Караташ Наталья Игоревна
Мастер-класс для педагогов «Чудесный мир Лего»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов: "Чудесный мир ЛЕГО"
«Истоки способностей и дарований
детей – на кончиках их пальцев».
В. А. Сухомлинский
Воспитатель: Караташ Н. И.
Целевая аудитория: педагоги дошкольных учреждений.
Цель: создать условия для повышения профессионального мастерства педагогов через активное игровое взаимодействие с использованием развивающих методов на основе ЛЕГО-конструирования.
Задачи мастер-класса:
·Ознакомить педагогов с опытом работы с ЛЕГО для детей дошкольного возраста;
·Обучить методам использования ЛЕГО-игр в педагогическом процессе;
·Воспитать интерес и желание применять эти технологии на практике;
·Сформировать устремление к сотрудничеству и взаимопониманию.
Оборудование:
1. Конструктор ЛЕГО;
2. Картинки образцов построек;
3. Игровое поле «Судоку»;
4. Карточки для оформления защиты мини-проекта;
5. Мультимедиа;
6. Музыка;
7. Чек-лист.
Планируемые результаты:
·Информирование педагогов о системе работы с ЛЕГО;
·Формирование представлений о возможностях ЛЕГО-конструирования.
Ход мастер-класса:
1. Теоретическая часть.
Добрый день, уважаемые гости. Сегодня на нашем мастер-классе я хотела бы погрузить вас в удивительный мир одного из шести модулей STEM-образования — Лего-конструирования. Конструктор Лего (LEGO) — это уже ставший легендарным бренд, который на протяжении многих десятилетий, начиная с его появления в Дании в 1949 году, продолжает вдохновлять и завораживать. С тех пор он неизменно следует своему девизу: «Играй с удовольствием».
Слово «Лего» носит два значения: «я учусь» и «я складываю». Лего-технология, основываясь на интегрированных принципах, умело соединяет элементы игры и эксперимента, позволяя детям мыслить, мечтать и действовать без страха ошибиться. Лего — это игра, полная ума и увлекательности, где каждый может строить, составлять и открывать новое.
Приглашаю всех друзей с головой окунуться в мир Лего. Я поделюсь своим опытом организации детской деятельности с этим уникальным конструктором, который я использую в различных формах работы. Лего открывает путь к интеграции познавательного, социального и художественного развития, эффективно решая образовательные задачи и формируя навыки сотрудничества, инициативы и лидерства.
· Социально-коммуникативное развитие. В ходе увлекательного процесса «LEGO»-конструирования формируются важные навыки сотрудничества. Дети учатся работать в паре, взаимодействуя с партнёрами и коллективом, что nurtures their spirit of teamwork. Эти занятия развивают такие качества, как способность устанавливать цели, инициатива, настойчивость в доведении дел до конца, стремление отстоять свои идеи и проявлять лидерство, а также обогащают кругозор юных творцов.
· Познавательное развитие. Процесс «LEGO»-конструирования способствует развитию математических способностей и формированию сенсорных представлений у дошкольников. Пересчитывая детали, блоки и крепления, а также вычисляя необходимое количество элементов, их форму, цвет и длину, дети усваивают концепции «высокий - низкий», «широкий - узкий». В это время они также знакомятся с пространственными характеристиками, такими как симметрия и асимметрия, и учатся ориентироваться в окружающем пространстве, что открывает им новые грани познания мира.
·Речевое развитие. В увлекательном процессе конструирования из «LEGO» происходит не просто создание форм, но и незримое цветение речевых и коммуникационных навыков. Ребёнок, погружаясь в мир деталей, обогащает свой словарь, наполняя его новыми терминами. Общаясь с взрослыми, он задаёт точные вопросы об окружающих предметах, уточняя их свойства, а также активно рассуждает и отстаивает свою точку зрения. В таком взаимодействии развивается как диалогическая, так и монологическая речь, делая общение ярким и многогранным.
·Художественно-эстетическое развитие. С помощью волшебных деталей «LEGO» дети погружаются в увлекательный мир форм, размеров и цветов, постигнув не только основы эстетики, но и понятие «чередование». Они с радостью применяют это знание, создавая собственные постройки с разнообразными узорами, в которых каждая деталь отзывается на гармонию цвета и структуры. Так, в их руках рождается нечто более чем просто конструкция — это настоящие произведения искусства, отражающие фантазию и визуальную чувствительность юных созидателей.
Физическое развитие. Помимо совершенствования тонкой моторики обеих рук, конструирование с «LEGO» также способствует укреплению крупной моторики. Этот творческий процесс, при интегративном подходе к обучению, открывает двери к многообразному развитию интеллектуальных и личностных качеств ребёнка в дошкольном возрасте.
Лего становится не просто набором деталей, а волшебным инструментом, который пробуждает в детях стремление к познанию и исследованиям. Каждый блок, каждая конструкция — это возможность для самовыражения, обучения и создания, что провоцирует азарт и интерес к окружающему миру. Конструирование формирует не только физические навыки, но и развивает воображение, критическое мышление и самостоятельность. Таким образом, в ходе создания собственных шедевров, малыши обогащают свои внутренние миры, становятся более уверенными в своих силах и открытыми к новым знаниям. В каждом из них зреет созидательный потенциал, который ждет своего часа, чтобы проявиться в полной мере.
2. Практическая часть.
Сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие по разнообразным возможностям применения Лего-конструирования в различных образовательных сферах.
Итак, отправимся в удивительное путешествие в волшебную страну «Лего - мир». Но поедем мы не просто так, а на поезде! Я предлагаю вам построить не обычную, а волшебную дорогу. Чем она особенная? Она состоит из деталей ЛЕГО.
Кирпичик нужный ты найди,Дорогу в ЛЕГО - страну собери.
Игровое упражнение «Волшебная дорожка» — это увлекательный конструктор для создания дорожки разных цветов и размеров. Чтобы возвести дорогу для нашего поезда, необходимо следовать определённым правилам: по очереди каждый из вас выберет лишь два кирпичика, которые должны отличаться друг от друга — будь то по цвету или по размеру. Я начну наши стройки, положив первый кирпичик. Теперь настало время для каждого из вас продолжить создание волшебной дороги. Но будьте внимательны: слева можно помещать только те кирпичики, которые по размеру схожи с моим, а справа — те, что соответствуют по цвету.
Теперь мы приступим к строительству. Я положу свой первый кирпичик (слева голубой, справа жёлтый).
— Твой кирпичик похож на мой? По цвету или размеру?
— Почему ты выбрал именно этот?
— Все поставили свои кирпичики? Наша дорога готова?
Играя в эту увлекательную игру, мы закрепили важные навыки. Чтобы никто не сбился с пути, крепко сцепим мизинцы, подобно деталям LEGO, закроем глаза и произнесём волшебные слова:
Раз, два, три, четыре, пять —
В страну Лего хотим мы попасть!
Вот мы и оказались на станции под названием «Легоматематика». Каждой группе педагогов будут вручены разные задания.
Игра «Построй цифру» (5 наборов Лего в контейнерах)Первая команда получает образцы построек — цифры. Их цель: воссоздать эти цифры из конструктора Лего. Вторая команда работает с моделью уже существующей цифры, а третья команда сталкивается с ограничением — она должна построить цифру, используя лишь семь деталей. Четвертая команда создает свою уникальную интерпретацию цифры, исходя из собственного воображения, в то время как пятая команда получает лишь тему — цифра 2 — и строит её по своему усмотрению. Итак, каждая команда выполняла, казалось бы, одно и то же задание — изобразить цифру с помощью конструктора, но каждый из них столкнулся с уникальным подходом к выполнению: конструирование по образцу, по модели, по заданным условиям, по личным замыслам и по предложенной теме. Задание можно усложнить, предложив собрать цифру по памяти или завершить начатую цифру.
Игра «Лего-клад»На игровом поле, усыпанном яркими кирпичиками Лего, скрыт таинственный клад — и лишь одна деталь способна открыть эту сокровищницу. Участники, словно искатели приключений, следуют подсказкам, удаляя по одному кирпичику за раз. «Клад не скрывается под красным кирпичиком», — звучит первая подсказка, и все красные детали исчезают с поля, словно заколдованные. «Он не находится под кирпичиком размером 2*3», — гласит следующий намек, и все кирпичики этого размера покидают игру, оставляя лишь крошечные следы возможностей. По мере удаления элементов, напряжение нарастает, пока в конце не останется единственная деталь — та, что хранит сокровище, ожидая своего открывателя.
А мы продолжаем наше увлекательное путешествие. Следующая станция — «У каждого своя история».
Игра «Придумай свою историю» (5 наборов лего в контейнерах) приглашает каждую команду погрузиться в мир конструктора и фантазии. Участникам предлагается набор слов, и им предстоит создать историю, воплощая эти слова в захватывающие сюжеты. Например: (кот, дерево, страх, (забор, мост, дом, (машина, дерево, кот, (собака, дом, радость, (кот, собака, дерево). Педагоги берут на себя роль гидов, моделируя повествования на основе этих заданий.
Создавая свои уникальные истории, мы незаметно перемещаемся в пространство, где Лего служит важным инструментом художественного и эстетического развития детей. В каждой детали, в каждом соединении блоков отражается творческий потенциал, способствующий воображению и самовыражению юных создателей.
Но на этом наше путешествие не заканчивается.
Мы продолжаем вперед, направляясь к следующей станции — «Подвижная», где заглянем ещё глубже в мир движений и взаимодействий.
Игра «Равновесие»Участники этого захватывающего состязания бережно помещают кирпичик Лего на свои головы. Ведущий, словно искусный дирижер, отдает команды: дважды присесть, сделать три шага вперед, повернуть направо, стойка на левой ноге, завихрение в танце и многое другое. Главная задача для игроков — сохранить хрупкий баланс и не уронить кирпичик.
И мы продолжаем наш путь, и на горизонте принимает форму станция «Ты да я, да мы с тобой».
Игра «Сделай по словесной инструкции» (наборы лего 10 шт.) – это увлекательное испытание для двух участников, которым предоставлены идентичные детали. Один из участников, отвёрнувшись, задумывает простую конструкцию и, не видя, описывает пошагово процесс её создания своему напарникам. В итоге, по истечении игры, должны возникнуть две идентичные модели.
Время, отведённое на игру, составляет всего 2-3 минуты. Предлагаю провести детальный анализ результатов. Давайте взглянем на созданные произведения. Каковы были замыслы? Удалось ли их осуществить? Что послужило причиной успеха или неудачи?
Сумели ли вы пояснить своему партнёру последовательность своих действий?
И вот мы доехали до пункта назначения – в страну «Лего – мир».
«Лего» – это больше, чем просто конструирование; это в первую очередь наше творчество. Давайте вместе погрузимся в этот захватывающий процесс и начнём творить и мастерить!
Игра «Собери узор»Я буду называть вам деталь определенной формы и окраски, которую следует найти и разместить в обозначенном мною месте на пластине. Используются следующие ориентиры для расположения: «левый верхний угол», «левый нижний угол», «правый верхний угол», «правый нижний угол», «середина левой стороны», «середина правой стороны», «над», «под», «слева от», «справа от». Например, возьмите кирпичик желтого цвета размером 2 на 2 и разместите его в левом верхнем углу. Кирпичик синего цвета размером 2 на 3 следует выставить в правом верхнем углу. Кирпичик зеленого цвета размером 2 на 6 поставьте в правый нижний угол. Белый кирпичик размером 2 на 4 разместите в центре квадрата. Оранжевый кирпичик размером 2 на 6 уверенно установите в левом нижнем углу и так далее. На следующем этапе мы внимательно рассмотрим получившийся узор и запечатаем его в нашей памяти, зарисовывая видение: будь то украшенный платочек, цветочная поляна, поднос с фруктами, овощами или сладостями и тому подобное.
Вопрос аудитории:
·Давайте предоставим краткую характеристику лучшему в мире конструктору.
·Безопасность — гарант спокойствия.
·Широкие игровые возможности — мир творчества не имеет границ.
·Польза — развивает воображение, стимулирует творческие способности и логическое мышление.
·Подходит для любого сезона — игра в радость круглый год.
·Универсальность — этот конструктор подходит всем возрастам: для девочек и мальчиков, а также для взрослых, которые хотят вновь прикоснуться к детству.
·Легкость сборки и разборки конструкций — удовольствие в каждой детали, без лишних усилий.
·Это возможность коллективной игры — взаимодействие, совместное создание, дружеская атмосфера.)
3. Заключительная часть. Рефлексия.
И вот завершилось наше удивительное путешествие.
В финале хочу сказатm? что «Лего» — это не просто игра, а важнейший спутник детства, который открывает детям мир обучения через игру. Каждая конструкция из «Лего» — это неповторимое приключение, наполненное радостью, познанием и ожиданием нового.
·Дорогие педагоги, вспомним, что…Эффективное использование конструкторов «Лего» в образовательном пространстве возможно лишь при мудром руководстве воспитателя в деятельности детей. Важно, чтобы на занятиях педагог взаимодействовал как с группой, так и с каждым ребенком индивидуально, учитывая процесс совместной работы. Только ощутив интерес к заданию, сюжету игры, ребенок станет активным, раскроет свои творческие способности, научится работать в команде и брать на себя ответственность. Помните, конструктор — ЛЕГО — это:
·Неограниченные игровые возможности — легкость сборки и разборки, игра в любом месте.
·Универсальность — подходит для всех возрастов, от самых маленьких до взрослых.
· Всестороннее развитие: воображение, креативность, логическое мышление.
·Приглашаю вас построить пирамиду эмоций. Красный кирпичик — вам понравилось, зеленый — понравилось, но хочется большего, желтый — ничего не впечатлило.
Спасибо всем за активное участие в мастер-классе!