Наталья Тархова
Мастер-класс для родителей «Развивающая игра по математике «Нумикон»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для родителей
- Добрый день, уважаемые участники мастер-класса, я рада видеть всех вас на этой встрече. Меня зовут Наталья Викторовна.
- Уважаемые родители, если Вы находитесь в поиске универсальных дидактических средств, позволяющих познакомить детей с математикой, то развивающая игра «Нумикон» для вас.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Развивающая игра по математике „Нумикон“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Мастер-классы для родителей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Нумикон. Игровое пособие
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
- Нумикон - это программа и набор наглядного материала, созданного в Англии в 1996-1998 годах. Особенно полезно его использовать для занятий с детьми, имеющими трудности в освоении математики.
- Нумикон разработан таким образом, чтобы задействовать сильную сторону детей - способность обучаться в практической деятельности. Занятия с Нумиконом подключают множество каналов чувственного восприятия ребенка - слух, зрение, осязание, движение и речь.
- Игра проходит по определенным этапам, каждый из которых соответствует возрасту ребенка. Давайте попробуем вместе проиграть отдельные приемы использования игры.
- Итак, первый уровень (сенсорный). Каждой семье предлагаю проиграть в свою игру.
- Перед вами оборудование и карточки с заданиями первого уровня.
- (обращается к родителю и ребёнку) вам предлагается задание
- Постряпайте печенье вместе с ребёнком. Сделайте отпечатки форм Нумикона на солёном тесте.
- (обращается к родителю и ребёнку) вам предлагается задание нанизывать штырьки на шнурок, можно делать бусы. Предлагаю Вам чередовать штырьки разных цветов и посчитать количество штырьков разного цвета.
- (обращается к родителю и ребёнку) на столе картинки – пазлы, сложите такую же картинку –на доске из форм Нумикона.
- Итак, все вы молодцы быстро справились с заданиями первого уровня. Все эти игры нужны для того, чтобы дети как можно больше рассматривали и трогали руками детали Нумикона и таким образом запоминали их зрительно и осязательно.
- Переходим на следующий уровень. Соединяем числа с формами Нумикона.
- (обращается к родителю и ребёнку) вам предлагается задание разместить формы Нумикона под числовым рядом.
- Вам (обращается к родителю и ребёнку) предлагаю с помощью линейки измерить длину разноцветных палочек. Инструкция на карточке с заданием.
- (обращается к родителю и ребёнку) вам предстоит запустить космонавта в космос. Для этого нужен прямой и обратный отсчет. Внимательно следуйте инструкции.
-Для того чтобы дети не устали и не потеряли интерес к занятию, можно провести с ними математическую физкультминутку. Давайте отдохнём, выпоняем движения в соответствии с текстом:
Мы считали и устали,
Дружно все мы тихо встали,
Ручками похлопали,
Раз, два, три.
(Хлопки в ладоши
под счет учителя.)
Ножками потопали,
Раз, два, три.
(Шаги ногами на месте.)
Сели, встали, встали, сели,
И друг друга не задели.
(Приседания.)
Мы немножко отдохнем
И опять считать начнем.
(Повороты туловища.
Ходьба на месте.)
- Продолжаем. Далее дети используют Нумикон чтобы научиться прибавлять и отнимать один.
- Это очень просто с помощью вот игры «Один приходит в гости».
- Давайте поиграем в неё. У вас на столах нарисованные домики. Заселим туда любую форму Нумикона.
Родители с детьми заселяют домики.
- (обращается к родителю и ребёнку) Какую форму вы поселили в домик?
- Теперь к ней приходит в гости форма один. Они обнимаются и что же у вас получилось?
Дети и родители отвечают.
- В ходе этой игры мы видим, что один приходит в гости и получается следующее число.
- На этом этапе можно применять игры «Вставь число, которое пропущено». Давайте поиграем в неё. Выстоите формы Нумикон по порядку. Дети закрвают глаза, не подглядывайте. Родители уберите одну форму. Дети открывайте глаза, посмотрите какого числа не хватает?
Спрашивает детей, какого числа нет.
- Теперь усложним задачу. Дети закрывают глаза, родители убирают 2 формы и сдвигают остальные, не оставляя пропусков. Дети должны назвать исчезнувшие числа. Давайте попробуем.
Родители и дети выполняют задание.
- Дети какие числа у вас исчезли.
- Молодцы справились с заданием.
- С Нумиконом очень легко изучать понятие «чётное» и»нечётное» число. Часто дети даже в школе затрудняются в определении чётного и нечётного числа. С формами Нумикона это сделать очень легко. Дело в том, что формы Нумикона так сделаны : одни из них «стульчики», а другие «кроватки», одни ровные а другие нет. (показывает соответствующие формы).
- Поиграем в игру «Дети пошли на прогулку». Родители возьмите четные формы предложите детям построить ребят на прогулку парами. Ребятами у нас будут разноцветные штырьки.
Родители и дети выполняют задание.
- Всем детям хватило пары. Делаем вывод – это число чётное. А теперь возьмем другую форму и построим детей. Одному пары не хватило. Это число нечётное.
- Некоторые дети предлагают добавить один, чтобы хватило пары, но получается другое число, а оно чётное.
- Ещё с чётным и нечётным можно познакомить следующим способам. Возьмите бумажную форму Нумикона, например 8 и предложите ребёнку поделить между друзьями шоколадку.
Дети и родители выполняют.
- Одинаковые части получились? Шоколадку поделили поровну. Это чётное число.
- Сейчас возьмите бумажную форму 5 и предложите ребёнку снова поделить шоколадку.
Дети и родители выполняют.
-Шоколадку поделить поровну не получилось, это нечётное число.
- Следующий этап «Зрительное узнавание количества предметов».
- Здесь можно предлагать пересчитывать отверстия, вставлять в них штырьки, камушки, ракушки и т. п. и пересчитывать, сколько их помещается в каждой форме. Давайте попробуем.
Дети и родители вставляют штырьки в отверстия и пересчитывают
В наборе Нумикон есть кубики. С помощью них можно поиграть в следующую игру.
- Берём лист в клетку. И карандаши или фломастеры разного цвета по количеству игроков. Бросаем кубик по очереди и закрашиваем то количество клеток, которое выпало на кубике. Кто больше клеток закрасил, то и победил. Давайте попробуем.
- Мы видим, что поле раскрашивается. В этой игре развиваются не только математические представления, но и мелкая моторика, умение раскрашивать. В эту игру можно играть всей семьёй. Одновременно дети усваивают, что например 4 может выглядеть по разному. В такой простой игре хорошо развивается математическое мышление.
- В ходе занятий необходимо не забывать про здоровье ребёнка. Давайте проведём гимнастику для глаз.
Проводит гимнастику для глаз.
- Продолжаем. Пройдя все эти этапы можно приступать к следующему – «Сложение и вычитание» и состав числа.
- Чтобы решить пример 2 + 1, возьмите нумиконовскую синюю двойку, приложите к ней сверху оранжевую единицу и получали фигуру, напоминающую желтую тройку. Чтобы проверить результат, берём желтую тройку, накладывали сверху и убеждаемся, что получилось три.
- Предлагаю вам проделать эту операцию с другими формами.
- Например, 3+2.
- Молодцы справились с заданием! Попробуйте другие примеры. Можно использовать несколько вариантов их решения.
(с помощью прямой трансляции родители с детьми изучают состав числа с помощью Нумикона). Воспитатель подходит и спрашивает
- Какой пример вы решаете?
- Какое число у вас получилось?
- Именно в этот период мы знакомим детей со знаками + и -, учим записывать примеры.
- Можно с помощью Нумикона можно знакомить с составом числа.
- Для этого можно использовать игру «Дорожки». Сейчас машина поедет в гараж надо построить дорожку. Родитель задаёт форму например 8 и делает вверх от неё второй ряд 1 и 7, предлагает ребёнку достроить дорогу с помощью других форм. Обращаем внимание на то, что дорога должна быть ровной. Это состав числа 8. Во время игры проговаривается из каких форм выкладываем число 8.
Дети и родители выкладывают состав числа.
- Можно также предложить построить башню из штырьков и пластин. Давайте попробуем. Берём форму 5, вставляем штырьки, и достраиваем башню меньших форм.
- Дети с помощью каких форм можно достроить башню. (ответы детей).
- Давайте попробуем.
Дети и родители строят башню
-Это нужно пройти со всеми числами и дети усвоят состав числа.
- Ещё я вам открою секрет. Сама коробка с Нумиконом – это состав числа 10 (на доске фото коробки). Постоянно складывая его, дети запоминают.
- Далее навыки можно закреплять в других играх : «Домино», «Я считаю», «Два кубика», «Весы и уравнения» и др.
- К сожалению в рамках нашего мастер-класса я не могу полность рассказать всё о Нумиконе.
- В дальнейшем с помощью него можно научить детей счёту в уме, переходу через десяток, решать логические задачи и многому другому.
- В конце нашего занятия хочу немного вас развлечь и показать детям фокус.
- Предложите ребёнку загадать число, которое стоит между например, 5 и 7. Берём чистую салфетку, сложенную вдвое не разворачивая кладём в воду. Получаем загаданное число. Я думаю, что родители знают тайну этого фокуса. И этот фокус можно повторить дома с другими цифрами.
- Уважаемые родители, играйте с детьми. Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она определяет развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребёнка. Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития.
- Мне было приятно с вами сегодня сотрудничать. Спасибо вам за участие в мастер - классе.