Наталия Шошина
Летний туристический поход для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование простейших туристических навыков.
Задачи:
- отрабатывать навыки правильного и безопасного поведения в природе,
- формировать познавательный интерес,
- отрабатывать навыки ориентировки в пространстве, ловкость, быстроту,
- воспитывать чувство коллективизма.
Предварительная работа: разучивание речевки, подготовка картофеля, посаженного ребятами на опытном участке.
Материалы: аптечка, питьевая вода, покрывала, палатка, предметы для эстафеты «Что возьмем с собой в поход», карта маршрута, ведерки, кастрюльки, ложки, пробки от пластиковых бутылок, удочки, рыбки.
Участники похода: педагог, дети, родители.
Ход:
Публикация «Летний туристический поход для детей старшей группы» размещена в разделах
Ребята выходят на территорию прогулочного участка, где перед ними лежат различные предметы (дрова, бутылка с водой, аптечка, покрывало, свисток, гантели, фонарь, компас, карта маршрута, котелок, кружки, ложки, домино и др.). Педагог предлагает ребятам разделиться на две команды.
Эстафета «Что возьмем с собой в поход».
Ребята выбирают те вещи, которые необходимы в походе. По окончании эстафеты педагог совместно с детьми обсуждает выбор детей.
Главное правило – в поход берем только то, что необходимо, а не вероятно пригодится.
После того, как все вещи собраны, педагог предлагает детям карту маршрута. На карте изображен план поселка, по ходу пути отрабатываются навыки ориентации в пространстве.
Во время следования ребята вспоминают речевку туриста:
- Кто шагает с рюкзаком?
- Мы туристы!
- Кто со скукой не знаком?
- Мы туристы!
- Эй, ребята, тверже шаг!
- Что турист берет в дорогу?
- Песню, ложку и рюкзак!
Прибыв в конечную точку маршрута, туристы организовывают привал.
Педагог предлагает детям вспомнить правила поведения в природе:
- не ходить в лес без взрослых,
- не кричать,
- не срывать незнакомые грибы, ягоды,
- не ломать ветви деревьев и кустарников,
- не выдирать цветы с корнем,
- не разорять муравейники,
- не трогать птиц и гнезда и др.
Педагог: Ребята, туристический поход не обходится без приема пищи. А как приготовить пищу в походе? Конечно, на костре! Давайте вспомним, как люди догадались, что у картофеля нужно есть не зеленые ягоды, а клубни. Разозлившись на картофель, люди решили его сжечь, растение сгорело, а клубни запеклись. И с того момента люди наслаждаются рассыпчатым и вкусным картофелем. Мы тоже сегодня сможем запечь картофель. Для того чтобы не навредить природе и ее обитателям, мы должны знать правила разведения костра:
- костер разжигает только взрослый,
- перед началом разведения костра убирается сухая трава,
- в качестве дров не используются ветви деревьев, только сухие, опавшие,
- перед уходом костер заливается водой.
Пока один из родителей разводит костер, педагог переключает внимание детей на игры.
Игра – эстафета «Походный суп».
Дети делятся на две команды. Перед каждой командой ведерко с водой, в нескольких шагах стоит кастрюлька. Первый участник команды набирает в ложку воду и несет ее в кастрюльку, возвращается и передает ложку следующему участнику.
Игра – эстафета «Пробки».
Дети делятся на две команды. У каждого участника пробка от пластиковой бутылки. На расстоянии 2 метров выкопана ямка. Первый участник, не заступая за линию, пытается попасть в ямку своей команды. Если участник промахнулся, то он возвращается в конец команды и ждет следующей попытки. Побеждает команда, игроки которой раньше забросят все пробки в ямки.
Игра – эстафета «Рыбалка».
Дети делятся на две команды. В руках у первых участников по удочке, а в тазике рыбки. Первый участник ловит рыбку, приносят ее в команду, передает удочку следующему участнику. Побеждает команда, быстрее справившаяся с заданием.
Далее организовывается привал с речевыми играми.
Игра «Интересный рассказ».
Детям предлагается придумать несколько прилагательных. Эти прилагательные вписываются в текст рассказа:
«Весной на нашем …участке мы посадили картошку. Долго ждали мы того …момента, когда сможем ее запечь в …костре. Картошка созрела, и мы стали собираться в …поход. Собрали …вещи, взяли …карту и отправились в …дорогу. Идя по тропинке, мы увидели много …цветов, над ними порхали …бабочки и стрекотали …кузнечики. Наконец, мы дошли до опушки …леса. Разложили …вещи, собрали …палатку, развели …костер и положили в него запекаться …картошку. Пока она готовилась, мы играли в …игры, ходили в лес и пели …песни. А потом мы ели картошку. Вот такой …получился у нас поход».
Игра в слова.
Используются слова растительного, животного мира. Первый ребенок называет слово, второй называет слово на тот звук, на который закончилось предыдущее слово и т. д.
Назови слово на звук…Ребята по очереди придумывают слова растительного, животного мира, на пример на звук «к».
Загадки о природе.
Игра «Дружба».
Дети встают в два круга напротив друг друга.
- Я в походе, ты в походе,
- Я веселый, ты веселый,
- Я твой друг, ты мой друг,
- Давай обнимемся.
Внутренний круг сдвигается по часовой стрелке на одного игрока, игра продолжается до тех пор, пока не обнимутся все участники.
Познавательная беседа «Мусор в природе».
Очень часто туристы, отдохнув в природе, уходя, не забирают мусор, а оставляют его. И проблема не столько в том, что это некрасиво, а скорее в том, что во время разложения этого мусора, в природу выделяются токсические вещества, которые отравляют жизнь животного и растительного мира.
Итак, мусорные остатки естественного происхождения, опавшие листья, ягоды, семена, мелкие веточки, разлагаются в течение сезона и являются ценным источником минеральных веществ.
Банановая кожура разлагается полгода. Остатки костей могут пролежать до 8 лет.
Одежда из натуральных тканей, шерсть разлагаются в течение 2 лет, а вот синтетическая может пролежать до 40 лет.
У бумаги сроки разложения тоже разные. Троллейбусный билет исчезнет с лица Земли за месяц, а детский журнал пролежит около 5 лет.
Обычные доски разложатся за 4 года, а крашеные за 13 лет.
Железная банка разложится за 10 лет, а жестяная – через 90.
Пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты будут лежать 100-200 лет.
Жевательная резинка может разложиться за 30-100 лет.
О чем нам говорит эта информация? Прежде чем бросить фантик, бутылку или еще какой-нибудь мусор подумайте, какой вред вы наносите природе. Соберите свой мусор и отнесите его в контейнер!
Далее дети совместно с родителями собирают палатку, играют, поют детские песни, едят печеную картошку, пьют чай, собирают за собой мусор и уходят в детский сад.