Оксана Зырянова
Мастер-класс «Обучение игровым приемам работы со сказкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Кому будет полезен этот мастер-класс?
Тем, кто любит слушать, рассказывать, понимать и играть сказки …
На мастер-классе вы сможете :
•увидеть, оценить и (при желании) почувствовать эффективность приёма;
•провести время в обществе интересных людей, поделиться своими идеями, фантазиями и всё это с пользой для себя.
Цель: показать приёмы работы по сказкам с детьми старшего дошкольного возраста.
Публикация «Мастер-класс „Обучение игровым приемам работы со сказкой“» размещена в разделах
Первый приём, который я хочу вам показать называется «Сказка-домик». Этот приём поможет запомнить даже самую сложную сказку пересказать её самостоятельно. Известный фольклорист Владимир Проп предлагает нам рассмотреть сказку как маленький домик, построенный из кубиков, где каждый кубик имеет в конструкции определнное значение. Вот как он предлагает это сделать.
ВЫБИРАЕМ ТРЁХ ЧЕЛОВЕКА
Сейчас мы с вами вспомним сказку «Гуси-лебеди». Вам необходимо построить из этих кубиков домик-сказку, а какой будет домик вы решите сами. Готовы?
А давайте вспомним героев сказки? (Алёнушка, братец Иванушка, мама, папа, Баба-Яга, Печка, Яблонька, Речка, Гуси-лебеди)
ТРЕБОВАТЬ ПОЛНЫХ ОТВЕТОВ
•С чего начиналась сказка? (родители уехали) Они отлучились – 1-й кубик «отлучка»
•Что они наказывали детям? (не уходить) – 2-й кубик «запрет»
•А что же дети? – 3-й кубик «нарушение запрета»
•Что сделала Алёнушка? (стала искать брата) Назовем условно «отъезд героя» - 4-й кубик. Герой может уехать, убежать, т. е. начинается его приключения.
•Что делает Алёнушка, чтобы найти братца? (спрашивает у печки, яблони, речки) Эти волшебные персонажи ставили условия. Ученый называл их «дарителями». 5-й кубик назовем условно «Волшебные помощники»
•Какие условия ставили помощники? Назовём этот кубик «испытание героев» - 6-й кубик.
•Алёнушка воспользовалась дарами? С чем улетели Гуси-лебеди? Алёнушка и её братец спаслись от преследования? – 7-й кубик «счастливый конец».
Мы построили с вами домик-сказку! Каждый построил по-своему, у всех получилось необычно.
Как вы думаете, чем помогает нам этот прием? Что он развивает?
(пересказ, закрепление сказки; такой вид деятельности вызывает интерес у ребенка к сказке; концентрирует внимание ребенка при разборе сказки; развивает мышление, воображение, фантазию, речь (грамматический строй – требовали полных ответов)
И еще один прием, который я хотела бы с вами проработать, называется «Решение проблемной ситуации». Сейчас я буду зачитывать сказочную задачу-ситуацию, вам необходимо будет внимательно выслушать и принять решение для выхода из создавшейся ситуации.
1 задача. Ехал как-то Иван-царевич по чистому полю. Вдруг видит – камень стоит, а от того камня три дорог расходятся. на камне том написано: «Направо пойдёшь – коня потеряешь. Налево пойдёшь – сам погибнешь. Прямо пойдешь – ничего не найдёшь».
Вот вам вопрос: какую же дорогу выбрал Иван-церевич и почему он её выбрал?
2 задача. Выехал Иван-царевич из родного дома, чтобы невесту себе найти и белый свет посмотреть. Ехал, ехал, да почти всю еду, что из дома прихватил, и съел. Осталась у него только одна горбушка хлеба. вдруг видит – навстречу ему идет старичок-лесовичок, от голода спотыкается.
Что делать Ивану-царевичу? Что будет с ним, если он отдаст последнй хлеб?
3 задача. Из далекой Лапландии на встречу с детьми шёл Дед Мороз и нёс … Конечно, мешок с подарками. Но вдруг … (Что могло произойти) Отрицательные персонажи попытались помешать. (Почему они так поступают? Чего им не хватает в жизни? Могли бы вы им помочь)
Благодаря вашей находчивости Дед Мороз смог прийти к детям. А у него в мешке было … (Что бы вы больше всего хотели получить в подарок)
По вашему мнению, на что нацелен этот прием? Что он развивает?
Рефлексия «Дерево Творчества»
Вы сегодня хорошо поработали приглашаю вас к дереву творчества, выразите своё впечатление о мастер-классе на этом дереве, используя следующие обозначения: плоды – мастер-класс прошел плодотворно и с пользой, цветок – понравилось, но не все применимо; листья – не совсем удовлетворен мастер-классом.
Благодарю за внимание! Мне с вами было легко и интересно! А остальным участникам хочу пожелать удачи в ваших выступлениях.