Галина Захарова
Пальчиковые игры для 1–4 классов
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер- класс
«Пальчиковые игры»
Цель: Демонстрация пальчиковых игр путем прямого комментированного показа. (Слайд 1)
Задачи: (Слайд 2)
• поделиться опытом использования пальчиковых игр;
• доказать результативность деятельности обучающихся, свидетельствующей об эффективности пальчиковых игр;
• создать атмосферу сотворчества в общении;
• создать условия для развития творческих способностей.
Технология: Здоровьесберегающие технологии: пальчиковые игры.
Публикация «Пальчиковые игры для 1–4 классов» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Класс : 1 – 4 классы.
Ключевые слова: ОВЗ, игра, пальцы, мелкая моторика.
Необходимое оборудование:
- игрушечные башмачки;
- одежда для пальцев;
- игрушка Колобок;
- красная пуговица;
- цепочка средней длины;
- сосновая шишка;
- резинки;
- столы – 2 шт. ;
- стулья – 7 шт.
Мультимедийное оборудование: ноутбук, проектор, экран.
Форма организации: группа - 7 человек.
План мероприятия:
1. Раскрыть актуальность темы «Пальчиковые игры».
2. Познакомить с методами и приемами пальчиковых игр.
Ход мастер-класса
1. Вступительное слово педагога о пальчиковых играх.
Добрый день, уважаемые члены жюри, коллеги! Меня зовут Галина Николаевна. Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор по теме «Пальчиковые игры».
2. Актуализация мастер-класса (Слайд 3)
Я работаю в БОУ «Калининская общеобразовательная школа – интернат для обучающихся с ОВЗ и детей – инвалидов». Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Исходя из этого, для сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ и детей – инвалидов, в своей работе я использую одно из современных технологий - здоровьесберегающие технологии. В формировании у обучающихся с ОВЗ и детей – инвалидов знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни веду работу по двум направлениям:
- технология сохранения и стимулирования здоровья;
- коррекционные технологии.
В педагогической деятельности я особое внимание уделяю игре. Этот вид здоровьесберегающих технологий призван решать не только учебные задачи. Вместе с этим игры развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность обучающихся к процессу познания.
В игре я использую нетрадиционную технологию. Нетрадиционные технологии ускоряют созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь обучающегося. Ведь моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга. Следовательно, чтобы речь обучающегося была в норме, нужно вести целенаправленную работу в данном направлении, поэтому использую пальчиковые игры в комплексном проекте «Социализация обучающихся с ОВЗ и детей – инвалидов начальных классов». В этом проекте для передачи обучающимся с ОВЗ необходимых моральных норм и правил, использую древнейший способ социализации и передачи опыта – сказкотерапию:
1 класс – Чувашская народная сказка «Й ва» и русская народная сказка «Колобок»;
2 класс – Русская народная сказка «Теремок»;
3 класс - Украинская народная сказка «Колосок»;
4 класс – А. Н. Толстой. Сказка «Золотой ключик или приключения Буратино».
Пальчиковые игры с предметами, разработанные на фольклорном материале (чувашские, русские и украинские народные сказки, потешки, максимально эффективны для развития обучающихся начальных классов. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Суть фольклорных текстов – действие. Действие персонажей, движение событий создают единственную, удивительную движущуюся стихию жизни.
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев", но приоритет признания пальчиковых игр официальной педагогикой принадлежит немецким специалистам. Еще в 1873 году выдающийся немецкий педагог Фридрих Фребель выделил воспитательное значение пальчиковых игр. Фребель высказал предположение, что именно ассоциация звука и смысла слов с собственным телом ребенка наилучшим образом подходит для стиля обучения детей. В те времена не могло существовать теоретического обоснования этого способа, Фребель делал заключения на основе собственных наблюдений и интуиции.
Пальчиковые игры — это комплекс игр для развития и совершенствования моторики пальцев рук. (Слайд 2)
Цель: развитие мелкой моторики рук обучающихся ОВЗ и детей – инвалидов в пальчиковых играх.
Задачи: (Слайд 3)
1. Развивать мелкую моторику пальцев рук детей, учитывая, индивидуальные особенности обучающегося ОВЗ и детей - инвалидов.
2. Развивать речь обучающегося ОВЗ и детей - инвалидов.
3. Развивать коммуникативные способности обучающегося ОВЗ и детей - инвалидов.
Актуальность: В последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился, дети знают мало упражнений на мелкую моторику, имеют трудности в овладении письмом, общении, адаптации, социализации. Всё это связано с тем, что взрослые меньше говорят и играют с детьми, потому что многие из них заняты и на работе, и дома; дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео); дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.)
Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук и речи, но и дают возможность “прочувствовать” свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела.
Принципы: (Слайд 4)
- от простого к сложному;
- самостоятельно по способностям;
- выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой;
- при повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением;
- все упражнения постепенно заменять новыми;
- наиболее понравившиеся игры можно оставить в своей картотеке и возвращаться к ним по желанию ребёнка.
Этапы разучивания пальчиковых игр :
- Взрослый сначала показывает игру обучающемуся сам.
- Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ученика.
- Взрослый и обучающийся выполняют движения одновременно, взрослый - проговаривает текст.
- Обучающийся выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
Методы и приемы: (Слайд 5)
- наглядный метод работы - показ детям, как должны двигаться пальцы при проведении пальчиковой игры;
- словесный метод работы - проговаривание потешек, стихотворений при проведении пальчиковой игры; заучивание наизусть стихотворений, потешек, текста;
- практический метод работы - пальчиковая игра.
Виды деятельности в пальчиковых играх :
- Игры, импровизация, творчество;
- Работа в парах, группах, коллективе в целом;
- Самостоятельная индивидуальная работа;
- Обмен наработанным материалом;
- Выбор видов работы, заимствование у других;
- Исследование, поиск, собственный ответ.
Формы работы:
- индивидуальные пальчиковые игры – 1 класс;
- парные пальчиковые игры – 2 класс;
- групповые пальчиковые игры – 3 класс;
- коллективные пальчиковые игры – 4 класс.
Методические рекомендации: (Слайд 6)
- перед игрой необходимо с детьми обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготавливать детей к правильному ведению игры, но и создаст необходимый эмоциональный настрой;
- перед началом игры нужно разогреть ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла;
- вся игра должна вестись в медленном темпе;
- играя вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой;
- при игре необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки;
- во время игры обязательно следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
- нужно добиваться, чтобы игралось легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость;
- все указания должны даваться спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости оказывать помощь отдельным детям.
Результаты:
- развитие мелкой моторики рук;
- улучшение качества речи;
- развитие таких познавательных процессов, как мышление, память, внимание;
- развитие эмоциональной сферы;
- проявление творческих способностей;
- развития коммуникативных навыков.
Практическая часть
Учитель: Сегодня у нас необычный мастер – класс. Я хочу поговорить с Вами о самом главном… Ребята, а что же самое главное в нашей жизни? (Здоровье)
Учитель: А как сохранить и укрепить наше здоровье с детства? (Бегать, прыгать, играть)
Учитель: С детства мы играли и тем самым не только укрепляли, но и сохраняли наше здоровье. А помогали нам в этом наши помощники. Кто же они? Отгадайте!
1. Загадка:
Твои помощники, взгляни –
Десяток дружных братцев,
Как славно жить, когда они
Работы не боятся. (Пальцы)
Учитель: Наши пальчики устают работать. А может быть нам поиграть с ними? (Да)
Учитель: Ребята, я к Вам пришла со своей книгой, которая называется «Пальчиковая игра». Чтобы прочитать её, нам надо узнать название пальчиковой игры. Для этого нам всем надо попасть в страну сказок. Ведь в каждой сказке мудрый народ сохранил свои знания, советы для нас! Давайте отправимся вместе в сказочное путешествие, узнаем название и эти советы? (Да)
Учитель: В дорогу мы с собой возьмём «Узелочки настроения». (Я даю детям узелочки).
Учитель: Дети, в узелочках есть маленькие башмачки. Давайте все обуем наши пальчики и отправимся в страну сказок.
2. Техника безопасности: Обуваемся осторожно! Не пораньте пальцы!
- Башмачочки, башмаки! (Слайд 7)
Доведите до страны!
Маленькой и сказочной,
Радостной и доброй!
Учитель: В какую же сказку мы попали?
Отгадывание загадок про героев сказки.
1. Уши длинные, несмелый.
То он серый, то он белый.
То бежит, а то уж скачет,
Куцый хвост от волка прячет. (Заяц)
2. Зайцы, разбегайтесь!
Серый зверь. Спасайтесь!
Он зубами щелк, щелк.
На охоту вышел (Волк)
3. Зверь лохматый, косолапый, Он сосет в берлоге лапу. (Медведь)
4. Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост - ее краса.
Этот зверь лесной - …. (Лиса)
За правильно отгаданную загадку дети получают маску животного.
Учитель: Из какой сказки эти сказочные герои? («Колобок»)
Учитель: Значит, как называется наша пальчиковая игра? (Колобок)
Учитель: Кто автор этой сказки? (Русский народ)
Учитель: А вы читали эту сказку? (Да)
Учитель: Что случилось с Колобком? (Его съела Лиса.)
Учитель: Ребята, мы же сейчас путешествуем по русской народной сказке «Колобок»! Давайте поможем ему сохранить Колобку не только его жизнь, но и его здоровье! Вы согласны? (Согласны)
Учитель: Тогда давайте, вместе играя нашими пальцами, прочитаем эту сказку. А помогут нам в этом предметы, лежащие в узелочках настроения. Итак, начинаем нашу пальчиковую игру «Колобок».
Сказка читается учителем до слов: «Жили-были старик со старухой. (Слайд 8)
Учитель: Сказку я прочитала не до конца. Продолжит сказку старик:
3. Индивидуальная работа: Пальчиковая игра «Старик».
Старик: обучающийся надевает красные брюки и башмачки красного цветы на указательный и средний пальцы и продолжаем сказку :
Вот просит старик:
- Испеки мне, старая, колобок!
4. Работа в парах: Пальчиковая игра «Старик со старухой» (Слайд 8)
Старуха: обучающаяся надевает красную юбку и красные башмачки на указательный и средний на пальцы.
Диалог сказочных героев старика и старухи.
- Да из чего испечь - то? Муки нет!
- Эх, старуха, по амбару помети, по сусекам поскреби - вот и наберётся!
Старуха так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно простынуть.
Надоело Колобку лежать: покатился с окна на завалинку, с завалинки на траву, с травки в огород, напевая песенку:
5. Пальчиковая игра «Колобок» (Слайд 9)
Колобок: Колобок из солёного теста на указательном пальце.
- Я Колобок, Колобок!
По амбару метён,
По сусекам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён,
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл!
Катится Колобок по дорожке, а навстречу ему Заяц в белых брюках и башмачках:
- Колобок, Колобок! Я тебя съем! (Слайд 10)
- Нет, не ешь меня, косой, а я тебе морковкой угощу.
Заяц уши поднял, а Колобок угостил его морковкой и запел:
- Я Колобок, Колобок!
По амбару метён,
По сусекам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён,
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушё л:
От тебя, Зайца, не хитро уйти!
И покатился Колобок дальше: только его Заяц и видел.
6. Пальчиковая игра с красной пуговицей: «Морковка» (Слайд 10)
Заяц, играя с морковкой (красной пуговицей на нитке, напевает:
- Слушай, слушай, слушай, слушай.
Я пою тебе, послушай.
Я люблю тебя, дружок.
Ты мой сладкий пирожок.
Катится Колобок по тропинке около пруда, а навстречу ему серый Волк в белых брюках и зелё ных башмаках:
- Колобок, Колобок! Я тебя съем! (Слайд 11)
- Не ешь меня, серый Волк, я тебе рыбку помогу поймать!
И Колобок помог поймать рыбку Волку и запел:
- Я Колобок, Колобок!
По амбару метён,
По сусекам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён,
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от Зайца ушё л:
От тебя, Волка, не хитро уйти!
Покатился Колобок дальше: только его Волк и видел.
7. Пальчикова игра с цепочкой : «Рыбка». Рисование цепочкой. (Слайд 11)
Волк решил поймать ещё рыбки, приговаривая:
- Ловись, рыбка,
Большая и маленькая!
Катится Колобок по лесу, а навстречу ему Медведь в белых брюках и чёрных башмаках. Сосну к земле гнёт, чтобы шишку сорвать:
- Колобок, Колобок! Я тебя съем! (Слайд 12)
- Ну, где тебе, косолапому, съесть меня. Послушай, лучше я тебе шишку сорву!
Колобок сорвал шишку и запел, а Миша и уши развесил:
- Я Колобок, Колобок!
По амбару метён,
По сусекам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён,
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от Зайца ушёл,
Я от Волка ушё л:
От тебя, Медведь, полгоря уйти!
Покатился Колобок: Медведь только вслед ему посмотрел.
8. Пальчиковая игра : «Шишка». Массаж пальцев. (Слайд 12)
Медведь решил собрать ещё шишек, приговаривая:
Мишка косолапый по лесу идёт,
(Бодро шагают пальчики)
С шишкой он играет и в карман кладёт.
(Массажирует с шишкой лапу)
Шишка отскочила прямо мишке в лоб.
(Держимся пальцами за лоб)
Мишка рассердился и ногою — топ!
(Топаем пальчиком)
- Больше я не буду шишкою играть!
- Сяду на пенёчек, буду лучше спать!
Катится Колобок, а навстречу ему Лиса в белой юбочке и красных сапогах охотится на мышь. Лиса мышкует.
9. Словарная работа: мышкует.
На опушке леса лису можно застать за странным занятием: она - то бежит легкой рысцой, часто меняя направление, то вдруг останавливается, наклонив голову, то высоко подпрыгивает, начинает быстро раскапывать снег…
Такая лисья охота на мышей называется мышкованием.
- Здравствуй, Колобок. Какой ты пригоженький, румяненький! (Слайд 13)
Колобок рад, что его похвалили, и запел свою песенку, а Лиса слушает да всё ближе подкрадывается:
- Я Колобок, Колобок!
По амбару метён,
По сусекам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён,
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от Зайца ушёл,
Я от Волка ушёл,
От Медведя ушё л:
От тебя, Лиса, не хитро уйти!
Славная песенка! – сказала Лиса.
- Да беда, голубчик, что - то я стара, стала - плохо слышу. Сядь ко мне на мордочку, да пропой ещё разочек!
А Колобок говорит:
- Не ешь меня, рыжая Лисица, я тебе мышеловку придумаю!
И Колобок придумал Лисе мышеловку и запел:
- Я Колобок, Колобок.
И покатился дальше… А Лиса ему:
– Скатертью дорога! – и не съела Колобка, а села проверять мышеловку.
10. Пальчиковая игра с резинками : «Мышка» (Слайд 13)
Мышка-норушка,
В мышеловку ты попала,
Но оттуда убежала!
К нам сюда ты прибежала!
11. Рефлексия.
Ребята, сегодня мы прочитали, играя, книгу и спасли Колобка. А теперь пора возвращаться в класс! Для этого ответим на вопросы:
- Как называется пальчиковая игра? (Колобок).
- Кого встретил Колобок? (Зайца, Волка, Медведя, Лису).
- Ребята, а вам звери понравились? (Да).
- Вам понравилась пальчиковая игра «Колобок»? (Да).
- А чем вас обрадовала пальчиковая игра «Колобок»? (Колобка не съела Лиса).
- Сегодня мы путешествовали по русской народной сказке «Колобок», а какая похожая сказка есть у чувашского народа? (Чувашская народная сказка «Й ва»)
- На следующем уроке мы будем играть пальчиковую игру «Й ва», путешествуя по чувашской народной сказке «Й ва»!
- Подойдите ко мне и оцените свою работу. Если вы считаете, что работали очень хорошо и вам игра понравилась, выбирайте весёлый смайлик (смеющийся Колобок, если у вас были небольшие сомнения - выбираем улыбающийся смайлик – (улыбающийся Колобок, а если вы испытывали трудности – грустный смайлик – (грустный Колобок).
Учитель: Ребята, посмотрите, а в ваших узелочках настроения есть УЛЫБКА!
12. Задание (по желанию) :
- наклеить улыбку на смайлик - Колобок;
13. Подведение итогов.
Учитель: Какие пальчиковые игры вам понравились во время мастер - класса и почему?
Учитель: Какой совет мы узнали из пальчиковой игры «Колобок»?
14. Совет: «Не будьте: трусливыми как Заяц, злыми как Волк, слабыми как Медведь, хитрыми как Лиса! Мы здоровы тогда, когда смелы, добры, сильны и умны!»
Учитель: Я надеюсь, что вы все будете беречь своё здоровье!
15. Вывод: Таким образом, наши пальчиковые игры создают условия для развития мелкой моторики, речи, творческих способностей, коммуникативных навыков обучающихся начальных классов в процессе индивидуальной, парной, групповой и коллективной работы. Благодаря таким пальчиковым играм у обучающихся формируются системы новых знаний, умений, навыков по сохранению и укреплению здоровья, ведению здорового образа жизни. (Слайд 14)
Мастер – класс «Пальчиковая игра «Колобок»» окончен. Творческих всем успехов! Будьте здоровы!
Заключение: Очень хочу, чтоб мой опыт работы помог и детям, и взрослым!
Благодарю за внимание! (Слайд 15)