Наталья Горбунова
Мастер-класс для педагогов «Дидактический портфель»
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Саратовская область г. Хвалынск
Мастер – класс
«Дидактический портфель»
Подготовила: Горбунова Н. С.
Цель: Развивать интерес к художественной литературе, обогащать словарный запас, формировать культуру речи. Продолжать знакомить детей с произведениями Л. Н. Толстого.
Задачи:
1. Уточнять и активизировать в речи детей названия различных предметов, развивать связанную речь детей.
2. Формулировать представления об окружающем мире.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Дидактический портфель“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
3. Объяснять назначения предметов отгадок. Развивать логическое и ассоциативное мышление, слуховое внимание.
4. Учить рассуждать, сравнивать, анализировать.
Оборудование: Портфель, схематические рисунки отгадок и их взаимосвязи, конверт для схем, портрет Л. Н. Толстого, книги и т. д.
Ход мастер-класса :
Добрый день, уважаемые коллеги! Здравствуйте! Приветствую вас! Рада видеть вас! Желаю здравствовать!
И это всего лишь несколько приветствий из богатого и могучего русского языка! Однако с каждым годом беднеет речь детей, наблюдаются нарушение звуковой культуры речи, неумение вести диалогическую речь, составлять рассказы. Поэтому перед педагогами детских садов развитие речи дошкольников – очень актуальная проблема. И дидактические игры – одни из эффективных методов развития речи детей.
В своей работе я часто использую «Дидактический портфель», наполняемость портфеля зависит от того, какие цели и задачи по дидактическим играм я ставлю перед собой и детьми.
Что же сегодня в моём портфеле?
Показываю портрет Л. Н. Толстого. Кто это? И рассказываю о том, что он писал произведения разных жанров: рассказы, сказки, стихи, басни. И … загадки. И объясняю детям, что сегодня мы познакомимся с его загадками. Загадка - это описание предмета в виде вопроса. Состоит из двух частей: вопрос (загадка) и ответ (отгадка).
Загадки обогащают речь детей, способствуют развитию логического мышления.
Итак, начинаем серию дидактических игр с загадками Л. Н. Толстого.
Содержание игры:
Использую 1. Игровой прием «Отгадай загадку».
Загадываю загадки, дети находят предметы отгадки в портфеле, забирают его и объясняют, почему выбрали именно этот предмет.
Загадки: — Маленек, удаленек, сквозь землю прошёл, красну шапочку нашёл. (Гриб)
— Маленький Ерофейка, подпоясан коротенько, по полу скок-скок, по лавкам скок-скок, и сел в уголок. (Веник)
— Два конца, два кольца, — а в середине гвоздик (Ножницы)
— Без ног, без рук, рубашки просит (Подушка)
— Кланяется, кланяется, придет домой— растянется (Топор)
— Летит — воет, сядет — землю роет (Жук)
— Семьдесят одежек, все без застёжек (Капуста)
— Всякому мальчику по чуланчику (Перчатка)
2. Игровой прием «Объясни отгадку».
Например:
- У гриба есть красная шапочка, он растет из земли.
- Веником подметают пол, он сделан из связанных прутиков.
- У ножниц есть два острых края и ручки-колечки.
- Подушка — это зашитый со всех сторон мешок, набитый мягким материалом (Вата, перья и т. д.)
- Когда работают топором, наклоняются вниз.
- Жук жужжит, когда летит и может зарываться в землю.
- У капусты много листьев, они похожи на одежду.
- У перчатки каждый пальчик прячется «в свой домик».
3. Игровой прием «Для чего нужны эти предметы»
Например:
- Гриб — им питаются люди, насекомые, звери. Некоторые грибы животные используют, как лекарство…
- Капуста— это овощ. Из него можно приготовить щи, солянку, квашеную капусту. В ней много витаминов.
- Жук — это насекомое. Он опыляет цветы, им питаются птицы.
- Веник нужен для уборки в доме.
- Ножницы — это инструмент для резанья бумаги и ткани. Ножницы нужны портнихе, парикмахеру и всем людям.
- Подушка — это постельная принадлежность. Она нужна для сна и отдыха. Без неё неудобно спать.
- Топор. Это столярный инструмент. Он нужен для рубки дров и для строительства домов.
Перчатки— это предмет одежды для рук. Они нужны, чтобы не мерзли руки, когда холодно. И не пачкаться, когда работаешь.
4. Игровой прием «Найди пару»
Раскладываю картинки по кругу изображением вниз. Дети берут картинки и ищут пару ассоциацию.
Например,
- Веник — совок
- Гриб — лукошко
- Ножницы — платье
- Подушка — наволочка
- Топор — дом
- Жук — птица
— Капуста — кастрюля
— Перчатка — рука
Отыскав пару ассоциацию, задаю вопрос. Почему ты выбрал ту или иную картинку? Дети дают ответ. Развивая речь детей, добиваюсь от них полного ответа.
5. Игровой прием «Если б не было…» (решение проблемы)
Озвучиваю проблему: Представьте, что было бы, если бы этих предметов не было.
Например,
- Если бы не было ножниц, мы не смогли бы раскроить одежду. Мы не смогли бы делать красивую аппликацию…
- Если бы не было веника, мы бы не смогли убираться в доме. Было бы очень грязно.
- Если бы не было грибов, мы не смогли бы сварить вкусный грибной суп. Обитателям леса было бы нечем лечиться.
- Если бы не было подушки, нам было бы неудобно спать.
- Если бы не было капусты, мы бы не смогли сварить щи.
- Если бы не было жуков, птицам, нечего было бы есть.
- Если бы не было перчаток, у нас бы мерзли руки на морозе, и мы не могли бы защищать руки во время работы.
- Если бы не было топора, люди не смогли бы строить красивые, деревянные дома…
6. Игровой прием «Продолжи….»
Объясняю детям, я начну предложение, а вы продолжите.
Например: У меня в руках капуста, из неё можно сварить вкусные щи.
У меня в руках топор ….
У меня в руках веник ….
У меня в руках ножницы ….
У меня в руках гриб …
У меня в руках жук ….
У меня в руках подушка …
У меня в руках перчатки ….
И эти все дидактические игры мы проводим по загадкам Л. Н. Толстого
Задаю вопрос : Напомните мне, кто автор этих загадок?
Дети отвечают: Л. Н. Толстой
А вот загадка от меня:
Загадать - радость,
Отгадать - сладость!
Что это?
Я считаю, что при использовании дидактических игр, дети быстро придумывают предложения, самостоятельно составляют рассказы, могут объяснить проблемные ситуации, уверенно отвечают на вопросы воспитателя.
Я рекомендую применять дидактические игры по всем направлениям.
А почему я взяла именно портфель, а не корзинку, коробку или конверт. Применяя дидактический портфель, дети становятся более серьезнее, дисциплинированней и появляется любопытство, интересуются, что же сегодня в нашем дидактическом портфеле.
Спасибо за внимание!