Наталья Самойлова
Конспект мастер-класса для педагогов на тему «Нейроигры для детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов
Тема «Нейроигры для детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Развитие межполушарных связей у дошкольников посредством игр и упражнений.
Задачи:
* Развивать зрительно-моторную координацию (глаз-рука, способность точно направлять движение).
* Формировать правильное взаимодействие ног и рук.
* Развивать слуховое и зрительное внимание.
* Учить последовательно выполнять действия.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Публикация «Конспект мастер-класса для педагогов на тему „Нейроигры для детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нейропсихологические игры и занятия
- Старшая группа
- Темочки
1 слайд Тема моего выступления «Нейропсихологические игры для детей старшего дошкольного возраста»
2 слайд На сегодняшний день, наблюдая и диагностируя дошкольников, всё больше и больше появляется детей с различными затруднениями в развитии, с задержкой психического развития, гиперактивных и невнимательных. Все чаще встречаются дети моторно-неловкие, т. е. наблюдается вялость мышц, дети плохо переключаются с одного движения на другое.
Почему же наблюдается такая ситуация? Причин может быть много. Это экологические, биологические, социальные факторы, влияющие на состояние и развитие наших детей. Но еще одна немаловажная причина- это малоподвижный образ жизни наших детей. Современное поколение ведет малоподвижный образ жизни, дети сидят возле гаджетов, в телефонах, у компьютера. Как следствие, происходит недостаточное снабжение головного мозга кислородом, правое и левое полушарие неспособны к интеграции, полноценному взаимодействию. А это одна из причин нарушения функции обучения и управления своими действиями и эмоциями.
Слайд 3 Мозг человека уникален, представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий – левого и правого. Каждое из них является не зеркальным отображением другого, а необходимым дополнением.
Слайд 4 За что отвечает правое полушарие:
- обработка невербальной информации, эмоциональность;
- музыкальные и художественные способности;
- ориентация в пространстве;
- способность понимать метафоры (смысл пословиц, поговорок, шуток и др);
- обработка большого количества информации одновременно, интуиция;
- воображение;
- отвечает за левую половину тела.
За что отвечает левое полушарие:
- логика, память;
- абстрактное, аналитическое мышление;
- обработка вербальной информации;
- анализ информации, делает вывод;
- отвечает за правую половину тела.
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария головного мозга в единую, целостно работающую систему, формируется под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Слайд 5 (Практическая часть) Я предлагаю вам прямо сейчас определить, какое полушарие доминирует именно у вас. Для этого я сейчас воспользуюсь одной из методик определения функциональной асимметрии полушарий (тест И. П. Павлова). разделите карточки по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее.
(овца, перья, карась, плавать, орел, шерсть, летать, чешуя, бегать)
Слайд 6 Оценка результатов
Если вы разложили карточки по 1 варианту, а именно: 1-я группа карточек – «карась», «орел», «овца»; 2-я группа карточек – «бегать», «плавать», «летать»; 3-я группа карточек – «шерсть», «перья», «чешуя». То у вас преобладает логическое мышление, мыслительный тип, доминирует левое полушарие.
Если вы разложили карточки по 2 варианту, а именно: 1-я группа карточек – «карась», «плавать», «чешуя»; 2-я группа карточек – «орел», «летать», «перья»; 3-я группа карточек – «овца», «бегать», «шерсть». То у вас образное мышление, художественный тип, доминирует правое полушарие
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария головного мозга в единую, целостно работающую систему, формируется под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.
Слайд7 Сегодня я хотела бы поговорить именно об этом, об упражнениях, направленных на развитие межполушарного взаимодействия.
Обращаю ваше внимание, что мы занимаемся не коррекцией, это удел специалистов, а именно развитием. Эти упражнения общие, рекомендуется их использовать перед началом занятия, на физминутках или просто проводить блок подобных упражнений в течение дня. Основываются упражнения на программах различных нейропсихологов и педагогов.
Слайд 8
Кому предназначены такие игры? Ответ прост – всем. Такие игры полезны и взрослым, и детям, ведь они проходят в игровой форме, имеют эмоциональную привлекательность, многофункциональны, сочетаются с двигательной активностью, формируют партнерское взаимодействие между ребенком и взрослым.
Слайд 9 Хотелось бы поделиться некоторыми играми, которые использую в своей работе с детьми.
Слайд 10. Рисование на песке двумя руками. (одно из любимых занятий)
Слайд 11. Выложи узор (одновременно двумя руками) Здесь можно использовать и счетные палочки, и природные материалы (крупу, шишки, камни,различные мозаики.
Слайд 12 Игры с кубиками, брусочками (можно использовать лего)
(Брусочки можно брать, например, мизинцами обеих рук.)
Слайд 13. Использование кинезиологических упражнений, например «Ухо, нос» (кулак, ребро,ладонь)
Слайд14. Дидактическая игра «Умные дорожки», где нужно провести одновременно пальцами обеих рук по дорожке, или «пропрыгать» пальчиками по «кочкам».
Слайд 15. Игра «Логопальцеход»(можно шагать, проговаривать скороговорки, чистоговорки, например,ши,ши,ши,зашумели камыши)
Слайд 16. Дидактическая игра «Нейротаблицы на внимание»
В данных играх необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые объекты слева и справа. Объекты могут быть абсолютно разные: дикие и домашние животные, цифры, фигуры, буквы и т. д. Можно делиться на команды или научить детей играть вдвоем. Также в эту игру можно играть одному.
Слайд 17 .«Веселые пальчики». Здесь ребенок называет картинку и поднимает пальчик с нужным цветом. Сначала играем с одной картинкой на две руки, а затем на каждую руку используем разные картинки.
Слайд 18 Игра повтори за мной в этой игре, участникам предстоит повторять позы или положение рук, нарисованные на карточках. А сделать это не так просто, поэтому нужно быть очень внимательным и быстрым!
Ведущий вытягивает верхнюю карточку из колоды и кладет её перед участниками так, чтобы разноцветная полоска была сверху. Задача игроков — как можно быстрее повторить движение, изображённое на карте. Ведущий оценивает точность и скорость выполнения.
Сложность игры и её продолжительность определяется ведущим исходя из возраста участников, их психологических и физиологических особенностей. Если перед вами стоит задача «развитие», то лучше начать с простых заданий, постепенно увеличивая сложность. Если же задача — «развлечение», то карточки не выбираются, а просто перемешиваются.
Игра развивает:
-работу полушарий мозга,
-пространственное мышление,
-внимание,
-моторику.
Слайд 19 Нейропрописи (рисуем, раскрашиваем одновременно двумя руками)
Слайд 20 Результаты использования нейроигр и упражнений :
И в заключении, хотелось бы предложит, любимую игру детей (по листочку в каждой вытянутой руке, смять бумагу в кулак, а потом попробовать расправить)
Слайд 21 спасибо за внимание