Елена Бабикова
Отчет о проведении Дней защиты от экологической опасности
▼ Скачать + Заказать документы
Лучшее проведение Дней защиты от экологической опасности
Творческий отчет
Природа - это уникальная книга.
Ее тираж - один экземпляр.
Только один!
И поэтому, читая ее,
Нужно беречь каждую страницу
На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, что, на мой взгляд, обуславливается низким уровнем экологической культуры - люди не воспринимают экологические проблемы, как личностно значимые. А ведь в настоящее время, когда ухудшающее состояние окружающей среды носит угрожающий характер, необходимо предпринимать все возможные шаги к тому, чтобы каждый человек осознал свою непрерывную связь с природой, понял необходимость ее сохранения для будущих поколений.
Публикация «Отчет о проведении Дней защиты от экологической опасности» размещена в разделах
- Дни защиты от экологической опасности, 15 апреля - 5 июня
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дошкольный возраст характеризуется особой интенсивностью развития эмоционально-ценностного отношения к окружающему, накоплению личного опыта взаимодействия с окружающим миром. В связи с этим, экологическое воспитание детей - дошкольников приобретает важнейшее значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является неотъемлемой частью духовной культуры человека.
Поэтому наша основная задача создать у дошкольников прежде всего, установку на здоровый образ жизни, привить им элементы экологической культуры, сформировать экологическое сознание.
При организации работы по экологическому воспитанию в детском саду мы учитываем региональный компонент, ресурсное обеспечение педагогического процесса, связь с социумом.
Вот уже больше 10 лет подряд 15 апреля официально стартовали Общероссийские Дни защиты от экологической опасности под девизом
" Экология – Безопасность – Жизнь". Основные мероприятия экологического движения приурочены к таким знаменательным датам, как День Земли (22 апреля, День памяти жертв радиационных аварий и катастроф (26 апреля, День Защиты Детей (1 июня).
Осознавая существующие проблемы, мы – педагогический коллектив МБДОУ №7, воспитанники и их родители ведем совместную работу, целью которой является воспитание у детей экологической культуры.
Экологические знания дети нашего детского сада получают не только в организванной образовательной деятельности, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, работы на клумбе, проведении опытов в лаборатории, на занятиях по изобразительной деятельности, в играх и при решении логических задач. Педагоги стремятся воспитывать у детей осознанно-правильное отношение ко всему живому, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира.
В связи с этим, в нашем детском саду создана мини экологоразвивающая среда «Добрая планета Земля!», являющаяся носителем экологической культуры, обеспечивающая непосредственный контакт ребенка с объектами природы и «живое» общение с ней.
1. Экологоразвивающая среда детского сада - «Добрая планета Земля!»
1.1. Экспозиция природосозидательной деятельности детей нашего детского сада представлена в фотоальбомах, видеофильмах, результатах исследовательской и проектной деятельности детей, (стенгазеты «Как мы посадили сирень», «В царстве лекарственных растений», березовая «Роща выпускников», «Мы цветочки маме вырастили сами», «Таежные друзья по переписке»; макеты, панно и др., «самоизданных» книгах «Жалобная книга природы», «Красная книга» и др.
Мы уверены, что экспозиции нашего уголка помогут сформировать у детей в течение всего года не только конкретные представления об объектах природы, но и знания о взаимосвязях живых организмов в экосистемах, обобщенные представления о тех явлениях природы, которые позволят детям в дальнейшем ориентироваться в новых фактах, в других условиях.
1.2. Экологическая лаборатория в подготовительных группах «Мир природы» способствует расширению и углублению представлений детей о природе. Она оснащена необходимым оборудованием для проведения опытов и экспериментов. Здесь каждый ребёнок чувствует себя «ученым», находит ответы на свои вопросы сам.
Дедушка Знай – хозяин лаборатории, он показывает детям забавные опыты и вместе с ними составляет правила поведения. К детям на занятия приходят: Старичок–Лесовичок, который открывает все тайны леса; Еж Ученый, который знакомит детей с жизнью лесных друзей; Фея Природы, которая приносит нам тревожные письма от представителей природного мира с просьбами о помощи; мальчик Жалейкин, который показывает как нужно правильно себя вести в природе.
1.3. Экологическое пространство территории детского сада. Уголок леса (нетронутой природы) - небольшая озеленённая территория, которая не подвергается никакому воздействию со стороны человека. Здесь сам собой складывается естественный биоценоз произрастают те растения, деревья, кустарники, которые сами посеялись и нашли благоприятные условия и с которыми детям интересно познакомиться.
Таким образом, экологоразвивающая среда нашего детского сада помогает детям общаться с природой:
- наслаждаться красотой растений и поведением животных, наблюдать их видоизменения, участвовать в выращивании молодняка, в уходе за всем живым, что живет и растет на территории образовательного учреждения.
Именно в этой среде мы, взрослые, личным примером демонстрируем детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуем в природоохранной деятельности.
2. История возникновения Дней защиты от экологической опасности. Бурное развитие экологического образования и просвещения во второй половине XX, начале XXI веков стало реакцией мировой общественности и специалистов на ухудшение экологической обстановки в мире, быстрое истощение природных ресурсов. Экологический кризис побудил человечество к поиску решения проблем загрязнения окружающей среды. По мнению выдающегося учёного В. И. Вернадского, важнейшая задача каждого жителя Земли состоит в том, чтобы научиться «управлять собой в отношениях с природой».
Экологическое образование и просвещение получили международное признание как важнейшие средства решения проблем охраны природы.
Важную роль в системе экологического просвещения в России играют Дни защиты от экологической опасности, которые ежегодно проходят в России с 15 апреля по 5 июня.
Общий девиз Дней защиты : «Экология – Безопасность - Жизнь». Проведение Дней защиты стало доброй традицией, которая отражает стремление миллионов людей жить в согласии с природой. Практическая природоохранная и эколого-просветительская деятельность в детском саду в 2019 году проходила под девизом «ОБЕРЕГАЙ!».
Многие мероприятия в рамках Дней защиты становятся уже традиционными. Среди них - международные экологические акции, которые отмечаются во многих странах мира: «Всемирный день воды», «Международный День птиц», «Всемирный День Земли», «Марш парков» и т. д. Интересными и эффективными мероприятиями стали в ДОУ Круглые столы, на которых с участием педагогов рассматриваются глобальные природоохранные проблемы. В проведении Дней защиты активно участвуют и родители.
2.1. Всемирный День воды – 22 марта. Когда высыхают колодцы, мы узнаем цену воды.
Каждый год 22 марта в мире проходит Всемирный день воды. Вода – самая обильная из земных стихий, она покрывает более 70% земной поверхности. В этот день стоит задуматься о важности самого ценного источника жизни нашей планеты. Отмечать этот день 20 лет назад предложили на Конференции ООН по вопросам окружающей среды и развития. Хотя большинство из нас воспринимает воду как должное, многим людям на нашей планете она просто недоступна. А ведь эта стихия играет огромную роль практически во всем, что человек делает каждый день. Мы пьем воду, моемся и стираем в ней, производим из нее энергию, орошаем поля, путешествуем и перевозим товары по ней, с ее помощью мы боремся с огнем. Мы даже поклоняемся ей.
С 5 марта по 22 марта в детском саду проводилась экологическая акция «Берегите воду».
Цель этой акции: привлечение внимания дошкольников и взрослых к проблемам охраны источников воды в природе.
Задачи:
Воспитывать бережное отношение к воде. Развивать представление о значении воды в жизни человека и всего живого. Расширить знания детей о круговороте воды в природе, болезни водоемов. Стимулировать творческую активность детей и взрослых.
В ходе акции были проведены ряд дополнительных мероприятий:
1. Чтение рассказов Н. А. Рыжовой «Жила-была река», «Как люди речку обидели», Н. Васильковой «О чем мечтает ручеек».
2. Издание экологической газеты для родителей «Вода – источник жизни на Земле».
3. Выпуск и распространение листовок с детьми старшего дошкольного возраста «Берегите воду!».
4. Конкурс на сказку о реках.
5. Составление писем «Как поживаешь, Родничок?»
6. «Корзина идей», в которую помещались ответы на вопросы: Что будет, если на планете исчезнет вода?
7. Игры: «Какая бывает вода?», «Мыльные пузырьки», «Ловля рыбы», «Очистим водоем», «Путешествие капельки», «Кто быстрее перенесет воду из одного сосуда в другой».
8. Выставка детских рисунков «Волшебница-вода».
3. Международный День птиц – 1 апреля.
На протяжении многих лет подготовка к проведению Дня птиц начинается еще с осени.
В течение сентября-октября дети, родители, сотрудники детского сада приносили разнообразный корм для птиц (семена подсолнуха, арбуза, дыни, тыквы, огурцов; плоды рябины, зерновые и крупяные смеси).
Были изготовлены и развешаны 33 листовки с призывом «Помоги птицам зимой!» на территории детского сада и в учреждениях, расположенных вблизи него. В их изготовлении приняло участие 52 человека.
Далее мы разработали советы для родителей по изготовлению кормушек «Как помочь птицам зимой» и «Как смастерить гнездовье (домик) для птиц», также был составлен план проведения «Выставки кормушек».
Работа была направлена не только на количество кормушек, но и на их качество. Для этого были разработаны критерии оценки кормушек: удобство размещения птицы, защита корма от осадков, наличие ёмкости для различного корма, вместимость и другие индивидуальные особенности.
Создание атмосферы доброжелательности, веселья, проверка и углубление знаний детей о птицах, выявление познавательных интересов детей, развитие сообразительности, памяти, логического мышления, умений и навыков, воспитание бережного отношения и любви к друзьям-птицам Дети играли в различные игры: «Узнай птицу по голосу?», «Не сорока, не ворона…», «Прилетели птицы!», отвечали на вопросы теста и викторины «Все о птицах», пели песни, читали стихи и др. Во время игры дети показали хорошие знания.
4. Всемирный День здоровья – 7 апреля жители Земли отмечают Всемирный день здоровья. Этот весенний день для празднования такой темы выбран не зря. Ведь апрель - середина весны, то есть время, когда пробуждается природа, хочется начать все сначала, делать добро и не повторять ошибки прошлого.
Благодаря этой положительной весенней ноте, была создана Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).
Несколько лет спустя, к дню ее создания, было решено учредить международный праздник - Всемирный день здоровья.
По сути - это еще один праздник, посвященный привлечению внимания сильных и правящих мира сего к области здравоохранения, ее состоянию, которое во многих странах требует улучшения.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в дошкольном возрасте. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются ежедневные физкультурные, музыкальные, природоведческие и интегрированные занятия, прогулки, закаливающие процедуры, корригирующая гимнастика, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня.
Целью оздоровительной работы нашего детского сада является создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих. Поэтому ко Дню здоровья мы готовимся весь год.
5. День экологических знаний – 15 апреля.
Основная задача этого дня – продвижение экологических знаний и формирование экологической культуры, информирование общественности о состоянии дел в области экологической безопасности. Знания бывают разными.
Мало кто задумывается, что такое экологические знания и зачем они нужны.
Существование целого ряда экологических проблем в нашей стране и других странах мира диктует необходимость проведения интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экологического сознания и культуры природопользования.
Познание человеком окружающего мира – это бесконечный процесс, в повседневной суете, мы мало думаем, как наша жизнь связана с растениями и животными. Мы не вникаем в то, что природа - не только ресурс, используемый в хозяйстве, а еще это просто среда нашего с вами обитания!
Дошкольное детство – один из важнейших этапов формирования личности, её целостной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям.
В основе содержания экологического воспитания лежит формирование у ребёнка, осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
6. Всемирный День Земли – 22 апреля.
День Земли отмечается с 1990 года по решению ЮНЕСКО с целью объединения людей в деле защиты окружающей среды. В России этот праздник официально отмечается с 1988 года.
Целью этой всемирной акции является привлечение внимания всех жителей планеты к экологическим проблемам.
День Земли помогает нам и нашим детям задуматься о состоянии нашей планеты, о возможностях человека и его отношении к природе:
10 апреля, накануне праздника, в детском саду стартовал месячник «Тебе, планета Земля!» под девизом «Давайте все вместе позаботимся о нашей планете Земля!».
Цели данного месячника:
1. Углубление представлений детей о том, что планета Земля – это наш дом.
2. Воспитание у детей стремления беречь нашу Землю.
3. Воспитание экологической культуры.
4. Побуждение к выполнению посильных «добрых дел».
Программа месячника включала целый ряд интересных мероприятий.
7. Международный День защиты детей – 1 июня.
Этот праздник призван побудить взрослых еще раз задуматься о правах детей, а также показать малышам, насколько они любимы и оберегаемы. Кроме того, это отличный повод создать ребятам хорошее настроение.
К этому замечательному празднику мы всегда посвящаем выставку плакатов «Твои права, малыш!». Цель этой выставки – напомнить взрослым о правах ребенка и об обязанности взрослых обеспечить выполнение этих прав.
Воспитатели и инструктор по физической культуре для детей провели спортивное развлечение.
Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет жить в гармонии с окружающим миром.