Анна Зеленина
Лэпбук «Дружим со Свистелочкой, Звенелочкой, Цокотушкой»
У детей встречается дефектное произношение свистящих звуков. И очень часто, это проявляется «сигматизмом», когда звуки «С, З, Ц», произносятся «межзубно», язычок находится между зубами. Если детям не проводить коррекционную работу, то такое произношение может остаться на всю жизнь!
Поэтому важно ребенка познакомить с правильной артикуляцией свистящих звуков, укрепить язычок, научить владеть им и закреплять правильное произношение на примере игровых упражнений, которые вмещаются в Лэпбуке. Над созданием лэпбука мы трудились творческой командой на Стажировочной площадке.
Цель: постановка звуков «С», «З», «Ц» в играх и упражнениях.
Задачи:
1. Познакомить с артикуляцией свистящих звуков.
2. Автоматизировать поставленные звуки изолированно, в слогах, в словах, чистоговорках, в текстах.
Наполнение Лэпбука:
1. Артикуляционный уклад свистящих звуков в картинках.
2. Артикуляционная гимнастика для формирования свистящих звуков.
3. Игровые упражнения для закрепления свистящих звуков изолированно.
4. Игровые упражнения для закрепления звуков в слогах, словах, чистоговорках.
5. Дидактические игры и упражнения на развитие фонематического слуха.
6. Закрепление звуков в тексте, на примере мнемотаблиц и игровых упражнений.
Профили свистящих звуков для объяснения детям, где находится язык, как расположены губы и как выдыхается воздушная струя при произношении свистящего звука.
Артикуляционная гимнастика в картинках: выполнять перед зеркалом, под счет от 5 до 10. Основные упражнения: «слонёнок» - губы вытягиваем вперед, «лягушка» - губы в улыбке, «лопаточка» - высунуть расслабленный широкий язык и положить на нижнюю губу, «мостик» - широко открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, «колесо» - сделать «мостик», перемещать язык вперед-назад в форме «валика».
Поставленный звук сначала закрепляем изолированно! В этом помогут упражнения «Как свистит свисток», «Помоги насекомому добраться до цветка» и другие. В "Весёлых чистоговорках" закрепляем звук в слогах!
Учитель-логопед читает чистоговорку, и просит ребенка повторить первые слоги, чётко и правильно произнося звук, а остальную фразу договаривает взрослый.
Очень важно формировать фонематический слух. Учим ребёнка слышать звук среди других звуков, находить его в слогах и словах. В этом помогут такие упражнения, как «Собери ромашку», «Где находиться звук?».
Для закрепления звука в тексте помогут мнемотаблицы. По схемам и рисункам легче и интереснее запоминать предложения, фразы и стихотворения.
Дети с интересом и удовольствием выполняют задания и учатся правильно произносить свистящие звуки!