Козлова Алена Николаевна
Мастер-класс для педагогов «Изготовление платковых кукол»
▼ Скачать + Заказать документы
Стремительный темп обновления общества неизбежно ведет к изменению системы образования и воспитания. Перед нашим государством, школой, педагогами и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только физически и психически здоровым, но и инициативным, думающим человеком, способным на творческий подход к выполнению любого дела, за которое он бы ни взялся.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Изготовление платковых кукол“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Платковые куклы
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Театрализованная игра - одна из самых эффективных видов деятельности, используемая для развития у детей дошкольного возраста творческих способностей. Каждое литературное произведение или сказка всегда имеет нравственную направленность (учит дружбе, доброте, честности, смелости и др.). В сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Таким образом, театрализованная игра, основанная на детских литературных произведениях, способствует формированию у дошкольников опыта социальных навыков поведения.
Именно способность ребёнка к подражанию позволяет педагогу через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
А также помогает ему решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Таким образом ребенок учится преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворять любые интересы и желания ребёнка.
Понимая важное значение театрализованных игр в воспитании и обучении ребёнка дошкольного возраста, я использую театрализацию в своей работе.
Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполнив её яркими впечатлениями, интересными делами.
Всем знакома истина: «Всё новое – хорошо забытое старое». Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь и в повседневной работе с детьми по умственному, нравственному, эстетическому воспитанию дошкольников.
Для реализации поставленных задач я создала определённые условия, способствующие развитию театральных способностей у детей. Одним из основных условий является изготовление платковых кукол.
Цель мастер класса
• Способствовать формированию представлений педагогов о разнообразии кукольного театра.
• Заинтересовать и побудить педагогов к изготовлению куклы из подручного материала своими руками (платковая кукла) для театра с последующим использованием в театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста.
• Помочь педагогам сделать обычное - интересным.
Задачи мастер-класса :
- дать практические знания и умения по изготовлению простейшей театральной куклы с использованием платка;
- инициировать поиск приёмов работы с разным подручным материалом;
- способствовать организации самостоятельной деятельности педагогов;
- привлечь внимание педагогов к театрализованной деятельности.
Назначение мастер-класса.
Мастер-класс предназначен для педагогов МДОУ. Каждый педагог знает о важности и значимости театрализованной деятельности в детском саду. Ведь театр открывает множество дверей к сердцу ребёнка.
Ожидаемый результат мастер-класса
• сформированность представлений о разнообразии кукольного театра у педагогов – участников мастер – класса;
• заинтересовать педагогов в изготовлении куклы из подручного материала своими руками;
• умение педагогов изготавливать платковую куклу из подручных материалов.
Ход проведения мастер- класса.
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению платковой куклы для театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Яркие и зрелищные платковые куклы послужат настоящим украшением любой театральной постановки, досуга детей. Их можно использовать как яркий сюрприз любого занятия. Это наглядный материал, доступный метод игры. Платковые куклы обогащают детей яркими впечатлениями, развивают творческие способности, память, мышление, речь, воображение, внимание, а также расширяют кругозор. Воспитывают в детях инициативность, выдержку, доброжелательность и коммуникабельность в отношениях со сверстниками.
У платковой куклы вместо рук работают руки кукловода на специальных резинках, пришитых к платью – костюму куклы. Основа имитации платья куклы- треугольник или квадрат из ткани, готовый взрослый платок или косынка.
Голова куклы крепится к платью в районе шеи и вешается на пришитых верёвочках на шею кукловода. Такая кукла позволяет выделить самые тонкие нюансы чувств и настроения героя, она обладает выразительной жестикуляцией и может исполнять сложные движения, действия, недоступные другим куклам (ходить, танцевать, сидеть, указывать, писать, брать за руку, гладить по голове ребёнка и т. д.).
Чтобы изготовить платковую куклу, не требуется много времени и больших материальных затрат, её можно сделать из подручного материала.
Для того чтобы сделать платковую куклу, нам понадобятся следующие материалы:
- картон и цветная бумага;
- моток цветной пряжи или мулине;
- готовые платки или цветная ткань;
- резинка (50 см);
- тесьма;
- банты или лента (1м);
- ножницы;
- иголка и нитки;
- клей (ПВА, титан) или пистолет клеевой;
- декоративные глазки;
- гуашь, кисть.
Этапы изготовления куклы
1 этап - изготовление головы куклы
1. Из листа бумаги формат А4 вырезаем круг (голова).
2. Наклеиваем его на картон. Это заготовка будущих персонажей.
3. Начинаем оформлять лицо куклы. Глаза, нос, рот и т. д. Приклеиваем глаза и реснички с помощью клея к лицу куклы.
4. На обороте головы закрепляем две тесёмочки (завязки)
5. С обратной стороны головы куклы приклеиваем с помощью клея кусок картона, чтобы скрыть изъяны работы.
6. Из пряжи делаем волосы. Для этого мы нарезаем определённое количество нитей (лучше побольше, чтобы волосы получились густыми) по 1 метру в длину. Перевязываем готовое количество нитей ровно по середине, таким же способом делаем «чёлку» (примерно 8 см в длину).
7. Заплетаем косички с двух сторон, завязываем банты (ленты).
8. Приклеиваем с помощью клея «чёлку» и косички к голове куклы.
Вот голова нашей куклы готова!
2 этап – изготовление туловища (платья) куклы
1. Берём платок или кусок ткани (размер 1,5*1,5;1*1) – квадрат;
2. Складываем по диагонали пополам;
3. Широкую часть платка, середину, «собираем» с помощью иголки и нитки в один пучок (получаем большие волны на платке);
4. К концам платка широкой части пришиваем петли из резинки;
5. Набранную часть платка приклеиваем с помощью клея к обратной стороне готовой головы куклы.
Наша платковая кукла для театрализованной деятельности готова!
Для упрощения изготовления платковых кукол, можно использовать нарисованные на картоне или отксерокопированные на принтере маски героев любимых сказок, а для туловища (платья) использовать один платок уголками вверх и вниз, а к боковым уголкам пришиваем петли из резинки.
Самодельная платковая кукла у творческого педагога находит широкое применение в воспитательно-образовательном процессе в работе с детьми дошкольного возраста. Это чудо-пособие имеет обучающее, воспитательное и развивающее значение, которое приносит детям огромную радость и восхищение при игре с ним. Дети очень любят играть с этими куклами.
С помощью этих кукол дети с большим удовольствием принимают участие в играх драматизациях знакомых сказок, так же используют их в досуговой деятельности, на праздниках, развлечениях и в повседневной самостоятельной, театрализованной деятельности. Через кукольный образ дети получают новые знания: интеллектуальные, нравственные и эстетические, у детей развивается речь. Платковые куклы очень просты в обращении. Они стали постоянным источником радости, стремление детей выражать свои чувства, эмоции через определённый кукольный образ.
Свой мастер-класс я хотела бы завершить стихотворением Алёны Рычковой «Рождение куклы» :
Тряпье, да иголка, да ниток катушка.
В умелых руках оживает игрушка.
Влагает в нее непонятною властью
Частицу души своей кукольный мастер.
Наверное, так же ночными часами,
Трудился, когда-то, Создатель над нами.
Рождение куклы из разного хлама
Подобно явлению миру Адама.
Бывает довольно кусочка рогожки,
Чтоб вылепить тело, и ручки, и ножки.
Вот труд завершен, старых ножниц щелчок-
И мир изучает пытливый зрачок.
Живёт человечек! И сквозь бесконечность
Глядит на него прекрасная Вечность.