Наталья Жирнова
Мастер класс для педагогов «Нетрадиционный метод рисования — батик. Техника холодного батика»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер класса: Повысить уровень знаний педагогов через знакомство с нетрадиционной техникой рисования по ткани «Батик» как средством развития интереса дошкольников к изобразительному творчеству.
Задачи:
Раскрыть значение нетрадиционной техники изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности;
Публикация «Мастер класс для педагогов „Нетрадиционный метод рисования — батик, Техника холодного батика“» размещена в разделах
- Батик и рисование по ткани
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Создать условия для профессионального самосовершенствования педагогов;
Организовать передачу своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов;
Формировать умение создавать яркую, вызывающую эстетическое чувство радости картину.
Батик – это очень старая техника нанесения рисунка. При этом расписывается ткань. Эта техника стала внедряться и в дошкольные учреждения, пусть и в адаптированном согласно возрасту воспитанников виде. В росписи по ткани есть несомненная польза для развития творческого начала у дошкольников. У детей формируется правильное восприятие цвета, им прививается чувство вкуса и умение выполнять работу как можно аккуратнее. Помимо этого техника батик вызывает бурю положительных эмоций, тем самым ребенок выплескивает весь негатив и становится морально устойчивым.
Роспись по ткани рекомендуется для старших групп дошкольников. В этом возрасте дети наиболее усидчивы. Они уже достаточно рисовали на обычной бумаге, поэтому нанесение краски на ткань их очень привлекает. Благодаря тому, что ткань имеет очень гладкую поверхность, нанесенная краска буквально движется по ней. После проведения уже нескольких занятий по батику, технология может несколько усложниться: вначале делается контур одним цветом, а затем заполняется сам рисунок уже другим. Это не просто эстетическое воспитание, дети учатся терпеливо выполнять задание, доводя до конца начатое дело, не бросая его на полпути. Помимо этого довольно непростая техника способствует развитию мелкой моторики пальцев.
Для начала воспитателям стоит самостоятельно разобраться в том, что представляет собой техника батик. К ней относятся все виды росписей по ткани. Батик имеет очень древнюю историю. Его использовали еще шумеры, также он был характерен для искусства в Японии и Африке. Пусть эта техника сложна, поскольку в ее основе лежит принцип резервирования, что для дошкольников, конечно, недоступно, однако батик вполне может быть упрощен. Особая методика обучению техники батик в детском саду позволит сделать ее увлекательной и доступной.
Существует несколько методов нанесения рисунка на ткань. Можно предварительно нанести на бумагу композицию, сверху положить ткань. Контур рисунка обводится по ткани клеем ПВА. Когда клей полностью высохнет, можно приступить к раскрашиванию. Внутри контура рисунок заполняется краской с помощью кисти. Фон можно хаотично раскрасить ватными тампонами, погруженными в краску.
Еще одна технология, когда делается эскиз сразу на ткани, а потом производится резервирование. Ткань в данном случае необходимо обработать крахмалом, разведенным в воде или солевым раствором. Как только все подготовительные работы будут окончены, ткань высохнет, ее можно начинать расписывать. Используются при этом краски для техники батик. После окончания раскрашивания, ткань нужно подсушить, а затем прогладить утюгом, таким образом материал закрепится, его можно будет даже стирать.
Безусловно, все серьезные подготовительные работы должны выполняться воспитателем, по крайне мере, на начальных этапах обучения.
Также может применяться и метод свободной росписи по ткани:
1. на ткань наносится вода чистой кистью, затем сразу окрашивается; краска растекается по поверхности, образуя необычные узоры;
2. краска может наноситься мазками на сухую ткань;
3. на влажную ткань местами можно насыпать крупную соль, когда она высохнет, рисунок получится довольно своеобразный.
Для того чтобы обеспечить полноценное занятие по росписи ткани, необходимо обеспечить дошкольников следующими инструментами и материалами:
• рамка (можно пяльцы, на которую крепится ткань;
• карандаш для нанесения эскиза;
• ткань (можно хлопок);
• кисти, ватные тампоны и губки из поролона;
• акварель, краска для батика, акриловые краски;
• тушь для рисования;
• клей ПВА.
В зависимости от сложности выполнения рисунка может использоваться также декоративный клей.
Начать занятия следует с рассказа о техники батик, с демонстрации образцов. Пусть дети подержат ткань в руках, увидят, насколько разнообразны рисунки. Им самим, непременно, захочется сделать то же самое. В группе не должно быть более десяти человек, это позволит воспитателю контролировать работу каждого ребенка.
Целесообразно проводить подобные занятия с детьми не младше пяти лет. К этому возраст у ребенка складываются уже отдельные понятия о видах изобразительного искусства, есть определенный практический опыт. Когда детьми будет освоена техника, можно предложить им пофантазировать, придумать свой сюжет.
Занятия по батику можно проводить один или два раза в неделю. Время одно занятия не должно превышать сорока минут. Если работа выполняется в несколько этапов, выполнение одного рисунка можно разделить на несколько занятий.
Выполнение рисунка в технике холодный батик
• Сначала необходимо перевести рисунок с шаблона на ткань. Для этого материал необходимо прикрепить к шаблону с помощью булавок, чтобы было удобнее переводить рисунок.
• На ткань переводим контуры рисунка с помощью карандаша. Затем натягиваем ткань на раму или вставляем в пяльцы. Учтите, что материал должен быть натянут, как барабан. Только тогда вы получите хорошее качество своей работы. Затем на ткань необходимо нанести резервирующее вещество. Перед его нанесением лучше потренироваться на ненужном кусочке ткани.
• Резерв наносится с помощью специальной трубочки, слегка касаясь ею ткани. Резерв необходимо наносить аккуратно и линия его нанесения должна быть обязательно замкнутой, иначе краска растечется. Линию нужно вести плавно по контуру, чтобы состав хорошо пропитал ткань. Можно использовать специальный контур по ткани нужного цвета, но необходимо затем подождать высыхание контура примерно 2 часа.
• После того, как вы нанесете резервирующий состав везде, где требуется, ткань следует просушить до полного высыхания. На это уйдет примерно сорок-пятьдесят минут. После высыхания вы сможете проверить аккуратность нанесения резерва. Для этого в небольшом количестве воды разведите пару капель шампуня или жидкого мыла.
• Затем кистью нанесите эту воду по замкнутому контуру, который вы очертили составом. Если вода выйдет за пределы контура, то резерв нанесен небрежно. Места протечки воды пометьте карандашом, и после повторного высыхания ткни, нанесите туда еще резерв, но с изнаночной стороны. Снова просушите.
• Если вы убеждены в надежном нанесении резерва, можете приступать к окрашиванию. Краску можно как разбавлять, так и наносить неразбавленной.
Вот такой замечательный получился рисунок!