дружно. Прошу оценить работу мастер-класса :
Оранжевая палочка - мастер заинтересовал данной игровой технологией.
Синяя палочка – Данная технология интересна. Но мастер не смогла убедить в необходимости применения.
Черная палочка – Мастер класс не интересен.
Палочки Кюизенера широко применяются в детских садах Польши, Франции, Бельгии, США и других стран. Нашим отечественным педагогам они тоже знакомы, но в практической работе с детьми используются еще недостаточно. Причины этого - в недооценке развивающих возможностей этих дидактических материалов, а также в отсутствии соответствующей методической литературы.
В результате проделанной работы по развитию математических способностей у детей с помощью палочек Кюизенера видна положительная динамика, отмечается повышение уровня развития детей, о чем свидетельствуют мониторинговые исследования.
Ожидаемый результат
Использование Палочек Кюизенера в совместной и самостоятельной игровой деятельности, включение в учебно-образовательный процесс совершенствует процесс формирования элементарных математических представлений, повышает интерес детей к занятиям математикой, а также способствует развитию умственных способностей дошкольников.
• В перспективе целесообразно продолжить дальнейшую разработку в следующих направлениях:
• Организовать освоение интегративных навыков и формирование предпосылок учебной деятельности в несколько этапов в соответствии возрасту детей посредством систематичного использования упражнений, направленных на становление конкретных навыков.
• Систематизировать дидактические игры для воспитанников разных возрастных групп, с разным уровнем усвоения программного материала (для реализации эффективного дифференцированного подхода).
• Разработать рекомендации для воспитателей разных возрастных групп по использованию в практической работе развивающих технологий (работа с палочками Кюизенера).
•
Спасибо за внимание!