Клименко Анна
Мастер-класс для родителей «Игры-головоломки для детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для родителей «Игры-головоломки» для детей младшего дошкольного возраста
Цели: формирование представлений у родителей о необходимости использования развивающих дидактических игр для своих детей не только в детском саду, но и дома.
Задачи:
Обратить внимание родителей на большую значимость дидактических игр для развития ребёнка.
Способствовать положительной мотивации родителей на использование полученных знаний в практической деятельности.
План:
- Анкета для родителей.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Игры-головоломки для детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Головоломки для детей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Мастер-классы для родителей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
- Слово воспитателя. Актуальность проблемы.
- Как организовать дидактическую игру дома.
- Представление дидактического пособия воспитателем (в которую играют дети в группе).
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня, в начале нашего собрания, я хочу вам предложить ответить на вопросы небольшой анкеты. Эта анкета только для вас, поэтому постарайтесь ответить откровенно.
Анкета для родителей :
1. Любит ли ваш ребёнок играть в дидактические игры?
- да;
- нет;
- не знаю, дома не играем;
- свой вариант ответа.
2. Любимая дидактическая игра вашего ребёнка?
-
3. Как часто вы играете с детьми в дидактические игры дома?
- не играем из-за отсутствия свободного времени;
- играем, когда приобретаем новую игру;
- по желанию ребёнка;
- свой вариант ответа.
4. Играете ли вы всей семьёй в дидактические игры?
- да;
- нет;
- свой вариант ответа.
Воспитатель: В наш стремительный век нам, взрослым, просто иногда нужно остановиться, прислушаться к своим детям и просто с ними поиграть.
Родители : рассуждают.
Воспитатель: Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребёнка.
Дидактические игры способствуют :
- развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению; расширять имеющиеся у детей представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности.
- развитию речи детей : пополнению и активизации словаря.
- социально- нравственному развитию ребёнка- дошкольника : в дидактической игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребёнок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учиться сочувствовать и т. д.
Но есть и такие дидактические игры, которые направлены на развитие логического мышления. Логическое мышление включает в себя ряд компонентов:
- умение определять состав, структуру и организацию элементов и частей целого и ориентироваться на существенные признаки объектов и явлений;
-умение определять взаимосвязь предмета и объектов, видеть их изменение во времени;
-умение подчиняться законам логики, обнаруживать на этой основе закономерности и тенденции развития, строить гипотезы и выводить следствия из данных посылок;
-умение производить логические операции, осознанно их аргументируя.
Логические игры развивают пространственные представления, конструктивное мышление, зрительный контроль своих действий, комбинаторные способности, развивает аналитико-синтетическую и планирующую деятельность, творческие способности, продуктивное мышление сообразительность, смекалку, находчивость,
Когда в качестве образца используется рисунок предмета или силуэт составляется по замыслу, то для достижения цели дети вынуждены прибегать к мыслительным и практическим пробам. На этом пути детям встречаются ошибки и неудачи. Но это полезный опыт, который многому научит дошкольника. Не стоит искусственно оберегать ребёнка от неудач, подсказывая каждый раз решение. Вместе с ним необходимо преодолевать возможные разочарования, действия, не ведущие к положительному результату. Предлагая варианты игр разной степени сложности, можно поддерживать интерес к игре, достижению результата, учить преодолевать трудности. Взрослый поощряет проявления ребёнком творчества. В результате у него развивается инициативность, активность, способность к сосредоточению, усидчивость. А в активной деятельности, ребёнок приобщается к умственному труду.
Развитие логического мышления напрямую связано с возрастными особенностями детей. У детей младшего дошкольного возраста основной вид мышления наглядно-образное. При этом преобразование ситуаций в ряде случаев осуществляется на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. Благодаря играм-головоломкам, ребёнок получает возможность включиться в деятельность, в ходе которой могла бы проявиться его активность в рамках нестандартной, неоднозначной ситуации, когда необходимо обнаружить скрытые, «закодированные» пути решения поставленных задач. Головоломки позволяют решать одну и ту же задачу несколькими способами, что чрезвычайно полезно для формирования у детей гибкости, инициативности мыслительных процессов, способности переносить сформированные умственные действия на новое содержание.
Воспитатель: Для того чтобы правильно организовать и провести дидактическую игру необходимо осуществить три направления:
- подготовка к проведению дидактической игры : отбор игры в соответствии с возрастом ребёнка; определение времени и места для игры; определение количества играющих; родители сами должны изучить и осмыслить игру.
- проведение дидактической игры : ознакомление детей
содержанием игры; объяснение хода и правил игры, при этом чёткое выполнение этих правил; показ игровых действий детям; определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (направляющий действия играющих советом, вопросом, напоминанием).
- анализ дидактической игры : подведение итогов игры. По результатам игры мы определяем её эффективность, будет ли она использоваться детьми в самостоятельной игровой деятельности; позволяет выявить индивидуальные способности в поведении детей, характер детей.
Воспитатель: Позвольте представить Вам дидактическое пособие «Головоломки». Данное пособие я изготовила к занятию по ФЭМП на развитие логического мышления для детей младшего дошкольного возраста. Но данное пособие можно так же использовать и в повседневной игровой деятельности. Целью создания пособия стало развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста, а также развитие пространственных представлений, образного, логического и абстрактного мышления. Пособие состоит из ламинированных картинок в виде книжки и учить овладевать практическими и умственными действиями в ходе игры, формировать привычки к умственному труду, развивать воспроизводящее, пространственное и абстрактное воображение в логических играх. Игры данного пособия воспитывают уверенность малышей в собственных силах.
В играх-головоломках развивается умение сосредоточенно думать, способность к длительному умственному напряжению, интерес к интеллектуальной деятельности, познавательный интерес и другие качества ребенка младшего дошкольного возраста. Игры-головоломки данного пособия способствуют развитию и становлению нравственно-волевых качеств личности дошкольника. Вы можете так же изготовить аналогичные игры для домашнего времяпровождения ваших деток. Но не забывайте, что одним из важнейших компонентов руководства является подбор игр-головоломок с учётом доступности их решения.
Любое дело может быть доведено до конца только в том случае, если оно по силам тому, кто его выполняет. А в заключение пожелаю, пусть будет полезна вам вашим детям и воспитанникам. Удач вам в поисках красивых решений и увлекательных задач.
Спасибо за внимание!