Наталья Анатольевна Калюга
Мастер-класс «Использование народной вышивки в работе со старшими дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Мое увлечение – вышивание крестиком. Нет, наверное, более популярного вида рукоделия, чем вышивание крестиком. Оно возникло еще в те времена, когда люди только научились держать в руках иголку и сделали свой первый стежок, чтобы просто скрепить куски шкуры, а потом и ткани. Научившись изготавливать одежду, женщины придумали вышивку – каждая мастерица сочиняла свой узор, Они работали нитками из льна, конопли, хлопка, шерсти, шелка и даже натурального волоса. Женщины расшивали одежду, полотенца, скатерти, наволочки.
Публикация «Мастер-класс „Использование народной вышивки в работе со старшими дошкольниками“» размещена в разделах
Большое место в узорах русской вышивки занимают животные. Животные – один из самых древних и популярных мотивов вышивки. Они окружали человека на протяжении всей его жизни, служа оберегом, символизируя связь поколений и просто радуя глаз. Птица в вышивки символизировала наступление весны, счастья.
Анималистический жанр является одним из наиболее популярных, как в вышивки, так и в изобразительном искусстве. Он также и самый древний. Именно с наскальных изображений животных, дошедших до наших дней из древних эпох палеолита, в сущности и начинается история изобразительного искусства. И уже в те древние времена возникла характерная особенность анималистического жанра – сочетание в образе животного естественно – научного и художественного начал.
Особое магическое значение имели изображении животных в скифской, китайской, индийской и египетской культурах. Декоративное искусство скифов даже получило название «звериный стиль» из – за обилия в нем изображений животных.
С начала XIX века популярность анималистического жанра начала все больше возрастать. Наряду с романтическим восхищением, силой и ловкостью зверя проявилось стремление к точному изображению животных. Художники – анималисты начали обращать пристальное внимание на такие стороны натуры, как фактура шерсти, оперения, устанавливать цветовую связь между изображаемым животным и пейзажем.
В русском изобразительном искусстве XX века образовалась большая группа анималистов, в том числе иллюстраторов книг для детей, которые придерживались классических традиций в трактовке образа животного. Среди них следует особо отметить В. А. Ватагина, И. С. Ефимова, А. В. Марца, Е. И. Чарушина.
Опытные вышивальщицы способны в точности скопировать картину любого художника – анималиста. Это могут быть «портреты» реальных животных, изображения сказочных персонажей, а также зверей в естественной среде обитания.
Чтобы животные на вышивках выглядели реалистично, при создании таких произведений необходимо не только ровно и аккуратно класть стежки и соответствующего цвета, но и учитывать определенные принципы и технические особенности изображения животных.
Недаром существует понятие художественной вышивки, ведь в этом виде рукоделия действуют те же законы, что и в изобразительном искусстве, а вышивальщица превращается в настоящую художницу, правда, вместо кисти, красок, карандашей она использует иглу и нитки.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста мною были предложены занятия по обучению детей вышиванию крестиком, которые проводятся в свободной досуговой деятельности.
Подготовка детей 5 – 7 летнего возраста к обучению в школе – одна из актуальных проблем современной педагогики. Одной из важных задач современной школы является работа по формированию каллиграфически правильного письма, так как сам процесс такого письма служит важным средством воспитания эстетических вкусов, волевых интеллектуальных качеств.
Для того, чтобы правильно и красиво писать, необходимо тренировать руку ребенка еще в дошкольном возрасте.
Ни много, ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы, осознанные или неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движениях пальцев. Ученые, изучая деятельность детского мозга, психику отметили большое стимулирующее значение функции руки. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
На занятиях по обучению детей вышиванию крестиком, я включаю творческие минутки, посвященные рисованию. Рисование графических фигур – отличный способ разработки мелких мышц руки ребенка.
Мы с детьми создаем свои счетные схемы – образы. Сначала дети рисуют схемы, раскрашивают их, а потом вышивают фигуры крестиком. Детям нравится копировать готовые вышивки, перерисовывая узор на бумагу.
На НОД «Познание», я уже много лет использую графические диктанты. Данная работа способствует развитию у детей ориентировке в пространстве, на плоскости, что позволяет ребенку в школе легко ориентироваться в тетради.
Все дети легко справляются с материалом и прекрасно его усваивают. При этом занятия вызывают у них огромный интерес, они испытывают удовольствие и радость, что непосредственно влияет на эмоциональное состояние ребенка. В процессе работы формируются внимание, глазомер ребенка, зрительная память, аккуратность, фантазия, воспитывается трудолюбие, усидчивость, развитие мелких мышц кисти руки.
Используемая литература :
«Вышивка крестом» №5,3., 2008г.
Доброва Е. В. «Вышивание крестом : звери, рыбы, птицы» - М., 2006г.
Еременко Т. И. «Рукоделие» - М., 2011г.