Сергеева Татьяна
Мастер-класс «Мартинички»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Мартинички»
Сегодня на мастер классе мы рассмотрим художественное- эстетическое развитие, как инструмент, позволяющий решить одну из задач непрерывного образования - это сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, способность выражать свое отношение к окружающему миру через творчество. И как с помощью творческих задач мы решаем важную проблему – это развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Темочки:
При этом по собственному опыту мы знаем: у большинства современных детей мелкие движения пальцев перестают играть главенствующую роль, а это отрицательно сказывается на общем развитии, развитии речи, мышления ребенка, вызывая в дальнейшем трудности в овладении письмом в школе
Родителям проще дать ребенку планшет или включить мультики, чем заниматься с ним лепкой, плетением, или учить застегивать пуговицы и шнуровать ботинки.
По этому, мы уделяем особое внимание развитию мелкой моторики на занятиях по изобразительной деятельности, как главному условию осуществления познавательной деятельности, обеспечивающему возможности успешного обучения. Проводим занятия с помощью не только традиционных методов, но и с использованием не традиционных технологий.
Конечно, вы знакомы со многими видами не традиционных техник в ИЗО позволяющими развивать мелкую моторику это рисование пальчиками и ладошкой, тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой, различные отпечатки, скатывание бумаги и т. д. Техник различное множество, мы все их используем они не только, дают свои результаты, но и доставляют неподдельную радость детям. Ведь именно в использовании нетрадиционных техник ребенок может проявить свою индивидуальность.
Особую роль в подготовке руки к письму играет рукоделие: вышивка, шитьё, вязание, занятия с нитками.
Но просто завязывать узелки и бантики детям скучно, а вот сделать настоящую куколку, своими руками, это очень интересно. Сегодня я познакомлю вас с нитяной куколкой мартиничкой и вы сами убедитесь, сколько точных движений надо сделать маленьким детским пальчикам, и как это не просто.
(Презентация) Почему мартинички?
• 2 слайд «Из всех существующих в мире загадок
тайна куклы — самая загадочная;
без понимания сущности куклы
невозможно понять и человека»
М. Е. Салтыков — Щедрин
• 3 слайд Народная кукла занимает особое место в воспитании ребенка. Эта та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям его познавательной деятельности. Она говорит её словами и чувствами. Благодаря народной кукле ребенок проходит школу первичной специализации.
• 4слайд
Важное значение для художественно - эстетического развития имеет приобщение ребенка к истокам народного творчества
В группе «Солнышко» Ж. Н. Маленко ведет кружок «Чудесная старина» где ребята знакомятся с традиционными национальными художественными промыслами а также с бытом некоторыми обрядами, песнями, хороводами; воспроизводят образцы народного творчества делают различные тематические поделки.
Все мы провели «масленицу», а 20-го марта был день весеннего равноденствия,22-го марта чудесный традиционный праздник «Жаворонки» к этим праздникам мы с ребятами делали весенних куколок мартиничек - зазывали весну.
• 5 слайд И так, как март — это время встречи двух времен года, праздник всегда украшают куклами «мартиничками». Их вяжут парами: из белых ниток — символ уходящей зимы, из красных — символ весны и красного солнышка. Такие пары куколок развешивают на деревьях, где их раскачивает и вертит весенний ветер.
• 6 слайд Мартинички прикалывали к одежде, привязывали к пояскам, их развешивали в доме и во дворе. Радостные, словно весенние птички, эти куклы вестили всем – «Весна… Весна… Скоро весна…Весна Мы ждем тебя… Приходи скорее…»
• 7 слайд В Молдавии, Румынии и Болгарии к приходу весны также изготавливают пару нитяных кукол, которые называются Мэрцишор. 1 марта красная и белая нитяные фигурки дарятся друзьям и знакомым
• 8 слайд В Болгарии 1 марта – день Бабы Марты, и все болгары c этого дня носят мартинички.
Куклу прикрепляют на одежде, ее изображение есть на открытках. Дарят мартинички и желают здоровье, долгих лет жизни, плодородия
• 9 слайд А еще в давние времена родители одевали детишек (как мальчиков, так и девочек) в длинные рубахи из полотна. Поэтому и народные куклы Мартинички делались бесполыми : головка, ручки и рубашечка. Отличались мужская кукла и женская только цветом ниток.
• 10 слайд И только во второй половине двадцатого века стали изготавливать декоративные разнополые куклы. Женская - как бы в платье, а мужская - с двумя ногами, как бы в штанах. Да и цвета ниток у нынешних декоративных кукол Мартиничек могут быть самые разнообразные, а не только красный и белый.
• 11 слайд Конечно, сделать таких нитяных куколок можно и для игры детям, и для подарков, и даже для украшения одежды, сумок, поясов.
• 12 слайд картинка
• 13 слайд картинка
• 14 слайд Сейчас я научу вас делать такую куколку своими руками
• 15 слайд
• Понадобится:
- пряжа красного и белого цвета;
- нитки;
- шаблон из картона 6х7 см (размер можно взять любой).-ножницы
• 16 слайд Наматываем нитки на картонку по длинной стороне,делаем 25-30
• 17 слайд Под верхний сгиб пропускаем нить и завязываем.
Нижний сгиб разрезаем.
• 18 слайд распрямляем
• 19 слайд Оформляем головку куколки. Отступаем немного вниз от узла и обвязываем ниткой. Под узел можно подложить небольшой шарик из шерсти или ветоши, можно горошинку или бусинку, тогда головка получится круглей.
• 20 слайд Наматываем нитки на картонный шаблон по ширине, разрезаем с двух сторон.
• 21 слайд Обвязываем концы пучка ниток с каждой стороны. Получились ручки.
• 22 слайд Перевязываем куколку по талии. Мартиничка готова.
• 23 слайд картинка готовых мартиничек
• 24 слайд Посмотрев, в какие куклы играют дети, делаем вывод о том, что современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной народной кукле. Поэтому учитывая значимость куклы, как игрушки для ребенка, необходимо знакомить дошкольников с народной куклой, что поможет приобщать их в дальнейшем к национальной культуре России.
• Спасибо за внимание!