наталия шурупова
Мастер-класс для детей подготовительной группы «Кукла-оберег Пеленашка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи: познакомить детей с традициями русской старины, приобщить к истокам народной культуры; развивать мелкую моторику руки, органы сенсорного восприятия. Обогащать словарь детей, знакомить с новыми словами (обряд, зыбка и проч.) Развивать в детях воображение и чувство прекрасного.
Предварительная работа: чтение с детьми народных сказок, разучивание потешек, колыбельных песен. Просмотр картин и видеоматериала народного содержания. Беседа с детьми на тему : «Во что играли наши бабушки». Беседы о быте простого народа, поход в музей народного творчества (школа).
Публикация «Мастер-класс для детей подготовительной группы „Кукла-оберег Пеленашка“» размещена в разделах
- Кукла Пеленашка
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Оборудование: кусочек белой ткани размером 1м - 80см на 15 см и три лоскутка цветастой материи размером 15 на 15 см (для косыночки, пеленочки и одеяльца); нитки (возможно, мулине) ,ножницы.
Ход занятия: Воспитатель входит в группу в русском национальном костюме, под спокойную народную музыку.
- Здравствуйте, детушки- ребятушки! Ох, и долго я к вам шла и чуть не заплутала по дороге, да клубочек с ниточками волшебными меня из лесу вывел! А знаете зачем я к вам пришла? А прослышали мы в нашей деревне, что сейчас у вас в садике проходит неделя игры и игрушки. Так это, мои хорошие? (ответы детей)
- А ещё слыхивали мы, что вы говорили о том, во что раньше ваши бабушки- про- бабушки играли. Так это? (ответы детей)
- Вот и решила я в путь- дорогу дальнюю снарядиться,чтобы вам,мои хорошие не только рассказать, но и показать, как раньше таких куколок делали своими руками. Это совсем не сложно. Хотите я вас научу? (ответы детей)
- Научу, и у каждого из вас дома будет по куколке- оберегу.
-Ребятки, а вы знаете, что такое оберег? (ответы детей)
- Правильно, это то, что охраняет, оберегает от злых и недобрых духов. Раньше люди верили в добрых и недобрых духов. Поэтому добрых призывали себе в помощь, а от недобрых защищались, молитвой и оберегом.
- Сегодня мы с вами сделаем такую куколку – оберег, которая называлась ПЕЛЕНАШКА. Её делали из лоскутков ткани будущие мамы, которые ждали появления на свет своего ребеночка или уже те мамочки, которые ребеночка родили. Они верили, что куколка - оберег защитит их ребеночка от зла, болезней и прочих напастей. Они вкладывали такую куколку в ручки ребеночку или к нему в зыбку. Что такое зыбка? А это такая колыбель, которая привязывалась под потолком избы. Зыбку покачивали – потрясывали, и ребеночек убаюканный в ней сладко засыпал.
- Ну, с чего же мы начнем? А начнем мы с тельца нашей куколки. Его делали всегда обязательно из кусочка белой ткани. Берем с вами длинный кусочек белой ткани. Складываем его пополам. Раньше на Руси говаривали : «Кто в кукол не играл, тот счастлив не бывал» Вот сделаем мы наших пеленашечек и наиграемся в волю!
- А теперь, посмотрите за мной внимательно, мы делаем из него скрутку, т. е. скручиваем наш кусочек ткани трубочкой. Раньше женщины скручивали кусочек шесть раз и раскручивали обратно и только на седьмой раз закручивали трубочку и перетягивали скрученный кусочек ниточкой посерединке. Не зря в народе и пословица пошла : «Семь раз отмерь, а один – отрежь. Семь - это магическое доброе число в народе считалось, оттого и в русских народных сказках оно частенько встречается.
Всё время пока скручивали - раскручивали ткань, читали молитву. Потом брали скруточку в правую руку, берем и мы с вами (дети берут в правую руку) ,а в левую берем кусочек ниточки (вот я возьму свою из моего волшебного клубочка,который меня сегодня к вам из лесу вывел) и перевязываем ткань посерединке, там где у малыша пупочек находится. Завязываем узелок, а лишнюю нитку отрезаем ножницами.
- А что дольше нам делать, как думаете?
-Правильно, будем головку нашей пеленашке делать. Берем ниточку и завязываем её повыше первой ниточки так, чтобы было видно, что тельце и головка теперь отдельны друг от друга. Молодцы!
- Ребятушки мои милые, что-то мы засиделись. Как думаете? «Делу время –потехе час!»- так в народе повелось. Пойдемте - ка, поиграем чуток, немножко!
(Проводится народная игра «Заинька, попляши!»
- Ну а теперь, будем нашу куколку наряжать. Сначала наденем на неё косыночку. (Дети берут один из квадратов и складывают его по диагонали)
-Надеваем косыночку на куколку ребятки так, чтобы лобик у неё был обязательно закрыт. Завязываем сзади на узелочек. Вот так!
- А теперь запеленаем её в пеленочку, не зря она и пеленашкою зовётся! (дети пеленают куколку по примеру взрослого)
- Ну и осталось нашу пеленашечку в одеяльце завернуть. (Дети повторяют за педагогом)
-Ну вот наша куколка - оберег почти и готова. Осталось её только ниточкой перевязать. Берем ниточки и крест- накрест перевязываем своих куколок.
- Молодцы, ребятушки! Вот какие славные куколки у вас получились!
- Ну а что же обязательно матушка делала после того, как куколку готовую ребеночку в зыбку положила?
- Правильно, песенку колыбельную ему пела. Давайте мы с вами тоже споем. (Дети поют вместе с педагогом колыбельную песню)
-Ну вот и всё ребятки, пора мне дальше в путь - дорогу отправляться, другим ребяткам показывать – рассказывать про то, как наши предки жили- поживали!
- До свидания! (Дети благодарят гостью и прощаются с ней) Под музыку она уходит из группы.
Занятие окончено.
После занятия дети слушают сказку Василиса Прекрасная.