Анастасия Пюкшина
Мастер-класс для воспитателей «Мир пальчиковых игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- Повышение компетентности воспитателей в вопросах развития мелкой моторики.
Задачи:
- раскрыть актуальность пальчиковых игр
Оборудование: бумага, карандаши, разносы сфасолью и бобами, шнурки, бусины, пуговицы, различные пособия по мелкой моторике и развитию речи.
Участники: воспитатели
Ход мероприятия.
Здравствуйте, уважаемые воспитатели. Тема нашей встречи «Мир пальчиковых игр» и я предлагаю окунуться в этот мир. Я расскажу Вам о том, как важно уделять особое внимание развитию мелкой моторики рук ребенка.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Мир пальчиковых игр“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Ученые доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» ,а М. Монтессори утверждала «Таланты детей находятся на кончиках их пальцев». И так как мы все хотим, чтобы наши дети были умными и талантливыми, мы заинтересованы развивать общую и мелкую моторику рук ребёнка с самого раннего возраста. Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры они очень эмоциональные, их можно проводить как в детском саду, так и дома. Что же происходит когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Побуждает развитие речи.
2. Создают благоприятный эмоциональный фон,учат вслушиваться и понимать смысл речи, развивает умение подражать взрослому, .
3. Дети учится концентрировать и распределять своё внимание.
4. Усиливается контроль за выполняемыми движениями при сопровождении их стихотворными строчками.
5. Развивается память ребенка, воображение и фантазия.
6. В результате освоения воображения приобретут силу, гибкость и подвижность, которые в дальнейшем облегчат овладение навыком письма. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие дети имеют нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. В дошкольных учреждениях педагоги используют основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Для этого используются приемы:
•систематичность проведения игр и упражнений.
•последовательность - (сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении - на правой и левой руке одновременно.)
•все игры должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне.
• недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.
Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов.
Первый вид- пальчиковые игры с предметами. Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. Представлены некоторые игры с использованием: карандашей, пуговиц,бусин, бобов и фасоли,
. Предлагаю вам проиграть одну из таких игр с карандашом.
Карандаш в руках держу
Поиграть я с ним хочу.
Карандаш в ладони взяли
И немного пошуршали
Карандашик я возьму
Непременно каждый пальчик быть послушным научу.
Игры с предметами.
о пальчиковые игры с шестигранным карандашом (потому что он дополнительно массажирует пальцы и ладонь, где детям можно предложить следующие задания (выполнение заданий педагогами и родителями)
о катать карандаш между ладонями обеих рук – от кончиков пальцев до основания ладони;
o катать карандаш подушечками двух пальцев (большого и указательного, большого и среднего, большого и безымянного, поочерёдно правой и левой рукой;
o катать карандаш между соответствующими пальцами обеих рук по очереди (между указательным пальцем правой руки и указательным пальцем левой руки и т. д.);
o поочерёдно пальцами обеих рук катать карандаш по столу; поочерёдно пальцами обеих рук катать два карандаша по столу.
o Нанизывание на шнурок необходимое количество бусин, (нанизывание бусин разных цветов в определённой последовательности) можно взять например желтый цвет или любой другой. нанизывать на одну лямочку, нанизывание бусин с одинаковым рисунком (например нанизываем только те бусы на которых нарисованы фрукты) или что то другое
;
o Сортировка мелких предметов (Бобы, фасоль,пуговицы т. д.); Необходимо разложить предметы на группы, двигая их подушечками пальцев по столу или осуществляя захват предметов двумя пальцами правой (или левой) руки поочерёдно (большим и указательным, большим и средним и т. д.)
о Подбор по цвету пуговиц для платья, колес для машины
;
o Перекладывание мелких предметов (бобов, фасоль, пуговиц.) из одной ёмкости в другую; захват предмета осуществляется попеременно двумя пальцами,усложняем – захват двух-трёх предметов одновременно;
о Выкладывание различных узоров, цветов, животных и насекомых из пуговиц
о Раскладывание на столе от самой маленькой до самой большой, усложняя ходим по ним пальчиками
Следующий вид пальчиковых игр – это игры манипуляции. Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.
Упражнения на основе сказочного сюжета (Сорока-белобока,теремок,колобок и т. д)
Заключительная часть.
Уважаемые воспитатели! Большое спасибо, что вы приняли активное участие. Надеюсь, что вы узнали что то интересное и обязательно примените полученные знания в своей работе.
Моё выступление я хочу закончить небольшим замечательным стихотворением Александры Лопатиной.
"Две руки"
Нам две руки природою даны,
И обе драгоценны и нужны.
Одна дары от жизни принимает,
Другая их с поклоном возвращает.
В наших руках богатство остается,
Оно любовью к ближнему зовется.