Елена Васильевна Шакирова
Мастер класс «Один день из жизни моей группы» «Эмоционально-нравственная сфера дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 50 г. Челябинска»
454015, г. Челябинск, ул. Шагольская 1 квартал, 6 «б», тел: 8(351)2830726,
madou.50@mail.ru
Мастер класс
Тема: «Один день из жизни моей группы»
Воспитатель:
Шакирова Елена Васильевна
Челябинск, 2018
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я представлю вам мастер класс на тему «Один день из жизни моей группы».
Публикация «Мастер класс „Один день из жизни моей группы“ „Эмоционально-нравственная сфера дошкольников“» размещена в разделах
В нашем детском саду с 2015 года внедрена программа «Эмоционально - нравственная сфера дошкольников». На основе этой программы нами проводятся занятия, направленные на воспитание эмоционально - положительных качеств личности ребёнка!
Во- первых, что такое эмоции? Какие эмоции вы знаете?
Молодцы! А сейчас, я попрошу педагогов, назвавших эмоцию радость (грусть, удивление, страх, горе, спокойствие, выйти ко мне (если педагогов мало, то прошу выйти ко мне и взять своего соседа, одного, или двух, пожалуйста.
Спасибо! Присаживайтесь.
Каждый день в нашей группе начинается с утреннего приёма и приветствия, которое результативно работает на то, чтобы ребёнку было эмоционально- комфортно проживать целый день в детском саду.
Уважаемые коллеги, сейчас мы с вами попробуем поприветствовать другу друга, так, как это делают дети. Попрошу вас встать в круг. С детьми мы приветствуем друг друга разными способами, некоторые из них они придумывают сами.
Итак, давайте поприветствуем друг друга кончиками пальцев, кулачками, коленями. Можем приветствовать друг друга по кругу, в парах. Детям также очень нравится приветствие ушами и кончиками пальцев ног. Спасибо большое! Вот так у нас проходит утреннее приветствие.
А ещё, в нашей группе есть положительные установки для родителей. Родители, заходя в группу, читают эти установки. Дети уже привыкли к такой традиции. Бывают ситуации, что родители забывают про установки, или спешат. Дети уже сами напоминают им об этом, даже показывают, какую фразу они хотели бы услышать, так как на каждой установке есть рисунок. Это очень удобно, ведь не все дети умеют читать, и им проще будет назвать рисунок. Все мы знаем, что не всегда утром дети идут в детский сад с желанием и хорошим настроением. Такие установки приходят в помощь родителям. Поэтому, мы и придумали такой приём, который результативно работает на то, чтобы ребёнку было комфортно в детском саду.
В течении всей недели, в нашей группе проходят занятия в соответствии программы. Тематика занятий основана на эмоциях, которые мы испытываем. К примеру, одна из недель называется «Горе». Одно из занятий такой недели мы можем провести в виде театра по сказке «Федорино горе». Дети эту сказку знают, так как, в течение всей недели мы с детьми читаем эту сказку, смотрим, обсуждаем, рисуем, лепим. И, в итоге, мы обыгрываем отрывок из этой сказки.
Уважаемые коллеги, мне нужна ваша помощь, подойдите, пожалуйста, ком мне. Сейчас мы с вами проиграем отрывок такого занятия. Главный персонаж Федора. Я выбираю одного ребёнка, который хочет поучаствовать, он у нас Федора. Вы сегодня будете Федорой. А вы будете изображать посуду. Встаём в круг, посередине стоит Федора, а по кругу идёт обиженная посуда, которая уходит от этой грязнули. Я начинаю читать отрывок из сказки (фоном звучит отрывок сказки). Федора изображает горе, ревёт, качает головой, смотрит грустными глазами на посуду, которая уходит от неё и говорит:»Ой, Ой, ой…». А посуда не просто идёт по кругу, она ведь обижена на Федору. Чайник пыхтит от обиды. Блюдца, чашки, ложки и вилки звенят обиженно, похлопывают себя. Посуда идёт и идёт. Первые два круга проходим самостоятельно, изображая эмоцию обиды. Потом я могу раздать музыкальные инструменты. Чайнику металлофон, остальным треугольники и кастоньеты. И тут уже посуда может показать свою обиду ещё сильней, используя музыкальные инструменты. Если кто-то из ребят тоже хочет быть Федорой, то мы заново обыгрываем эту сказку. Дети при этом используют эмоции, пантомимику и жесты, разные техники. Вот так мы и проигрываем эмоции переживания и горя в течение 20 минут. Эмоции это самое важное.
Потом мы садимся в творческую часть, и каждый рисует ту посуду, которая понравилась (чайник, блюдце, ложка или вилка, или саму Федору. Тут мы можем дать детям или заготовки посуды, или чистые листы бумаги. Тут уже на выбор детей. Могут рисовать как грязную посуду, так и чистую, красивую.
Творческая часть проводится в конце каждого занятия, где мы рисуем, лепим, клеим ту эмоцию, которую прошли на занятии. В данном случае, это эмоция горя.
Не исключено, что могут возникнуть конфликтные ситуации, ссоры среди детей. Для решения этой проблемы у нас есть мирилки. Они включены в программу. Вообще, конфликтные ситуации и их решение это очень актуальная тема, как с точки зрения психологии, так и педагогики. У нас создана целая мирилочная система, которая водится в интересной форме.
Суть самой ссоры, мы как педагоги знаем, нужно помирить детей. Есть мирилки в стихотворной форме для малышей. Для старших детей есть более осознанные мирилки. Для того чтобы дети понимали, что после мирилки, они должны не просто помириться, но и вложить свою энергетику. Потому что когда он её потратил, когда обидел другого человека, он должен загладить эту вину. Не просто произнести слова : «Мирись, мирись, мирись, и больше не дерись…». У ребёнка не откладывается это. Мы решили сделать это творчески.
Во- первых, я обязательно разговариваю и с одной стороной конфликта, и с другой. Выясняю тему ссоры, и конечно, предлагаю им несколько приёмов для примирения, то, что у нас есть: спеть песню, рассказать стихотворение, нарисовать рисунок друг для друга. Прежде всего, ребёнок закладывает свою энергетику. Он должен залатать эту ситуацию осознанно. И тогда, другой ребёнок будет доволен тем, что ему на память остался рисунок, или ему спели песню. Ребёнок вносит свой вклад в то, чтобы помириться. Мы учим тому, чтобы дети учились прощать друг друга. Ставили себя на место того ребёнка, кто прав, или наоборот, не прав. Чтобы они могли почувствовать, как другому ребёнку больно и обидно от этой ссоры. Это уже элементы примирения. И после этого мы уже проводим коллективную мирилку на примирение в виде стихотворений и подвижных игр (ручеёк).
Уважаемые коллеги, сейчас мы с вами проиграем один из способов примирения. Прошу вас встать в круг. Сближающие приёмы работают очень позитивно. Берём салфетку, прижимаем её между своей щекой и щекой соседа, проносим по кругу так, чтобы она не упала. Молодцы! Все справились! Присаживайтесь.
Плюс ко всему, работа с родителями идет таким же путём. Если ссора сильная, и мы понимаем, что нужно подкрепление родителей, мы обязательно разговариваем с ними об этом. С ребёнком дома нужно побеседовать о том, что в конфликте может быть виноват и другой ребёнок, что и он сам может быть не прав. Рекомендуем нарисовать рисунок для того ребёнка, с которым произошла ссора, чтобы утром ему его отдать. И тогда ребёнок приносит рисунок и просит его принять. Эта тема уже продолжается на утреннем приёме. Когда мы принимаем детей, можем рассказать, что Саша нарисовал для Паши рисунок, ещё раз просит прощения у Паши, что он осознал свой поступок.
Ещё, у нас есть такой уголок уединения, и не просто уединения, это чудо уголок! С обидой дети могут долго сидеть. Когда ситуация переходит на действие, конфликт уходит быстрее. Дети, даже находясь в ссоре, или уже помирившись, могут посидеть в уголке уединения и успокоиться. Поиграть в камушки, ракушки, игрушки. Поперекладывать камни пальцами ног с одного берега на другой. Посидеть в палатке (хануме) или на коврике. Разложить камешки по узору на листе бумаги, или на песке. Рвут бумагу. Тем самым, снимают свой стресс.
В конце каждой недели у нас есть особенный день. Если это была неделя, темой которой было «Горе», значит в пятницу в нашей группе День горя. Дети, с помощью родителей, приносят в группу кусочек своего горя. Это может быть рисунок или воздушный шар с изображением эмоции горя, игрушки, что-то горькое, или кислое, допустим, конфеты. Обязательно, мы делимся этим горем с другими детьми. Можем сходить в соседнюю группу, и поделиться с ними кусочком горя, подарив им рисунки или шарики. Можем выйти на прогулку, и поделиться кусочком горя с другими группами, спев им песню о горе.
В конце каждого дня, дети, уходя домой, наклеивают кусочек своего настроения на лист бумаги, где изображена разбитая тарелка, это маленькие кусочки разноцветной бумаги. Цвет настроения состоит из цветов радуги. Если у детей было хорошее настроение, они приклеивают красный или оранжевый цвет. Если плохое, то синий и фиолетовый. Если, и не хорошее и не плохое, если ребёнок не смог определиться, то жёлтый, зелёный или голубой. Такой рисунок висит на стене или двери при выходе из группы. Рядом с ним, на полке стоят стаканчики с кусочками разноцветной бумаги и клей.
Вот так проходит один день в нашей группе.
В заключение своего мастер класса, я хотела бы прочитать вам замечательное стихотворение, которое написала Любовь Терехова.
…Семнадцать раз обнять,
поцеловать раз десять…
Лишь так счастливей стать
Сумеют наши дети.
Целуйте их всегда,
Ласкайте и купайте…
Хоть в доме – нищета,
Игрушки покупайте!
Пусть он растет не так,
– о будущем мечтайте!
Любви, хоть на пятак,
Ребенку отпускайте!
Досаде вопреки,
– ребенка обнимайте,
И в нежность, как в силки,
Его вы заключайте!
Иначе – дьявол злой,
Его уловит в сети…
Любовь. Добро. Покой –
О них мечтают дети.
А нам все недосуг,
и гонит нас работа:
Чтоб все как у подруг –
Наряды и работа.
Чтоб все, как у людей –
И интерьер, и дача…
Не видим слез детей,
Когда ночами плачут.
Пока мы свой карман
Для них же – набиваем,
Их гладит наркоман,
а мы о том не знаем.
Целует их маньяк:
Любви им не хватает…
Они не просто так,
Как птицы, улетают.
И нам их не догнать,
Они парят в нирване…
Ах, если б это знать
Мы все могли заранее.
Семнадцать раз обнять,
Поцеловать раз десять…
Лишь так счастливей стать
Сумеют наши дети!
Спасибо за внимание!