марина костенко
Летние игры в дежурных группах детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
В летний период, в детском саду группы нередко объединяют, и перед педагогами стоит задача познакомить детей друг с другом, наладить в группе благоприятную психологическую атмосферу, сплотить детей и помочь избежать конфликтов.
Чтобы сохранить благоприятную атмосферу в группе предлагаю варианты летних игр и упражнений для детей разновозрастной группы детского сада.
Игры для детей 3-4 лет
Публикация «Летние игры в дежурных группах детского сада» размещена в разделах
В младшем дошкольном возрасте детям нужны коллективные творческие дела, совместные сюжетно-ролевые игры. Это период возрастного кризиса. Ребенка уже не интересуют вещи и предметы, а интересует мир людей и их взаимодействие, он ищет свое место в обществе. Необходимо поддерживать и направлять детей в этом поиске. Ниже – игры, которые помогут это сделать.
Игра «Разноцветные шарики».
Дети сидят в кругу, ведущий обращается к ним с просьбой сделать из ладошек «лодочку». Дети закрывают глаза, а ведущий вкладывает каждому ребенку в ладошки стеклянный шарик. Шарики должны быть разноцветными. Ведущий говорит, что шарики надо согреть, покатать, подышать на них, отдать шарику часть своего тепла, нежности, ласки. После этого дети открывают глаза, а ведущий предлагает посмотреть на шарик и рассказать о том, что испытывал каждый из них, держа его в руках, о тех чувствах, которые возникли во время выполнения упражнения.
Игра «Лавата».
Дети становятся в круг, берутся за руки и начинают двигаться по кругу, громко напевая: «Мы танцуем, мы танцуем, тра-та-та, тра-та-та, наш веселый танец – это «Лавата». Останавливаются, ведущий говорит: «Мои локти хороши, а у соседа – лучше!» Дети берут соседей за локти и снова идут по кругу и повторяют слова. Ведущий называет разные части тела: талию, плечи, пятки, ноги. Задача игры – снять у детей тактильное напряжение, сплотить группу посредством тактильного контакта.
Игра «Я знаю пять…».
Дети встают в круг и выбирают водящего. На первом этапе водить может педагог. Он берет в руки мяч и говорит: «Я знаю пять… названий фруктов / сортов растений / видов спорта / имен мальчиков / разных настроений и др.». Называет фрукт, передает мяч ребенку рядом, тот тоже называет фрукт и передает мяч дальше. Каждый ребенок называет фрукт. Когда названо пять фруктов, следующий по кругу ребенок говорит: «Я знаю пять… видов цветов и т. д. " Игра начинается заново.
Игры для детей 4–5 лет
В среднем дошкольном возрасте детям нужны игры, в которых требуется следить за правилами, выяснять точные инструкции. Детям важно научиться понимать и контролировать свое положение в группе сверстников. Нужно предлагать им индивидуальные и групповые задания.
Игра «Кактусы растут в пустыне».
Дети встают в круг, берутся за руки, ходят и говорят: «Кактусы растут в пустыне, кактусы растут в пустыне…» Ведущий стоит в центре круга, иногда поворачивается.
Неожиданно кто-нибудь из играющих выпрыгивает из круга и кричит: «Ой!» Он должен сделать это так, чтобы ведущий в этот момент его не видел, а соседние с ним игроки сразу сцепляют руки.
Если ведущий увидит, как кто-то собирается выпрыгнуть, то дотрагивается до его плеча, и игрок остается в общем круге. Ведущий спрашивает: «Что с тобой?» Играющий придумывает любой ответ, который связан с кактусом. После этого играющий возвращается обратно в круг, и выпрыгивать могут другие.
Пример. Ведущий спрашивает: «Что с тобой?» Играющий говорит: «Я съела кактус, а он горький» или «Я наступил на кактус».
Главное условие – не повторяться, когда отвечаешь на вопрос ведущего. Дети, которые чаще всех оказываются вне круга, наиболее активны и обладают лидерскими способностями. Это нужно учитывать при организации игр и мероприятий.
Игра «Передай сигнал».
Дети встают в круг и сначала выбирают водящего. Его задача – передать какой-то сигнал товарищу, например, подмигнуть ребенку, который стоит напротив. Каждый ребенок сам выбирает сигнал. В конце игры дети берутся за руки и должны передать сигнал, слегка сжимая руку соседа. Сигнал должен пройти по кругу.
Игры для детей 5–6 лет
В старшем дошкольном возрасте детям нужны задания, которые сформируют у них самостоятельность. Игры должны помочь им в постановке новых целей, научить не бояться ошибок. Для этого нужно организовать работу в команде и по одному.
Упражнение «Рисунок».
Надо сделать неправильный рисунок из правильного. Заранее готовятся черно-белые рисунки, на которых изображен ребенок в знакомых детям ситуациях: на занятиях, с мамой на прогулке, в игре. Каждый ребенок получает карточку с рисунком, который он должен дорисовать так, чтобы ситуация на рисунке стала «неправильной». После упражнения проговорите с детьми, что значит, по их мнению, «правильно» и «неправильно». Объясните им, что не нужно бояться сделать что-то не так и у каждого есть право на ошибку.
Игра-тест «Увлекательные палочки».
Группа делится на пары, каждой из которых дается задание придумать для соперника фигуру. Один из детей в паре должен показать другому сложенную из палочек фигурку: домик, звездочку, снежинку, елочку и др. Через две секунды нужно накрыть ее листом бумаги. За это время второй ребенок должен запомнить фигурку и выложить ее на память. Затем нужно сверить свою фигуру с образцом, подсчитать и исправить ошибки. Если палочка пропущена или положена неправильно, это считается ошибкой. Позже можно усложнить игру и выкладывать одновременно несколько фигурок.
Коллективная игра «Кто, где живет». Дети садятся в круг. Каждый из них изображает какого-либо зверя. Для наглядности можно каждому сделать маску и дать карточку, которая изображает, где это животное обитает: в лесу, в поле, в дупле дерева и др. Ведущий обращается к детям, называет место своего пребывания и пункт назначения.
Игры для детей 6–7 лет
С детьми 6–7 лет лучше проводить летом экспресс-подготовку к школе в игровой форме. Вместо отметок можно использовать призы. Например, в игре «Лесная школа», это листочки, шишки, желуди и др.