Елена Балова
Мастер-класс «Досуговая деятельность в детском саду. Приобщение детей к театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс музыкального руководителя Баловой Елены Юрьевны
«Досуговая деятельность в детском саду. Приобщение детей к театрализованной деятельности».
Любое театрализованное представление станет наиболее запоминающимся, ярким, праздничным, конечно, благодаря встрече с любимыми сказочными героями. Наша задача – наиболее точно и правдоподобно воссоздать образ долгожданных гостей сказок. Поэтому в нашем детском саду на протяжении последних 6 лет ведётся большая работа по созданию детских и взрослых костюмов. В нашей костюмерной уже более 400 разнообразных костюмов. И сегодня нам бы очень хотелось представить вашему вниманию самые лучшие и яркие образы сказочных героев, созданные силами сотрудников и родителей. Итак, ДЕФИЛЕ «В гостях у сказки», поддержите аплодисментами наших артистов.
Публикация «Мастер-класс „Досуговая деятельность в детском саду, Приобщение детей к театрализованной деятельности“» размещена в разделах
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» ноябрь 2014
Дефиле
Игра «Знакомство»
Игра «Есть ли нет?»
Предлагаю игру на развитие внимания, памяти и образного мышления.
Все играющие стоят в кругу и берутся за руки. Если вы согласны с утверждением, то поднимаете руки вверх и кричите «Да!»; если не согласны, опускаете руки вниз и кричите «Нет!»
Есть ли в поле светлячки?
Есть ли в море рыбки?
Есть ли крылья у телёнка?
Есть ли клюв у поросёнка?
Есть ли гребень у горы?
Есть ли двери у норы?
Есть ли хвост у петуха?
Есть ли ключ у скрипки?
Есть ли ли рифма у стиха?
И были здесь ошибки?
Игра «Массаж чувствами»
А теперь я приглашаю вас попутешествовать по удивительному миру эмоций. Садимся в сказочный поезд, поворачиваемся друг за другом, подушечками пальцев упираемся в спину впередистоящего путешественника. Ваша задача: по сигналу с помощью ваших рук, точнее подушечек пальцев передать эмоциональное состояние. Поехали!
Радость – Злость
Любовь – Ненависть
Нежность – Страх
Покой – Грусть
Восхищение!
Восторг!
Всем большое спасибо! Мы немного познакомились друг с другом, проходите пожалуйста, присаживайтесь!
Организация театральной деятельности в д/ саду.
Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребенок имеет свои вещи, игрушки, мебель, одежду и т. д. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых. По играм и как в них играют дети можно представить наше будущее общество.
Поэтому особое значение в детских образовательных учреждениях необходимо уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.
Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.
Цель работы: Раскрытие творческого потенциала ребенка, развитие коммуникативных, артистических способностей, психических процессов детей через театрализованную деятельность
Задачи:
1. Развитие психофизических способностей (мимики, пантомимики); психических процессов (восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти и др., речи (монолог, диалог, творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль)
2. Участие детей в театрализованной игре : разыгрывание стихов, песенок, потешек, мини-сценок, сказок, басен; владение куклой, игрушкой, всеми доступными видами театра (би-ба-бо, теневой, плоскостной, театр на фланелеграфе, театр игрушки, пальчиковый).
3. Дать детям знания детей о театре, его истории, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
4. Изготовление и подбор атрибутов (кукол и игрушек, костюмов) совместно с родителями, создание родительского театра «Театр для всех», совместное празднование Дня театра.
Исходя из цели и задач, поставленные перед коллективом по приобщению детей к театральной деятельности, мы начали с основного и главного принципа – всю работу построили от простого к сложному. Сначала это были эпизоды, сценки на утренниках, концертах, развлечениях, затем это переросло в миниспектакли для детей младшего возраста, совместные концерты родителей и детей, где предоставляется возможность детям взять на себя ту или иную роль какого-то сказочного героя литературного произведения. И такая системная работа стала прочным фундаментом для постановки больших музыкальных спектаклей, что стало опять же традицией. Каждый год это совместное сотворчество родителей, детей и педагогов приносят реальные плоды: сказка «Золушка»; «Снежная Королева»; «Лягушка и Пеликан»; «Под грибом»; «Теремок» и другие.
Конечно же, необходимо создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками (в т. ч. предоставление главных ролей застенчивым детям, включаю в спектакли детей с речевыми трудностями, обеспечивая активное участия каждого ребенка в спектаклях); побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций (при передаче характерных особенностей персонажей, своих эмоциональных состояний, переживаний); подбирать сюжеты драматизации, роли, атрибуты, костюмы, виды театров); приобщаю детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, с видами кукольных театров (би-ба-бо, настольным, теневым, пальчиковым и др., театральными жанрами и пр.); обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами (использование игры-драматизации на занятиях по развитию речи, музыкальных, по художественному труду, при чтении художественной литературы, организации сюжетно-ролевой игры и пр.); создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (спектакли с участием детей, родителей, сотрудников; организую выступления детей старших групп перед малышами и пр.).
Вся работа направлена на формирование и обогащение духовного опыта, расширения музыкального кругозора, развития музыкального слуха. Театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка.
Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но в то же время обогащать их жизненный опыт, пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности. В современных программах для образовательных учреждений предлагается большое количество разнообразных литературных произведений, в том числе народных и авторских сказок.
Работая над постановкой спектакля можно выделить десять основных этапов работы с дошкольниками над спектаклем:
1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми.
2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с имп-
ровизированным текстом.
4. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов,
постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с деть-
ми эскизов декораций и костюмов.
5. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение пред-
лагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
6. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в
сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.
7. Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями деко-
раций и реквизита (можно условными, с музыкальным оформлением.
8. Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита
и декораций. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.
9. Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми.
10. Повторные показы спектакля. Подготовка выставки рисунков детей по спектаклю, стенда или альбома с фотографиями.
Основная идея опыта нашей работы: помочь детям раскрыть свои потенциальные возможности, развить творческие способности средствами театра. У нас требовательное отношение к выбору произведения, его художественному оформлению, подготовке и проведению самого спектакля, и это не позволяет нам забыть, что детский спектакль - это первое приобщение дошкольников к театру и искусству в целом. И мы считаем, что заинтересовать ребенка сможет только увлеченные педагоги, поэтому наша главная цель - заинтересовать каждого дошкольника миром прекрасного, всячески поддерживая его малейшие успехи. Мы уверены, что кому посчастливилось в раннем возрасте окунуться в атмосферу волшебства театра, тот всю жизнь будет воспринимать мир прекрасным, душа его не очерствеет, не ожесточится и духовно не обеднеет, а театр, как вид искусства, только наиболее полно будет способствовать творческому развитию личности дошкольников.
Театр – совершенно особое восприятие окружающего мира, он дает первые уроки со-творчества: театр + дети + педагоги + родители.
Инсценирование сказки «Репка»
Предлагаю перейти к совместной практической деятельности. Давайте немного поиграем, разыграем всем хорошо знакомую сказку «Репка». Сначала нужно выбрать главных персонажей сказки:
Дед – Да вот же я!
Бабка – А я-то чё, а я не чё!
Внучка – Ну, вообще…
Жучка - не мешайте, я кушаю!
Мурка - Мур-мяу, засыпаю!
Мышка – Пи-пи-пи, я к вам бегу, дергать репку помогу!
Вывод: развитие творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства - занятие трудоемкое, но увлекательное и результативное.
Приятно созидать и наблюдать за увлекательным представлением, сострадать и сопереживать героям спектакля. Но очень тяжело и ответственно самому сделать первый шаг в этот таинственный и многогранный мир искусства – театр. Предлагаю всем присутствующим сделать шаг на встречу театральному искусству, выберите любую понравившеюся игрушку кукольного театра и выйти в круг.
Превратимся на несколько мгновений в детей, в руках у вас замечательные куклы и давайте постараемся их оживить. (каждый когда ведущий назовё т персонаж громко изобразит голосом: например: петух - кукареку)
У нас сегодня праздник, радостное событие, в каждом из вас родился маленький артист. Кто-то робкий, кто-то смелый, но самое главное мы знаем, как трудно выйти на сцену и донести до строго зрителя образ сказочного персонажа, его мысли и чувства. Праздник всегда заканчивается, и мы его закончим замечательной детской песней, про маленького артиста.
Общая песня «Раз ладошка»
Экскурсия по театральному фойе