Елена Юрченко
Мастер-класс для педагогов «Рисование нетрадиционным способом»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс для педагогов и воспитателей ДОУ на тему:
«Нетрадиционные техники рисования как средство развития творчества у детей дошкольного возраста»
Юрченко Елена Игоревна – воспитатель ЧДОУ «Детский сад №51 ОАО «РЖД», г. Рыбное.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Рисование нетрадиционным способом“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» апрель 2021
Цель: повысить уровень умений и знаний в методике проведения изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
• Развитие интереса коллег к нетрадиционным техникам продуктивной деятельности с целью дальнейшего их использования в своей педагогической деятельности.
• Обобщение и обмен педагогическим опытом по данной теме.
• Повысить уровень мастерства педагогов.
• Создание положительного эмоционального климата у педагогов.
Ход мастер-класса :
Добрый день, коллеги! Рада Вас видеть на своем мастер-классе.
Сегодня наше общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди. Художественное творчество - один из любимых видов детской деятельности. Развивать творческие способности дошкольника – задача взрослого. А это значит, что руководство изодеятельностью требует от педагога знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знание его специфики, умения тонко, тактично поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками
Как показывает практика, с помощью только традиционных форм нельзя в полной мере решить проблему творческой личности.
Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.
Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.
Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.
А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.
Учитывая важность существующей проблемы в развитии творчества в дошкольном возрасте, обратимся к рассмотрению и использованию в педагогической деятельности новых подходов к решению этого вопроса. И поставим перед собой цель работы, которая будет заключаться в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
С какими техниками нетрадиционного рисования можно знакомить детей дошкольного возраста?
• Тычок жесткой полусухой кистью.
• Рисование ватными палочками.
• Рисование пальчиками.
• Рисунки из ладошки.
• Отпечатки листьев.
• Оттиск печатками из картофеля.
• Оттиск пробкой.
• Оттиск поролоном.
• Оттиск печатками из ластика.
• Волшебные веревочки.
• Восковые мелки (свеча) + акварель.
• Рисование по мятой бумаге.
• Рисование по мокрой бумаге и др.
- Используете ли Вы в своей практике нетрадиционные способы рисования с детьми? С какой целью? Нравится ли Вам эта работа? Спасибо за ваши ответы.
Сегодня мы познакомимся с некоторыми способами нетрадиционного рисования и попробуем сочетать их в одной работе.
Одним из интересных, но сложных по технике выполнения является способ рисования с помощью лёгких : это выдувание и рисование мыльными пузырями
Сейчас мы попробуем освоить рисование МЫЛЬНЫМИ ПУЗЫРЯМИ. Для выполнения данной работы нам необходимы следующие материалы:
гуашь, жидкое мыло или жидкая шампунь, бумага, трубочка для коктейля, мелкая баночка (крышка от баночки). Они стоят перед Вами.
- Чтобы выбрать цвет, Вы должны определиться с темой.
- Темой работы нашей творческой группы будет «Времена года». Давайте проведем жеребьевку. ( ВЫТЯГИВАЮТ ЖЕТОНЫ: ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ, ЗИМА)
Практическая работа педагогов
- Возьмите розетки и приготовьте небольшое количество раствора из гуаши и шампуня, по консистенции он должен быть, как сливки.
Опустите в смесь трубочку и подуйте так, чтобы получились мыльные пузыри.
Возьмите лист бумаги и осторожно прикасайтесь им к пузырям, как бы перенося их на бумагу (как переводную картинку).
Получаются удивительные отпечатки, которые на что-то похожи. Это будет фоном вашей работы.
- При рисовании таким способом, если неправильно будет приготовлен раствор, то могут возникнуть трудности при получении мыльных пузырей: если слишком жидко – пузыри будут плохо надуваться, густо – трудно выдувать. Поэтому следует соблюдать пропорцию использования гуаши и шампуня в соотношении 5:1.
- Следующий способ рисования лёгкими : ВЫДУВАНИЕ (образцы рисунков).
Для этого нам необходимы следующие материалы: гуашь, трубочка от шариковой ручки, пипетка. Способ получения изображения: ставим каплю краски на бумагу и раздуваем её. Можно использовать два способа выдувания : сверху и снизу. (ПОКАЗ ВЫПОЛНЕНИЯ – комментарии о результатах:
- Если выдувание сверху, то капля разбрызгивается в стороны, получается клякса. Если же выдувание идёт снизу, как будто толкаете каплю вперёд, то получаются разводы).
- Вид выдувания будет зависеть от того, что Вы хотите изобразить. Предлагаю вам приступить к работе (технологическая карта).
Практическая работа педагогов.
При рисовании этим способом необходимо использовать трубочку с тонким концом, что усилит воздушную струю. Иначе могут возникнуть трудности при выдувании.
- Другим из интереснейших, доступных ребёнку способов исполнения рисунка является ПЕЧАТКА (образцы рисунков).
- Вначале взрослые должны помочь ребёнку изготовить печатки. (ПОКАЗЫВАЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕЧАТКИ НА ЗАРАНЕЕ ПРИГОТОВЛЕННЫХ ЗАГОТОВКАХ) Для этого берут овощи: картофель, морковь, редиска и другие, разрезают пополам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки, затем аккуратно вырезают форму по контуру, чтобы она возвышалась на 1-1,5см. от среза. Рукоятка должна быть удобной для руки, поэтому лучше в выпуклую сторону вставить пластмассовую вилку. Гладкую сторону обмакивают в нужную для работы краску и начинаем печатать.
- Предлагаю Вам изготовить свою печатку и дополнить свой рисунок (технологическая карта).
Практическая работа педагогов.
- Как вы думаете, какие трудности могут возникнут при использовании данной техники при работе с детьми?
- Не менее интересный способ рисования ПОРОЛОНОМ (образцы рисунков).
- Сгодиться и кусочек поролоновой губки. Им можно как размазать краску по бумаге, так и примакивать по поверхности листа. Этот способ очень подходит при изображении животных, так как передаёт фактурность пушистой поверхности объекта, а также для выполнения цветных фонов в разных композициях (изображение снежного покрова, водной поверхности, листопада и т. д.)
- Для использования этого способа нам понадобятся : мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, кусочки поролона.
Для получения изображения: прижимаем поролон к штемпельной подушке с краской и наносим оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочки и поролон.
Этим способом я предлагаю завершить ваши работы (технологическая карта).
Практическая работа педагогов.
- Практическую работу нашей творческой группы мы завершим вернисажем «Времена года». Оформите свою работу, наклеив рамку на рисунок и подпишите его. ( ВЫВЕШИВАЕМ РАБОТЫ: сначала название творческой группы, затем название вернисажа и ниже работы)
- Возьмите карточки, которые Вы заполняли в начале работы творческой группы. Ответьте на вопрос, который написан красным цветом.
АУДИТОРИИ:
- Уважаемые коллеги, прошу Вас ответить на вопрос:
- Какой из представленных способов вызвал у Вас наибольший интерес? Почему?
- Где вы можете их использовать?
- С какими непредставленными способами Вы хотели бы познакомиться?
- Спасибо за ответы!
- Уважаемые женщины, спасибо Вам за ваш интерес к моему опыту, активное участие в мастер классе, за чудесные картины. За участие в творческом процессе позвольте Вас посвятить в художники, рисующие в нетрадиционной технике, и вручить удостоверения, свидетельствующие об этом, осталось только поставить печати. (СТАВИМ ПЕЧАТИ ИЗГОТОВЛЕННЫМИ ПЕЧАТКАМИ) Я думаю, что ко мне присоединится весь зал и поблагодарим Вас за созданные вами «шедевры» (АППЛОДИСМЕНТЫ). Всем желающим предлагаю технологические карты нетрадиционных способов рисования, которые были представлены на мастер классе.
В конце своего выступления хотела вас попросить оценить приготовленный мною мастер – класс.
Если мастер – класс прошел успешно, без каких либо недочетов, то вы приклеиваете к дереву красное яблоко. Если были некоторые недочеты, мастер – класс прошел хорошо, то приклеиваете листик зеленого цвета, если же на мастер-классе вы ничего нового для себя не вынесли и в целом мастер – класс прошел удовлетворительно, приклеиваете желтый лист.
- Благодарю за сотрудничество! Творческих всем успехов!