Дарья Канева
Логические блоки Дьенеша
Логичеогические блоки Дьенешаские
блоки Дьенеша представляют собой набор
из 48 геометрических фигур, характеризуется четырьмя признаками:
четырех форм (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник);
трёх цветов (красный, желтый, синий);
двух размеров (большой, маленький);
двух видов толщины (толстый, тонкий).
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.
четырех форм (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник);
трёх цветов (красный, желтый, синий);
Публикация «Логические блоки Дьенеша» размещена в разделах
двух размеров (большой, маленький);
двух видов толщины (толстый, тонкий).
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ЛОГИЧЕСКИМИ
БЛОКАМИ ДЬЕНЕША
Занятия (комплексные, интегрированные, обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.
Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).
в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов);
как настольно-печатные (изготовить карты к играм “Рассели жильцов”, “Найди место фигуре”);
в сюжетно-ролевых играх: “Магазин” - деньги обозначаются блоками. “Почта” - адрес на доме обозначается кодовыми карточками. Аналогично, “Поезд” - билеты, места.
Прежде чем приступить к играм и упражнениям, надо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. Дети сначала осваивают умения выявлять в предметах :
-одно свойство (цвет, форму, размер, толщину, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств.
-сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д. ,
-по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине)
-по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине).
Для детей 3-4 лет блоки являются эталонами формы и цвета. Для них подойдут следующие упражнения:
Найди все фигуры такого же цвета (формы).
Найди такую же фигуру по форме (или по размеру).
“Выложи дорожку”. Ребенку предлагают выложить дорожку так, чтобы рядом оказались фигуры одного цвета, или рядом оказались фигуры разной формы (одного размера и т. д., варианты по усмотрению) Выкладывать дорожки можно с опорой на схему (ориентация на один и два признака)
“Что изменилось”. Перед детьми выкладывают 3-5 фигур. Затем предлагают детям запомнить фигуры и закрыть глаза. Воспитатель убирает одну фигуру и предлагает детям ответить, что изменилось. Можно не убирать фигуру, а поменять местами или одну убрать, а другую добавить.
“Третий лишний”. Выложите 3 фигуры, 2 из которых объединены одним признаком. Попросите ребенка ответить и объяснить, какая фигура лишняя.
“Волшебный мешочек”. Все фигуры сложите в мешочек и предложите малышу выбрать все круглые (квадратные, треугольные) фигуры.
“Опиши”. Сложите все фигурки в мешок, предложите ребенку вытащить любую и описать ее, называю форму, цвет и размер.
“Найди пару”. Каждой большой фигурке нужно найти в пару маленькую.