Получи документы

Пальчиковые игры для 1–4 классов

Галина Захарова
Пальчиковые игры для 1–4 классов

Мастер- класс

«Пальчиковые игры»

Цель: Демонстрация пальчиковых игр путем прямого комментированного показа. (Слайд 1)

Задачи: (Слайд 2)

• поделиться опытом использования пальчиковых игр;

• доказать результативность деятельности обучающихся, свидетельствующей об эффективности пальчиковых игр;

• создать атмосферу сотворчества в общении;

• создать условия для развития творческих способностей.

Технология: Здоровьесберегающие технологии: пальчиковые игры.

Публикация «Пальчиковые игры для 1–4 классов» размещена в разделах

Класс : 1 – 4 классы.

Ключевые слова: ОВЗ, игра, пальцы, мелкая моторика.

Необходимое оборудование:

- игрушечные башмачки;

- одежда для пальцев;

- игрушка Колобок;

- красная пуговица;

- цепочка средней длины;

- сосновая шишка;

- резинки;

- столы – 2 шт. ;

- стулья – 7 шт.

Мультимедийное оборудование: ноутбук, проектор, экран.

Форма организации: группа - 7 человек.

План мероприятия:

1. Раскрыть актуальность темы «Пальчиковые игры».

2. Познакомить с методами и приемами пальчиковых игр.

Ход мастер-класса

1. Вступительное слово педагога о пальчиковых играх.

Добрый день, уважаемые члены жюри, коллеги! Меня зовут Галина Николаевна. Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор по теме «Пальчиковые игры».

2. Актуализация мастер-класса (Слайд 3)

Я работаю в БОУ «Калининская общеобразовательная школа – интернат для обучающихся с ОВЗ и детей – инвалидов». Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Исходя из этого, для сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ и детей – инвалидов, в своей работе я использую одно из современных технологий - здоровьесберегающие технологии. В формировании у обучающихся с ОВЗ и детей – инвалидов знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни веду работу по двум направлениям:

- технология сохранения и стимулирования здоровья;

- коррекционные технологии.

В педагогической деятельности я особое внимание уделяю игре. Этот вид здоровьесберегающих технологий призван решать не только учебные задачи. Вместе с этим игры развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность обучающихся к процессу познания.

В игре я использую нетрадиционную технологию. Нетрадиционные технологии ускоряют созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь обучающегося. Ведь моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга. Следовательно, чтобы речь обучающегося была в норме, нужно вести целенаправленную работу в данном направлении, поэтому использую пальчиковые игры в комплексном проекте «Социализация обучающихся с ОВЗ и детей – инвалидов начальных классов». В этом проекте для передачи обучающимся с ОВЗ необходимых моральных норм и правил, использую древнейший способ социализации и передачи опыта – сказкотерапию:

1 класс – Чувашская народная сказка «Й ва» и русская народная сказка «Колобок»;

2 класс – Русская народная сказка «Теремок»;

3 класс - Украинская народная сказка «Колосок»;

4 класс – А. Н. Толстой. Сказка «Золотой ключик или приключения Буратино».

Пальчиковые игры с предметами, разработанные на фольклорном материале (чувашские, русские и украинские народные сказки, потешки, максимально эффективны для развития обучающихся начальных классов. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Суть фольклорных текстов – действие. Действие персонажей, движение событий создают единственную, удивительную движущуюся стихию жизни.

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев", но приоритет признания пальчиковых игр официальной педагогикой принадлежит немецким специалистам. Еще в 1873 году выдающийся немецкий педагог Фридрих Фребель выделил воспитательное значение пальчиковых игр. Фребель высказал предположение, что именно ассоциация звука и смысла слов с собственным телом ребенка наилучшим образом подходит для стиля обучения детей. В те времена не могло существовать теоретического обоснования этого способа, Фребель делал заключения на основе собственных наблюдений и интуиции.

Пальчиковые игры — это комплекс игр для развития и совершенствования моторики пальцев рук. (Слайд 2)

Цель: развитие мелкой моторики рук обучающихся ОВЗ и детей – инвалидов в пальчиковых играх.

Задачи: (Слайд 3)

1. Развивать мелкую моторику пальцев рук детей, учитывая, индивидуальные особенности обучающегося ОВЗ и детей - инвалидов.

2. Развивать речь обучающегося ОВЗ и детей - инвалидов.

3. Развивать коммуникативные способности обучающегося ОВЗ и детей - инвалидов.

Актуальность: В последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился, дети знают мало упражнений на мелкую моторику, имеют трудности в овладении письмом, общении, адаптации, социализации. Всё это связано с тем, что взрослые меньше говорят и играют с детьми, потому что многие из них заняты и на работе, и дома; дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео); дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.)

Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук и речи, но и дают возможность “прочувствовать” свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела.

Принципы: (Слайд 4)

- от простого к сложному;

- самостоятельно по способностям;

- выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой;

- при повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением;

- все упражнения постепенно заменять новыми;

- наиболее понравившиеся игры можно оставить в своей картотеке и возвращаться к ним по желанию ребёнка.

Этапы разучивания пальчиковых игр :

- Взрослый сначала показывает игру обучающемуся сам.

- Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ученика.

- Взрослый и обучающийся выполняют движения одновременно, взрослый - проговаривает текст.

- Обучающийся выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

Методы и приемы: (Слайд 5)

- наглядный метод работы - показ детям, как должны двигаться пальцы при проведении пальчиковой игры;

- словесный метод работы - проговаривание потешек, стихотворений при проведении пальчиковой игры; заучивание наизусть стихотворений, потешек, текста;

- практический метод работы - пальчиковая игра.

Виды деятельности в пальчиковых играх :

- Игры, импровизация, творчество;

- Работа в парах, группах, коллективе в целом;

- Самостоятельная индивидуальная работа;

- Обмен наработанным материалом;

- Выбор видов работы, заимствование у других;

- Исследование, поиск, собственный ответ.

Формы работы:

- индивидуальные пальчиковые игры – 1 класс;

- парные пальчиковые игры – 2 класс;

- групповые пальчиковые игры – 3 класс;

- коллективные пальчиковые игры – 4 класс.

Методические рекомендации: (Слайд 6)

- перед игрой необходимо с детьми обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготавливать детей к правильному ведению игры, но и создаст необходимый эмоциональный настрой;

- перед началом игры нужно разогреть ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла;

- вся игра должна вестись в медленном темпе;

- играя вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой;

- при игре необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки;

- во время игры обязательно следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

- нужно добиваться, чтобы игралось легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость;

- все указания должны даваться спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости оказывать помощь отдельным детям.

Результаты:

- развитие мелкой моторики рук;

- улучшение качества речи;

- развитие таких познавательных процессов, как мышление, память, внимание;

- развитие эмоциональной сферы;

- проявление творческих способностей;

- развития коммуникативных навыков.

Практическая часть

Учитель: Сегодня у нас необычный мастер – класс. Я хочу поговорить с Вами о самом главном… Ребята, а что же самое главное в нашей жизни? (Здоровье)

Учитель: А как сохранить и укрепить наше здоровье с детства? (Бегать, прыгать, играть)

Учитель: С детства мы играли и тем самым не только укрепляли, но и сохраняли наше здоровье. А помогали нам в этом наши помощники. Кто же они? Отгадайте!

1. Загадка:

Твои помощники, взгляни –

Десяток дружных братцев,

Как славно жить, когда они

Работы не боятся. (Пальцы)

Учитель: Наши пальчики устают работать. А может быть нам поиграть с ними? (Да)

Учитель: Ребята, я к Вам пришла со своей книгой, которая называется «Пальчиковая игра». Чтобы прочитать её, нам надо узнать название пальчиковой игры. Для этого нам всем надо попасть в страну сказок. Ведь в каждой сказке мудрый народ сохранил свои знания, советы для нас! Давайте отправимся вместе в сказочное путешествие, узнаем название и эти советы? (Да)

Учитель: В дорогу мы с собой возьмём «Узелочки настроения». (Я даю детям узелочки).

Учитель: Дети, в узелочках есть маленькие башмачки. Давайте все обуем наши пальчики и отправимся в страну сказок.

2. Техника безопасности: Обуваемся осторожно! Не пораньте пальцы!

- Башмачочки, башмаки! (Слайд 7)

Доведите до страны!

Маленькой и сказочной,

Радостной и доброй!

Учитель: В какую же сказку мы попали?

Отгадывание загадок про героев сказки.

1. Уши длинные, несмелый.

То он серый, то он белый.

То бежит, а то уж скачет,

Куцый хвост от волка прячет. (Заяц)

2. Зайцы, разбегайтесь!

Серый зверь. Спасайтесь!

Он зубами щелк, щелк.

На охоту вышел (Волк)

3. Зверь лохматый, косолапый, Он сосет в берлоге лапу. (Медведь)

4. Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост - ее краса.

Этот зверь лесной - …. (Лиса)

За правильно отгаданную загадку дети получают маску животного.

Учитель: Из какой сказки эти сказочные герои? («Колобок»)

Учитель: Значит, как называется наша пальчиковая игра? (Колобок)

Учитель: Кто автор этой сказки? (Русский народ)

Учитель: А вы читали эту сказку? (Да)

Учитель: Что случилось с Колобком? (Его съела Лиса.)

Учитель: Ребята, мы же сейчас путешествуем по русской народной сказке «Колобок»! Давайте поможем ему сохранить Колобку не только его жизнь, но и его здоровье! Вы согласны? (Согласны)

Учитель: Тогда давайте, вместе играя нашими пальцами, прочитаем эту сказку. А помогут нам в этом предметы, лежащие в узелочках настроения. Итак, начинаем нашу пальчиковую игру «Колобок».

Сказка читается учителем до слов: «Жили-были старик со старухой. (Слайд 8)

Учитель: Сказку я прочитала не до конца. Продолжит сказку старик:

3. Индивидуальная работа: Пальчиковая игра «Старик».

Старик: обучающийся надевает красные брюки и башмачки красного цветы на указательный и средний пальцы и продолжаем сказку :

Вот просит старик:

- Испеки мне, старая, колобок!

4. Работа в парах: Пальчиковая игра «Старик со старухой» (Слайд 8)

Старуха: обучающаяся надевает красную юбку и красные башмачки на указательный и средний на пальцы.

Диалог сказочных героев старика и старухи.

- Да из чего испечь - то? Муки нет!

- Эх, старуха, по амбару помети, по сусекам поскреби - вот и наберётся!

Старуха так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно простынуть.

Надоело Колобку лежать: покатился с окна на завалинку, с завалинки на траву, с травки в огород, напевая песенку:

5. Пальчиковая игра «Колобок» (Слайд 9)

Колобок: Колобок из солёного теста на указательном пальце.

- Я Колобок, Колобок!

По амбару метён,

По сусекам скребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён,

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл!

Катится Колобок по дорожке, а навстречу ему Заяц в белых брюках и башмачках:

- Колобок, Колобок! Я тебя съем! (Слайд 10)

- Нет, не ешь меня, косой, а я тебе морковкой угощу.

Заяц уши поднял, а Колобок угостил его морковкой и запел:

- Я Колобок, Колобок!

По амбару метён,

По сусекам скребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён,

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушё л:

От тебя, Зайца, не хитро уйти!

И покатился Колобок дальше: только его Заяц и видел.

6. Пальчиковая игра с красной пуговицей: «Морковка» (Слайд 10)

Заяц, играя с морковкой (красной пуговицей на нитке, напевает:

- Слушай, слушай, слушай, слушай.

Я пою тебе, послушай.

Я люблю тебя, дружок.

Ты мой сладкий пирожок.

Катится Колобок по тропинке около пруда, а навстречу ему серый Волк в белых брюках и зелё ных башмаках:

- Колобок, Колобок! Я тебя съем! (Слайд 11)

- Не ешь меня, серый Волк, я тебе рыбку помогу поймать!

И Колобок помог поймать рыбку Волку и запел:

- Я Колобок, Колобок!

По амбару метён,

По сусекам скребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён,

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

Я от Зайца ушё л:

От тебя, Волка, не хитро уйти!

Покатился Колобок дальше: только его Волк и видел.

7. Пальчикова игра с цепочкой : «Рыбка». Рисование цепочкой. (Слайд 11)

Волк решил поймать ещё рыбки, приговаривая:

- Ловись, рыбка,

Большая и маленькая!

Катится Колобок по лесу, а навстречу ему Медведь в белых брюках и чёрных башмаках. Сосну к земле гнёт, чтобы шишку сорвать:

- Колобок, Колобок! Я тебя съем! (Слайд 12)

- Ну, где тебе, косолапому, съесть меня. Послушай, лучше я тебе шишку сорву!

Колобок сорвал шишку и запел, а Миша и уши развесил:

- Я Колобок, Колобок!

По амбару метён,

По сусекам скребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён,

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

Я от Зайца ушёл,

Я от Волка ушё л:

От тебя, Медведь, полгоря уйти!

Покатился Колобок: Медведь только вслед ему посмотрел.

8. Пальчиковая игра : «Шишка». Массаж пальцев. (Слайд 12)

Медведь решил собрать ещё шишек, приговаривая:

Мишка косолапый по лесу идёт,

(Бодро шагают пальчики)

С шишкой он играет и в карман кладёт.

(Массажирует с шишкой лапу)

Шишка отскочила прямо мишке в лоб.

(Держимся пальцами за лоб)

Мишка рассердился и ногою — топ!

(Топаем пальчиком)

- Больше я не буду шишкою играть!

- Сяду на пенёчек, буду лучше спать!

Катится Колобок, а навстречу ему Лиса в белой юбочке и красных сапогах охотится на мышь. Лиса мышкует.

9. Словарная работа: мышкует.

На опушке леса лису можно застать за странным занятием: она - то бежит легкой рысцой, часто меняя направление, то вдруг останавливается, наклонив голову, то высоко подпрыгивает, начинает быстро раскапывать снег…

Такая лисья охота на мышей называется мышкованием.

- Здравствуй, Колобок. Какой ты пригоженький, румяненький! (Слайд 13)

Колобок рад, что его похвалили, и запел свою песенку, а Лиса слушает да всё ближе подкрадывается:

- Я Колобок, Колобок!

По амбару метён,

По сусекам скребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён,

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

Я от Зайца ушёл,

Я от Волка ушёл,

От Медведя ушё л:

От тебя, Лиса, не хитро уйти!

Славная песенка! – сказала Лиса.

- Да беда, голубчик, что - то я стара, стала - плохо слышу. Сядь ко мне на мордочку, да пропой ещё разочек!

А Колобок говорит:

- Не ешь меня, рыжая Лисица, я тебе мышеловку придумаю!

И Колобок придумал Лисе мышеловку и запел:

- Я Колобок, Колобок.

И покатился дальше… А Лиса ему:

– Скатертью дорога! – и не съела Колобка, а села проверять мышеловку.

10. Пальчиковая игра с резинками : «Мышка» (Слайд 13)

Мышка-норушка,

В мышеловку ты попала,

Но оттуда убежала!

К нам сюда ты прибежала!

11. Рефлексия.

Ребята, сегодня мы прочитали, играя, книгу и спасли Колобка. А теперь пора возвращаться в класс! Для этого ответим на вопросы:

- Как называется пальчиковая игра? (Колобок).

- Кого встретил Колобок? (Зайца, Волка, Медведя, Лису).

- Ребята, а вам звери понравились? (Да).

- Вам понравилась пальчиковая игра «Колобок»? (Да).

- А чем вас обрадовала пальчиковая игра «Колобок»? (Колобка не съела Лиса).

- Сегодня мы путешествовали по русской народной сказке «Колобок», а какая похожая сказка есть у чувашского народа? (Чувашская народная сказка «Й ва»)

- На следующем уроке мы будем играть пальчиковую игру «Й ва», путешествуя по чувашской народной сказке «Й ва»!

- Подойдите ко мне и оцените свою работу. Если вы считаете, что работали очень хорошо и вам игра понравилась, выбирайте весёлый смайлик (смеющийся Колобок, если у вас были небольшие сомнения - выбираем улыбающийся смайлик – (улыбающийся Колобок, а если вы испытывали трудности – грустный смайлик – (грустный Колобок).

Учитель: Ребята, посмотрите, а в ваших узелочках настроения есть УЛЫБКА!

12. Задание (по желанию) :

- наклеить улыбку на смайлик - Колобок;

13. Подведение итогов.

Учитель: Какие пальчиковые игры вам понравились во время мастер - класса и почему?

Учитель: Какой совет мы узнали из пальчиковой игры «Колобок»?

14. Совет: «Не будьте: трусливыми как Заяц, злыми как Волк, слабыми как Медведь, хитрыми как Лиса! Мы здоровы тогда, когда смелы, добры, сильны и умны!»

Учитель: Я надеюсь, что вы все будете беречь своё здоровье!

15. Вывод: Таким образом, наши пальчиковые игры создают условия для развития мелкой моторики, речи, творческих способностей, коммуникативных навыков обучающихся начальных классов в процессе индивидуальной, парной, групповой и коллективной работы. Благодаря таким пальчиковым играм у обучающихся формируются системы новых знаний, умений, навыков по сохранению и укреплению здоровья, ведению здорового образа жизни. (Слайд 14)

Мастер – класс «Пальчиковая игра «Колобок»» окончен. Творческих всем успехов! Будьте здоровы!

Заключение: Очень хочу, чтоб мой опыт работы помог и детям, и взрослым!

Благодарю за внимание! (Слайд 15)

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Пальчиковые игры для детей» Пальчиковые игры - это упражнения пальчиковой гимнастики, которые способствуют развитию мелкой моторики. А мелкая моторика рук и органы.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры с дошкольниками»Консультация для родителей «Пальчиковые игры с дошкольниками» Пальчиковые игры – это не только увлекательные игры, но и очень полезные упражнения для развития моторики. Они способствуют развитию речи.

Консультация «Пальчиковые игры в жизни малышей»Консультация «Пальчиковые игры в жизни малышей» Пальчиковые игрыПальчиковые игры - это инсценировка каких - либо рифмованных сказок, потешек при помощи пальцев. Они очень эмоциональны.

Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2–4 лет Методическая разработка по теме: Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-4 лет. Главное богатство – дети, которые часто капризничают.

Пальчиковые игры для детей 2-х лет Пальчиковые игры для детей 2х лет! Начинать тренировать пальчики малыша можно с 6 месяцев, ведь это стимулирует речевое развитие ребёнка.

Пальчиковые игры для детей 3–5 лет 1. Пальчиковая игра «По грибы» (Попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца) Раз, два, три, четыре, пять, Мы идём грибы искать! Этот пальчик.

Пальчиковые игры для детей 3–5 лет. 2 часть Пальчиковые игры содержат комплекс упражнений, массажа ладони и пальцев, сопровождаются стихами, они эмоциональны и увлекательны для детей.

Пальчиковые игры для малышей (2–3 лет)Пальчиковые игры для малышей (2–3 лет) Игры с пальчиками и руками стимулируют процесс речевого и умственного развития детей. 1) Этот пальчик в лес пошёл, Этот пальчик гриб нашёл.

Пальчиковые игры в младшем дошкольном возрасте Пальчиковые игры в младшем дошкольном возрасте Пальчиковые игры имеют особое развивающее воздействие – это движение пальцев и кистей рук.

Зимние пальчиковые игры для детей 3–5 летЗимние пальчиковые игры для детей 3–5 лет Пальчиковые игры развивают речь, память, фантазию, воображение и создают благоприятную атмосферу. Поэтому они очень полезны. 1. Игра «Кролик».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пальчиковые игры для 1–4 классов
Опубликовано: 15 июня 2022 в 05:19
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД