Людмила Путилина
Конспект интегрированного занятия «Сопоставление сказки Шарля Перро «Золушка» и сказки «Золушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер –класс (интегрированное занятие)
«Сопоставление сказки Шарля Перро «Золушка» и сказки «Золушка».
Цель: развитие речи детей во время сопоставления сказок «Золушка».
Задачи:
1)развивать умение сопоставлять прочитанное, находить общее и различное;
2)упражнять в умении осмысливать содержание, характеры персонажей
сказок;
3)упражнять в умении строить антонимические ряды к заданному определению;
4)развивать умение придумывать продолжение предложения;
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Сопоставление сказки Шарля Перро „Золушка“ и сказки „Золушка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Шарль Перро
- «Золушка»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
5)развивать речетворческие способности детей.
Словарная работа:
злая – добрая, жадная – щедрая, грубая – вежливая, ласковая;
неряшливая – аккуратная; ленивая – трудолюбивая;
рассеянная – внимательная; бессердечная, гордячка.
Предварительная работа: чтение сказок «Золушка» в 2-х вариантах; беседа по прочитанному; пословицы о труде, загадки о предметах,необходимых для шитья.
Материал: иллюстрации к сказке «Золушка», конверт с письмом (цифры- буквы, пословицы, чудесный мешочек (иголка с ниткой, ножницы, утюг, катушка с нитками, напёрсток); волшебная палочка, запись магнитофонная «Приходи сказка», бой часов, схемы к сказке, модели платьев.
Методика проведения: путешествие в сказку.
В: Ребята, вы любите сказки? (ответы детей).
В: И я их очень люблю. Хотите вместе со мной отправиться в страну сказок?
(ответы детей).
В: Тогда повторяйте за мной:
Тише, тише тишина…
Сказка к нам идёт сама.
Ветерком прохладным вея,
В сказку дверь открыла …фея.
Звучит музыка «Приходи сказка».
В: Здесь лежит какой – то конверт. Как вы думаете, от кого это письмо. (ответы детей).
В: Наверное, это письмо от Феи. Давайте его прочитаем.
Ребёнок читает письмо:
РЕБЯТА! РАЗЛОЖИТЕ ЦИФРЫ ПО ПОРЯДКУ И ВЫ УЗНАЕТЕ, В КАКУЮ
СКАЗКУ ВЫ ПОПАЛИ.
(В конверте лежат геометрические фигуры с цифрами и буквами ЗОЛУШКА).
На доске выкладывают дети слово ЗОЛУШКА.
В: Ребята! Вспомните, кто написал сказку «Золушка»? (Французский писатель Шарль Перро).
В: Мы с вами прочитали 2 сказки «Золушка».
- О ком рассказывается в этих сказках? (ответы детей)
- Давайте вспомним, чем отличаются и что общего в этих сказках?
На доске схемы сказок.
- Как начинаются эти сказки? (ответы детей)
Ш. Перро «Золушка» Повесить таблицу №1.
(Жил однажды богатый и знатный человек. У него умерла жена, и он женился второй раз на такой бессердечной гордячке, какой больше не сыщешь. У неё было 2 дочери во всём похожие на мамашу, - такие же заносчивые злюки. А у мужа бала дочка на редкость кроткая и ласковая, вся в покойную свою мать, добрейшую женщину в мире)
Сказка «Золушка».
(Давным – давно жил – был старый дровосек. Была у него злая - презлая жена и 2 дочери – родная и приёмная. Приёмная дочка была вредной и ленивой, а родная, ЗОЛУШКА – доброй да работящей).
- Чем различаются сказки? (ответы детей).
(Отец Золушки богатый знатный человек - дровосек; мачеха и 2 дочери – мачеха 1 дочь)
- А какие были мачеха и Золушка мы расскажем в игре «Скажи наоборот».
Я говорю о мачехе, а вы о Золушке, какая она, я начинаю предложение, а вы продолжаете.
Игра «Скажи наоборот»
Мачеха злая, жадная, а Золушка (добрая, щедрая)
Мачеха грубая, а Золушка… (вежливая, ласковая)
Мачеха неряшливая, а Золушка… (аккуратная)
Мачеха ленивая, а Золушка… (трудолюбивая)
Мачеха рассеянная, а Золушка… (внимательная)
В: Вот мы и вспомнили, какая мачеха и какая Золушка.
В: Ребята! Кто помнит, откуда появилось такое имя – Золушка.
(Окончив работу, бедняга забивалась в уголок у самого очага и садилась прямо на золу, за что старшая мачехина дочка прозвала её Замарашкой. Но младшая, не такая грубиянка, как сестра, стала звать её Золушкой)
В: Посмотрите, вот лежит волшебная палочка Феи. До кого она дотронется,тот превратится в Золушку.
(Воспитатель касается палочкой ребёнка и «превращает» его в Золушку)
Золушка: Ребята! Сегодня моя мачеха и сёстры едут на бал во дворец. Мне так хочется хоть в окошко посмотреть, как они будут веселиться. Но я не могу. Мачеха задала мне очень много работы.
В: Ребята! Мне очень жалко Золушку. А вам?
Как вы думаете, мы можем чем – нибудь помочь ей? (ответы детей)
В: Я знала, что вы добрые, отзывчивые дети. Давайте поможем Золушке выполнить её дела. Золушка показывай, что надо делать.
Золушка: Спасибо за добрые слова. Я тоже хочу поиграть с вами в игру «Добавь словечко». Я буду начинать предложение и показывать действия, а вы заканчивать и повторять предложение.
Игра «Добавь словечко» с показом действий.
Золушка:Я готовлю обед. Дети: Мы готовим обед…
Я чищу … посуду.
Я стираю …бельё.
Я глажу …платья, рубашки, юбку.
Я шью… одежду.
Я штопаю … носки.
Я поливаю … огород.
Я колю …дрова.
Я мою… полы, лестницу, посуду.
В: Дети! Раз Золушка столько много умеет делать, что можно сказать о Золушке, какая она? (ответы детей). Трудолюбивая.
О таких людях сложено немало пословиц. Давайте вспомним, какие пословицы о труде вы знаете? (ответы детей).
«Скучен день до вечера, коли делать нечего».
«Умелые руки не знают скуки».
«Делу время, потехе – час».
«Без труда не вынешь и рыбку из пруда».
В: Как вы думаете, какая пословица подходит Золушке? (ответы детей)
В: А я знаю ещё одну пословицу: «Кто трудится, у того всё сбудется»! Запомните её, пожалуйста.
Дети повторяют пословицу хором, а потом 2-3 человека индивидуально.
В: А теперь Золушкой будет (Воспитатель касается волшебной палочкой ребёнка).
Золушка: Дрова я напилила, зёрна разобрала, тесто замесила. Осталось только сшить платья для мачехи и сестёр.
В: Ребята! Как вы думаете, справедливо поступила мачеха? (ответы детей).
В: Вы хотите помочь Золушке? (ответы детей).
Тогда нам не обойтись без чудесного без чудесного мешочка.
В: Угадайте, без каких помощников не обойтись Золушке?
А вот и чудесный мешочек. Давайте поиграем с ним.
Д/И «Чудесный мешочек».
Дети загадывают загадки и отгадывают их.
1.Птичка – невеличка,
Носик стальной,
Хвостик льняной. (иголка с ниткой)
2.Инструмент бывалый
Не большой, не малый,
У него полно забот,
Он и режет, и стрижёт (ножницы).
3.На пальце одном
Ведёрко вверх дном (напёрсток).
4.Кошка лапой меня катала,
На мне все нитки размотала (катушка с нитками)
5.Гладит всё, чего касается,
А дотронешься – кусается (утюг).
В: Какие вы молодцы, как много загадок знаете.
В: Вот перед вами 2 предмета: ножницы, ткань. Придумайте небылицу про эти 2 предмета. Например, ткань разрезала ножницы. Дети, придумайте предложения со словами (нитки- ножницы, напёрсток – иголка, катушка – нитки, рубашка – утюг).
Нитки отрезали ножницы.
Напёрсток уколол иголку.
Катушка наматывалась на нитки.
Рубашка гладила утюг.
Нитка шила иголкой.
В: Что ж, ребята, мы хорошо отдохнули, пора и за дело приниматься. Недаром говорится: «Делу время, потехе – час».Пора выполнить последнее задание Золушки: сшить наряды для мачехи и её дочерей. Дети, а вы умеете выбирать фасон, делать выкройки, кроить ткань, смётывать. Но мы живём с вами в 21 веке. А теперь наступило время для сюрприза.
- Кто в сказке помогает Золушке попасть на бал? (ответы детей).
- А вы бы хотели стать феями и волшебниками? (ответы детей).
- Какое бы платье вы предложили Золушке? Вывесить платья.
Дети выбирают фасон платья и описывают выбранные модели по схеме: ткань, цвет, рукав, украшение, воротник.
Рисование платья под музыку (песня «Золушка»)
В: Все ваши платья очень красивые, нарядные, чудесные. Я думаю, что Золушка с удовольствием их будет носить. Дорогие ребята! Вы сегодня были настоящими феями и волшебниками. Ваша дружба и помощь помогли Золушке стать счастливой. Плохо только, что мачеха и сёстры её обижают.
Придумайте, пожалуйста, как изменить их вредные привычки. (ответы детей)
Я думаю…накормить их вкусной едой.
Заколдовать на хорошие слова и поступки.
Ухаживать за ними, если заболеют.
Дарить им почаще цветы.
Улыбаться им.
В: Наше путешествие в сказку подошло к концу. Сейчас часы пробьют 12 раз и мы снова вернёмся в д/сад. (Бьют часы). дети считают.
В: Ребята! вам понравилось наше путешествие? (ответы детей)
- Что понравилось?
- Что нового мы сегодня узнали?
- Что запомнилось больше всего?
- Чему учит сказка «Золушка»?
(Надо быть добрыми, отзывчивыми, трудолюбивыми, ласковыми, кроткими,милыми, вежливыми, внимательными и тогда вы обязательно станете счастливыми и найдёте своего принца или принцессу)
- Чем заканчивается сказка «Золушка»?