Юлия Юрьевна Зверева
Мастер-класс «Что делать, если взгляды на воспитание ребенка расходятся?»
▼ Скачать + Заказать документы
Оборудование: Столы линейные, стулья по количеству участников, пластиковые менюхолдеры-экраны с вставленными листами с начерченными кругами, и с чистыми листами, качества личности в виде маленьких ламинированных картинок с одной стороны крепящимися к экрану на скотч, маркеры по количеству участников, киннект (можно заменить магнитной доской или фланелеграфом, вырезанные картинки сказочных персонажей, животных, транспорта, разных жилищ, атрибутов и т. д.
Публикация «Мастер-класс „Что делать, если взгляды на воспитание ребенка расходятся?“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Уважаемые коллеги! Одна из проблем, с которой встречаются педагоги – это вопросы оказания помощи родителям в воспитании детей. В своей работе я столкнулась с таким наблюдением, когда в определенных ситуациях бывает очень трудно дать какие-либо конкретные рекомендации родителям. И когда мы все же даем рекомендации, многие родители не воспринимают их должным образом, не всегда реагируют на них, не всегда понимают их правильно. Как давать консультации родителям? Как научиться оказывать им реальную помощь?
В своей работе я использую коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями
И от того насколько правильно и адекватно мы будем использовать современные методы и технологии работы с родителями, зависит успешность развития каждого ребенка: его здоровье, психическое состояние и его взаимодействие со сверстниками.
Я предлагаю вам один из вариантов проведения семейной гостиной, в рамках которой мы сможем увидеть, какие бывают разные подходы к воспитанию ребенка и насколько важно уметь договариваться и иметь одну точку зрения на конкретные вопросы его воспитания.
Работа с экранами. Задание № 1
Перед вами представлены качества личности, которые с точки зрения ведущих детских психологов, являются базовыми для воспитания ребенка. Расшифровка картинок (Приложение 2)
Перед вами находятся пластиковые экраны с пустыми моделями (Приложение 3)
Это задание предполагает что за одним экраном работают родители воспитывающие одного ребенка. (Это могут быть мама - папа, мама –бабушка и т. д.)
В центральный круг экранов нужно расположить 3 самых важных с вашей точки зрения качества личности.
В следующий круг -3 качества второго уровня значимости.
И в последний - следующие 3 по значимости качества, играющие роль при формировании личности ребёнка.
(Каждый работает индивидуально, не совещаясь друг с другом)
А пока вы работаете, я расскажу вам всеми известную притчу.
Молодая мама пришла к мудрецу за советом.
- Мудрец, моему ребенку исполнился месяц. Как мне следует воспитывать свое дитя: в строгости или же в ласке?
Мудрец взял женщину и подвел к виноградной лозе:
- Посмотри на эту лозу. Если ты не будешь ее обрезать, если, жалея лозу, ты не будешь отрывать у нее лишние побеги, то лоза одичает. Потеряв контроль над ростом лозы, ты не дождешься сладких вкусных ягод. Но если ты укроешь лозу от солнца и его ласки, если не будешь заботливо поливать корни лозы, то она зачахнет и ты не получишь сладких вкусных ягод…
Лишь при разумном сочетании того и другого удается вырастить изумительные плоды и вкусить их сладость!
(В процессе ведущий задает вопросы, подходит к участникам мастер-класса)
Что для вас «общительность»?
Для чего ребенку важно быть «добрым»?
Каким может быть ребенок, чтобы мы увидели проявление «отзывчивости»?
Как вы думаете, в чем особенности проявления «трудолюбия» у девочек и мальчиков?
Что для вас проявление «любознательности» у ребенка? И т. д.
По окончанию участниками задания, вынимаем из экранов лист с кругами.
Мы видим, что у каждого из нас есть своя точка зрения на вопрос воспитания ребенка.
Задать вопросы участникам.
Есть ли у вас совпадения в выборе качеств?
А что у вас получилось в центральном круге? А вы как думаете?
Как вы считаете в вашем случае можно договориться, найти компромиссы в воспитании? Почему?
В то же время, мы можем с вами увидеть, что разные точки зрения являются сферой расширения возможностей детей в проявлении их личностных и индивидуальных качеств.
При этом мы понимаем, что для каждого из вас (родителей) важны именно те качества, которые вы проговариваете и для меня это является диагностическим критерием, над чем мы можем работать в процессе индивидуальной работы с родителями, какой мы можем сделать запрос психологу при проведении индивидуальных консультаций с родителями, на что обратить внимание при выборе тематики родительского собрания, на что опираться в ходе взаимодействия с родителями.
Работа с экранами. Задание № 2
В ходе нашего мастер класса я предлагаю вам выполнить следующее задание, которое поможет вам найти точки соприкосновения и научиться договариваться друг с другом. Родителям моей группы я предлагаю нарисовать образ ребенка, каким они хотят его видеть в будущем. А вам сегодня предлагаю в паре нарисовать снеговика. Предлагается экран с чистым белым листом. (Приложение 4)
Рисовать нужно по очереди по одной детали, каждый со своей стороны, обговаривая друг с другом каждый шаг (Один рисует голову, другой следующую деталь и т. д.)
После выполнения задания открываем экраны (достаем листы) и видим:
Какой у вас получился снеговик? Смогли ли вы договориться друг с другом?
При выполнении этого задания, какие трудности у вас возникли?
Ну а теперь мы прекрасно понимаем, что жизнь постоянно вносит свои коррективы, мы стараемся договариваться и, несмотря на это, у каждого из нас остается свой взгляд на воспитание ребенка.
Задание № 3.Работа с киннектом, либо магнитной доской или фланелеграфом.
Уважаемые коллеги, мы с вами поняли, что очень важно уметь договариваться друг с другом в вопросах воспитания ребёнка. И мы с вами понимаем насколько важно для ребёнка, когда папа и мама рядом, когда вместе создается что-то новое, интересное, когда есть поддержка и любовь родителей.
И мы будем все вместе сочинять и рассказывать сказку.
Основное правило - каждый из вас должен проявиться и быть вкладом в сюжет сказки.
Что мы будем делать? Покажу вам на примере.
У нас есть фон. Я выбираю и выставляю его на экран.
У нас есть герои сказки. И мы, по очереди, вводя последовательно героев и предметы, создадим, расскажем и покажем сказку.
(Музыкальное сопровождение)
Например в зимнем дремучем лесу жил заяц… Перед самым Новым годом он гулял по лесу и увидел странное животное – Жираф.
Всем понятно? Хорошо.
Мы с вами сказочники. Итак, начинаем сочинять сказку…
Ведущая может начать сама.
По зимнему лесу шла маленькая девочка с корзинкой цветов, а навстречу ей на полянку выбежал заяц и т. д…. Каждый участник дополняет и так до логического конца сказки.
Интересная получилась сказка?
Какие ощущения Вы испытали?
Что для вас было важно при создании сказки?
Мы с вами Молодцы!
И в заключении, мне бы хотелось сказать, что понимание необходимости разработки новых подходов к взаимодействию с родителями, поможет нам в воспитании детей. Позитивное воспитание сделает наших детей успешными, способными справляться с любыми жизненными трудностями, избавит от чувства вины и страха. А родителей наших воспитанников, сделает по-настоящему счастливыми, позволив им решить все проблемы, связанные с воспитанием детей.
Проблемы детей начинаются дома и могут быть решены там же.
А наша задача – оказать помощь и поддержку тем, кто в этом нуждается.
Наша совместная работа с родителями дает возможность грамотно и с большой любовью строить отношения с ребенком, а в дальнейшем - реализовывать его уникальный набор задач и талантов, реализовать его потенциал.
Показатели эффективности взаимодействия ДОУ и семьи (Приложение 5)