Евгения Гулакова
Лэпбук «Мойдодыр в гостях у ребят»
▼ Скачать
Аннотация
Дошкольный возраст - это важный период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического здоровья. Культурно-гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста, при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша. Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались. В Инновационной программе дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ, под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой, основная цель образовательной области «Физическое развитие» - формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Воспитатели должны создавать в детском саду обстановку, которая способствует формированию культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников. Основной принцип этого методического пособия – «учимся, познаем – играя!». Дошкольники через игровую деятельность познакомятся с предметами личной гигиены, рассматривая картинки, у детей сформируется потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни. Дидактические игры, представленные в данном пособии, способствуют развитию памяти, мышления, речи, мелкой моторики. При обучению детей культурно-гигиеническим навыкам хороший результат дает чтение рифмованных строк. Малыши любят веселые коротенькие, понятные им стишки. Запоминая их, они соотносят их с необходимыми делами и правильными поступками.
Публикация «Лэпбук „Мойдодыр в гостях у ребят“» размещена в разделах
Лепбук «Мойдодыр в гостях у ребят» рассчитан на детей младшего дошкольного возраста. Эту интерактивную книгу можно использовать педагогам дошкольных образовательных учреждений как в групповой деятельности, так и в индивидуальной работе с дошкольниками, родителям воспитанников. Введение Гигиеническое воспитание — это часть общего воспитания, а гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения. Глубоко не правы те, кто считает, что сообщение детям гигиенических знаний и привитие им гигиенических навыков является делом медицинских работников. К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми. Культурно-гигиенические навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, так как дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, возраста, с которого начинается эта работа, эмоционального отношения ребенка, упражнений в определенных действиях. Культурно-гигиенические навыки и привычки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно. Наиболее успешно гигиенические навыки формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять. В раннем и младшем дошкольном возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие, приемам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности. Воспитание культурно-гигиенических навыков начинается очень рано. Подготовкой к формированию навыков, самостоятельным движениям по самообслуживанию является создание у ребенка положительного отношения к одеванию, умыванию, приему пищи. На формирование навыков и привычек оказывают влияние и специально направленные действия взрослых, и вся окружающая обстановка. Поведение, манеры, в особенности близких людей, отражаются на содержании детских привычек. Важным условием для формирования гигиенических навыков является систематичность необходимых операций. Так, ребенок привыкает, что перед едой ему обязательно моют руки. Воспитатель предоставляет ребенку самостоятельность там, где он что-то может сделать сам. Наряду с этим каждый ребенок постоянно нуждается в показе, поощрении, помощи, поэтому основой методики в детском учреждении является работа с небольшими группами детей. Дети отличаются большой подражательностью, поэтому взрослому нужно неоднократно показывать, как выполнять новое действие, сопровождая показ пояснениями, чтобы выделить наиболее существенные моменты данного действия, последовательность отдельных операций. Формируя у детей необходимые навыки, нельзя забывать и о воспитательной значимости труда. Следует продолжать учить малышей благодарить взрослых и друг друга за оказанную услугу, соблюдать элементарные правила поведения в раздевалке; воспитывать у них гуманные чувства, бережное отношение к вещам. Работа с малышами по формированию у них культурно-гигиенических навыков требует от педагога времени и терпения. Он должен постоянно помнить о том, что и плохие привычки хорошо прививаются, а вот отучить от них гораздо труднее. Именно поэтому воспитатель должен постоянно обращать внимание на то, не мокрая ли у ребенка одежда, хорошо ли он вытер руки, пользуется ли он салфеткой во время еды, застегнул ли ремешки на туфлях и т. п. В противном случае малыш привыкнет к неряшливости и неопрятности. Время не стоит на месте, наше современное общество требует новой системы образования - «инновационного обучения». Министерство образования и науки Российской Федерации предоставило нам качественно новую модель образования - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В связи с введением стандарта в дошкольном образовании существенно изменился подход к организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации. Как добиться того, чтобы ребенок лучше запомнил пройденный материал, проявлял интерес и самостоятельность в изучении той или иной темы? Одним из способов достижения этой цели - является использование лэпбука, который активно внедряется в детских садах. На первый взгляд - новое и неизведанное - на самом деле оказывается технологией, объединившей в себе многие из ранее нами выполняемых действий. Если переводить дословно, то лэпбук - это книжка на коленях. Еще его называют тематическая папка - это самодельная интерактивная папка с мини – книжками, кармашками, дверками, окошками, вставками, которые ребенок может доставать, передвигать, складывать. В ней собирается материал по какой – то определенной теме.
Актуальность использования лэпбука «Мойдодыр в гостях у ребят» заключается в том, что он повышает интерес детей к гигиеническим правилам и воспитывают у них стремление выполнять их.
Цель лепбука «Мойдодыр в гостях у ребят» - формирование культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи: - уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур; - воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными; - учить пользоваться индивидуальными предметами личной гигиены; - обогащать предметно-пространственную среду в группе; - развивать речевую деятельность, внимание, память, мышление. Целевая аудитория: дети младшего дошкольного возраста.
Место в режиме дня: данный лэпбук можно использовать как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности. Предполагаемое распределение ролей при использовании данного пособия: Дети: Принимают непосредственное участие в познавательно-исследовательской деятельности: играют, исследуют, рассматривают картинки, иллюстрации, выполняют действия, принимают правила игры, внимательно слушают чтение, инсценируют небольшие стихотворения, принимают участие в беседе и диалоге с воспитателем.
Педагоги: Читают детям задания; при необходимости оказывают помощь детям при выполнении заданий, учитывая индивидуальные особенности детей; читают стихотворения и книги К. Чуковского «Мойдодыр», проверяют правильность выполнения заданий.
Родители:Организуют условия для проведения гигиенических процедур в домашних условиях. Ожидаемые результаты: - у детей будут сформированы знания о необходимости гигиенических процедур; - знают предметы личной гигиены и их значение; - дети будут стремиться самостоятельно выполнять культурно-гигиенические навыки; - дети знают сказку К. И. Чуковского «Мойдодыр», могут наизусть рассказывать небольшие стихотворения и потешки.
Содержание лепбука:
Ширма №1 (расположение – левая дверка лэпбука, внутренняя сторона лэпбука)
Предметы личной гигиены и их назначение Задачи: Расширять знания детей о предметах личной гигиены. Дети самостоятельно исследуют предметы личной гигиены, различают и называют их. Педагог организует с детьми беседу, задает вопросы.
Игровая ситуация «Купание куклы»
Задачи: Дать детям представление о некоторых трудовых действиях и предметов, необходимых для купания. Воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых. Дети принимают участие в игровой ситуации, отвечают на вопросы, проявляют активность при выполнении простейших действий. Педагог организует с детьми игровую деятельность, задает вопросы.
Ширма №2 (расположение – правая дверка лэпбука, внутренняя сторона лэпбука)
Сюжетные картинки «Я умею сам!»
Задачи: Продолжать развивать навыки самообслуживания у детей, уточнять и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур; Дети самостоятельно рассматривают картинки, рассказывают, что ребята на картинках умеют делать сами. Педагог задает детям вопросы, беседует с детьми по теме сюжетных картинок.
Дидактическая игра «Нади пару»
Задачи: Закреплять и расширять знания детей о предметах гигиены и их использованием; формировать навыки здорового образа жизни. Дети самостоятельно рассматривают картинки, называют предметы, находят пары. Педагог организует с детьми совместную игровую деятельность, задает вопросы, в случае необходимости помогает детям.
Ширма №3 (расположение – левая дверка лэпбука, внешняя сторона лэпбука) Книги К. И. Чуковского «Мойдодыр»
Задачи: Вырабатывать умение называть основную эмоцию героя (радуется, испугался, давать обобщенную характеристику (добрый, строгий и т. п.) по иллюстрациям; формировать умение воспринимать содержание иллюстрации. Дети самостоятельно рассматривают иллюстрации разных художников, вспоминают знакомые строчки из «Мойдодыра». Педагог организует с детьми совместную деятельность – чтение и обсуждение книги, беседу по содержанию произведения.
Ширма №4 (расположение – левая дверка лэпбука, внешняя сторона лэпбука) Лист с потешкой «Петушок, петушок….», Стихотворения И. Демьянова «Замарашка рук не мыл…», «Носовой платок в кармашке…» со съемными деталями на липучках
Задачи: Развивать речь и воображение, пополнять словарный запас детей. Развивать умение воспроизводить простой знакомый сюжет с помощью фигурок на липучках. Дети самостоятельно рассматривают иллюстрации стихотворений и потешки, рассказывают наизусть стихотворения и потешки, сопровождая свое чтение движением фигурок на липучках (цеплять и отцеплять их). Педагог организует с детьми совместную деятельность – чтение и заучивание стихотворений, беседу по содержанию стихотворений. Развивающий макет «Помоги Саше почистить зубы»
Задачи: Формировать представления детей об элементарном строении и назначении полости рта, зубов, языка, учить правильно и последовательно чистить зубы, пользоваться зубной щеткой. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни, желание иметь красивые и здоровые зубы. Дети принимают участие в игровой ситуации, отвечают на вопросы, проявляют активность при выполнении простейших действий. Педагог просит детей при помощи мимики и жестов показать, как они умеют чистить зубы, организует с детьми игровую деятельность с помощью макета, задает вопросы. Используемые информационные источники Командина Н. И. «Инновационная технология «Лепбук» в развитии профессиональнопедагогических компетенций педагогов дошкольного образования в условиях введения ФГОС» https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/innovatsionnaia_tiekhnologh