Наталья Мордашкина
Мастер-класс для воспитателей «Занимательная экономика для дошколят»
▼ Скачать + Заказать документы
Целевая аудитория: воспитатели дошкольных образовательных учреждений
Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах использования разнообразных методов и приёмов по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с основами экономики
Задачи:
1. Познакомить педагогов с методами и приёмами по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с основами экономики.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Занимательная экономика для дошколят“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
2. Вызвать интерес к экономическому воспитанию дошкольников и желание педагогов применять его в практической деятельности.
3. Активизировать познавательную деятельность участников мастер-класса
Ход мероприятия
Ведущий:
Добрый день, уважаемые педагоги!
Экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, в настоящее время актуально и востребовано особенно остро.
Чтобы научить наших маленьких воспитанников экономическим понятиям, необходимо самим в них хорошо ориентироваться.
Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.
Процесс экономического воспитания дошкольников реализуется через различные формы его организации. Основная форма обучения - игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Сегодня я предлагаю Вам отправиться в увлекательный мир экономики, где мы побываем в роли детей и познакомимся с эффективными формами работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с основами экономики.
1. Игра «Эрудит»
Ведущий: Сейчас наши дети помогут Вам вспомнить и назвать некоторые экономические понятия.
Вопросы:
1. Если деньги мерить кучками, то у него ямка (банкрот)
2. Место, в котором очень много денег. (Банк)
3. Деньги, которые берут, когда своих не хватает. (Ссуда)
4. Малюсенькая часть фирмы (Акция)
5. То, что забирают у мамы и папы, когда они получают зарплату. (Налог)
6. Это, когда на одну денежку можно было купить много игрушек, а теперь, только одну. (инфляция)
2. Знакомство с дидактическими пособиями
Сегодня в магазинах можно приобрести разнообразные игры для детей. А я хочу показать Вам, как самим изготовить интересные развивающие пособия для дошкольников и использовать их в образовательной деятельности.
Первое пособие - это «Дидактический куб». Здесь на каждой грани куба подобраны картинки для составления задач с экономическим содержанием. Ребенок бросает куб, затем называет все изображенные предметы, которые находятся на выпавшей стороне, и составляет условие задачи. Потому что решают дети быстрей задачи, чем составляют. А составлять задачи тоже нужно учить. Составим задачки.
Педагоги составляют задачи с помощью дидактического куба
Итак, с помощью куба мы составили экономические задачи, а теперь с помощью д. и. «Купи перчатки» решим экономическую задачу.
Вторая дидактическая игра «Купи перчатки».
Цель игры: развивать у детей представление о деньгах; навыки эффективного управления личными деньгами; дать возможность детям практически осуществить процесс купли-продажи.
Отправляемся в магазин. Вам нужно купить перчатки. 2 пары. На перчатках цена. Можно примерить. Хватит ли вам денег, чтобы купить эти перчатки или купите в следующий раз? Коллеги, вы обратили внимание, что развивается и мелкая моторика, что является важным в развитии речи и подготовке к школе!
Педагоги «покупают перчатки»
3. Педагогические ситуации
В деятельности воспитателя детского сада встречается множество педагогических задач, большинство из которых не имеют контрольного ответа. Для решения проблем, особенно педагогических, необходим жизненный и профессиональный опыт, которого часто просто не хватает, а также помощь и поддержка других людей, а это не всегда возможно, потому, что для них это может быть не проблемой.
С помощью педагогов нашего ДОУ, решим некоторые пед. ситуации
1. Шестилетняя Таня с плачем выбегает из групповой комнаты к маме, она опять сломала игрушку. «Не волнуйся, доченька, - успокаивает её мать, - купим тебе другую».
Правильно ли поступила мама? Почему?
Родителям надо говорить со своим ребенком, чтобы он учился беречь свои игрушки, понимал, как трудно и тяжело родителям работать, чтобы купить её.
А как мама могла отреагировать еще?
2. Ребенок принес в детский сад 5- тысячную купюру. Воспитатель забрала деньги. А вечером, когда пришла мама рассказала ей об этой ситуации при ребенке и вернула деньги. Мама начала ругаться на ребенка. Правильно ли в этой ситуации поступила мама? Как бы повели себя вы в данной ситуации.
Взрослым необходимо дать ребёнку нужные разъяснения, что деньги детям не игрушка, брать их без разрешения нельзя. А воспитателю следовало провести индивидуальную беседу как с ребенком, так и с мамой. Нам не за что ругать и наказывать ребёнка, не в чем его обвинять.
От того насколько профессионально будет разрешена проблемная педагогическая ситуация зависит и эмоциональное благополучие ребенка, и его положение в детской группе, и его потенциальные возможности дальнейшего успешного личностного развития.
4. «Сказочная викторина»
В: Как говорил Джанни Родари: «Сказки для ребёнка такое же серьезное дело, как игра». Она нужна ему, чтобы определиться, изучить себя, оценить свои возможности. Как средство обучения экономике, мы можем использовать и сказку. Предлагаю вашему вниманию сказочную викторину. За каждый правильно угаданный ответ вы будете получать деньги. А вот где вы сможете их потратить узнаете чуть позже.
1. Если верить сказке, они растут в стране дураков (денежные деревья).
2. Какому герою удалось найти пещеру сокровищ? (Али-баба).
3. Самый, если верить легенде, надежный сторож для крупных ценностей. (Змей Горыныч)
4. Сказочное существо, умеющее изготавливать золотые монеты простым ударом копыта. (Антилопа)
5. В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получать доход? (Вершки и корешки).
6. Герои, какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном сосуществовании? (Теремок)
7. На то, что нашла, купила согревающее средство, и пригласили всех в гости (Муха-цокотуха).
8. Сказочный персонаж, с помощью мистической силы превративший нагревательный прибой в транспортное средство (Емеля).
В: Уважаемые коллеги! Читайте детям сказки. Они позволяют воспитать в детях трудолюбие, бережливость, рассудительность. И почти в любой сказке можно найти экономическое содержание.
В: Сегодня я постаралась показать вам, как легко мы можем способствовать экономическому развитию ребёнка.
Слова «дошкольник» и «экономика» лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Экономика, понимается как «искусство ведения домашнего хозяйства», неотделима от ребенка-дошкольника. Однако ввести ребенка в мир экономики можно только сообща, объединив усилия родителей и педагогических коллективов дошкольных учреждений. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящему хозяину, умеющему считать деньги.