Оксана Борисовна Булгакова
Консультация «Родительские установки и их влияние на развитие личности ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: вместе с родителями проанализировать влияние родительских установок на формирование личности ребенка.
Задачи:
1. Повысить уровень педагогической и психологической культуры родителей в вопросах, связанных с проблемами взаимодействия между родителями и детьми.
2. Раскрыть понятие «директивы».
3. Рассмотреть возможные влияния родительских директив на личность ребенка на примере упражнения «Бумажный человечек».
Материал: силуэты человечков из бумаги по количеству участников, интерактивная доска.
Публикация «Консультация „Родительские установки и их влияние на развитие личности ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Ожидаемый результат: осознание родителями влияния установок на развитие личности ребенка, и как следствие уменьшение количества директивных фраз в адрес ребенка.
1. Оргмомент
- Здравствуйте уважаемые родители. Начать нашу встречу я хотела бы вопросом: как звали отца и мать Александра Сергеевича Пушкина? А как звали его няню? Как вы думаете, почему все вспомнили Арину Родионовну и не вспомнили родителей поэта? Этот пример хорошо демонстрирует тот факт, что именно самый близкий человек, который больше всего проводит времени с ребенком на ранних этапах его жизни, оказывает наибольшее влияние на формирование его личности и картины мира. Именно няню Пушкин вспоминал в своих стихах, и с ее слов писал свои сказки.
2. Теория
- В большинстве семей эту роль самого близкого взрослого, чьими глазами ребенок впервые видит и оценивает мир, являются родители. Родители самые значимые для ребенка люди. Их авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Мы помним об этом, когда сознательно учим чему-то ребенка, подбирая правильные слова и выражения. Но подавляющую часть нашего общения составляют фразы, сказанные невзначай, которые мы не отслеживаем, не контролируем. Сегодня я хотела бы поговорить о родительских директивах. Директивы это скрытые приказания, неявно сформулированные словами или действиями родителей, за неисполнение которых ребенок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно — чувством вины. Исполняя же директиву, человек чувствует себя якобы хорошо. Родительские послания подробно проанализировали американские психотерапевты Боб Гулдинг и Мэри Гулдинг. Авторы исследовали и выделили 12 основных предписаний, которые также называют «двенадцать родительских директив». Существует следующие директивы:
1. "Не живи";
2. "Не будь ребенком";
3. "Не расти";
4. "Не думай";
5. "Не чувствуй";
6. "Не достигай успеха";
7. "Не будь лидером";
8. "Не принадлежи";
9. "Не будь близким";
10. "Не делай";
11. "Не будь самим собой";
12. "Не чувствуй себя хорошо".
3. Практическая часть.
Чтобы наглядно показать вам как директивы действуют на ребенка я предлагаю Вам упражнение «Бумажный человечек». Итак, перед вами лежит фигурка человечка вырезанная из бумаги. Я буду называть фразы соответствующие директивам, ваша задача на каждую названную мной фразу завернут край бумаги, начиная сверху, и хорошо «заутюжить» его ногтем.
• Что ты ведешь себя как маленький
• Глаза б мои на тебя не смотрели
• я все силы отдала тебе, а ты…
• не делай сам это опасно
• без меня получиться плохо
• не высовывайся, будь как всеобщее
• ты у меня такой застенчивый, такой трудный
• никому не доверяй, все люди обманщики
• почему твой друг может, а ты нет?
• Надо же какой ты слабенький
• не умничай.
Посмотрите, что у вас получилось. Как вы думаете, на какие действия способен такой человек? Я думаю на самые бестолковые, тревожные и неэффективные.
А теперь начните хвалить этого человечка, говорите ему поддерживающие слова на каждый отворот бумаги. Похвалили — отвернули, похвалили — отвернули. Давайте будем хвалить вслух все по очереди.
Еще раз посмотрите на своего человечка: каждая фраза, сказанная ребенку, оказывает на него какое-то действие.
- Сказанное казалось бы невзначай и не со зла, постоянно воздействует на психоэмоциональное состояние ребенка, его представление о себе самом, его поведение. Конечно, все поправимо, и во взрослом возрасте мы можем пересмотреть установки. Но нужно ли ждать до того момента, когда ребенок повзрослеет. Оружием против негативной установки может стать контрустановка, причем постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей. Например, контрустановка «Ты много можешь» победит установку «Неумеха, ничего у тебя не получается», но только в случае, если ребенок будет действительно получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (лепка, рисование, пение и так далее). Учитесь трансформировать негативные установки в позитивные, например, когда хочется сказать «Не плачь», остановитесь и спросите… Что мы можем спросить ребенка вместо фразы «Не плач»? - «Что случилось?».
4. Рефлексия.
Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями о нашей работе, о том, что понравилось, что было значимо для вас, что вызвало напряжение.
5. Заключение. Свой выступление я хотела бы закончить следующими словами:
Помните, что дети учатся жить у жизни
• Если ребенка часто подбадривать, он учится верить в себя.
• Если ребенка часто хвалят, он учится быть благородным.
• Если ребенок живет в честности, он учится быть справедливым.
• Если ребенок живет в доверии к миру, он учится верить в людей.
• Если ребенок живет в обстановке принятия, он находит любовь в мире.
Спасибо за внимание, надеюсь, вам понравилось, и вы для себя узнали что-то новое.