Анна Никуленкова
Лексическая тема «День матери»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : «Семья. День матери.»
Лексика.
Существительные: семья, мама, папа, брат, сестра, внучка, внук, тётя, дядя, племянник,
племянница, золовка, зять, невестка, ребёнок, родители, родственники, забота, младенец, домочадец.
Глаголы: жить, расти, заботиться, любить, помогать, уважать, готовить, стараться, перенимать, учиться, слушать, дарить, праздновать.
Прилагательные: большая, маленькая, дружная, любимая, заботливая, старший, младший, старенький, несмышлёный, мудрый, добрый, ласковая, добродушная, строгая, справедливая, внимательная, средняя, умная.
Публикация «Лексическая тема „День матери“» размещена в разделах
Наречия: великолепно, чисто, ласково, старательно, справедливо.
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ
Старшая группа
• Один — много
Семья — семьи — много семей.
Дедушка — дедушки — много дедушек.
Сын — сыновья — много сыновей.
Дочь — дочки — много дочек.
Сестра — сестры — много сестёр.
Брат — братья — много братьев.
Внук — внуки — много внуков.
Родственник — родственники — много родственников.
• Ответь на вопросы
1. Кем приходится девочка маме и папе? (Дочкой.)
2. Кем приходится мальчик маме и папе? (Сыном.)
3. Кем приходится девочка бабушке, дедушке? (Внучкой.)
4. Кем приходится мальчик бабушке, дедушке? (Внуком.)
5. Кем приходится девочка мальчику? (Сестрой.)
6. Кем приходится мальчик девочке? (Братом.)
7. Если в семье живут девочки и мальчики, кем они друг другу приходятся?
(Сёстрами или братьями.)
• Образуй признаки от предметов
Мама (значит, ты чей) — мамин. Дедушка —. (дедушкин).
Папа—. (папин). Дядя —. (дядин).
Бабушка —. (бабушкин). Тетя —. (тётин).
• Закончи предложение
Поочередно используйте слова: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат.
Например. У каждого ребёнка есть своя. (мама). Каждый человек любит свою
. (маму). Я стараюсь приносить подарки и радостные вести. (маме). Я горжусь
своей. (мамой). В разлуке я быстро скучаю по своей. (маме).
Подготовительная группа
• Сосчитай до десяти
Один любимый брат, два любимых брата, три любимых брата, четыре любимых
брата,., десять любимых братьев.
Аналогично со словосочетаниями: мудрый дедушка, трудолюбивая бабушка,
справедливый отец.
6. Кем приходится мальчик девочке? (Братом.)
7. Если в семье живут девочки и мальчики, кем они друг другу приходятся?
(Сёстрами или братьями.)
• Образуй признаки от предметов
Мама (значит, ты чей) — мамин. Дедушка —. (дедушкин).
Папа—. (папин). Дядя —. (дядин).
Бабушка —. (бабушкин). Тетя —. (тётин).
• Закончи предложение
Поочередно используйте слова: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат.
Например. У каждого ребёнка есть своя. (мама). Каждый человек любит свою
. (маму). Я стараюсь приносить подарки и радостные вести. (маме). Я горжусь
своей. (мамой). В разлуке я быстро скучаю по своей. (маме).
Подготовительная группа
• Сосчитай до десяти
Один любимый брат, два любимых брата, три любимых брата, четыре любимых
брата,., десять любимых братьев.
Аналогично со словосочетаниями: мудрый дедушка, трудолюбивая бабушка,
справедливый отец.
Обиженный — довольный.
Голодная — сытая.
Злая — добродушная.
Приветливый — сердитый.
Радостный — грустный.
Аккуратная — неряшливая.
Лохматая — причёсанная.
Ленивая — трудолюбивая.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Старшая группа
• Кто кому кем приходится?
Медленно прочитайте стихотворение и научите детей разбираться в родственных
отношениях.
Кто кому кто?
— Бабушка, бабушка, я чья дочка?
— Ты Федина дочь, моего сыночка.
— И мой папа большой, а совсем не сыночек.
— Сыночек — брат моих дочек.
Помнишь, мы были у старшей, Авдотьи?
— Да разве у дочки мы были? У тёти!
— И тётю твою я в люльке качала.
— Бабушка, стой, объясни сначала,
Кто мне Наташ а и два её братца?
— Ладно, попробуем разобраться:
Их мама, племянницы мужа сестра,
Маленькой, ох, была и шустра!
А ты доводишься. Хитрое дело.
— Бабушка, что-то у нас пригорело!
— Тьфу ты, пока я соображала,
Всё молоко из кастрюли сбежало.
Я. Аким
• Беседа по теме
Как зовут твоих маму, папу, бабушку, дедушку? Кто ты маме? (Сын, дочь.)
Кто ты бабушке? (Внук, внучка.) Кто старше: мама или бабушка? Кто младше:
папа или дедушка? Как зовут членов твоей семьи? С кем ты живешь сейчас? Сколько
человек в твоей семье? Чем занимаются члены твоей семьи? Как вы проводите
выходные дни? Почему ты любишь своих родителей?
• Послушай стихотворения и выучи понравившееся
Я люблю свою бабусю.
Я работы не боюся.
Все дивятся: «Ай да внучка!
Молодец, не белоручка!»
В. Чёрная
Дедушка за руку вёл малыша.
Шли они весело, шли не спеша.
Только уже с половины пути
Внук заявил, что не может идти,
Что заболели ноги и живот, —
Пусть его дед на спине понесёт.
Н. Силков
Подготовительная группа
• Расскажи о своей семье по плану
1. Сколько человек в вашей семье?
2. Назови их имя, отчество?
3. Чем они занимаются?
4. Сколько им лет?
5. Ваше любимое занятие в выходные дни?
6. Какая у тебя семья?
• Послушай стихотворения и выучи понравившееся
Бабушка проспала
Наша бабушка проспала.
Мы толпимся вокруг стола,
Всё не можем никак присесть
И не знаем, что нам поесть.
Мама шёпотом говорит,
Папа шёпотом говорит,
Маму шёпотом он корит,
Что на плитке каша горит.
Я на цыпочках выхожу,
Свой ботинок сам нахожу,
Сам пальто себе подаю,
Сам беру я шапку свою.
Ранец падает. Дверь скрипит.
Тише! Бабушка наша спит
И не делает все за нас
В самый, может быть, первый раз.
С. Махотин
Семья
У подъезда
Две скамейки.
На скамейках
Две семейки.
Одна семья —
Антошкина,
Семья другая —
Кошкина.
В одной семье —
Ребёнок,
В другой семье —
Котёнок.
Но вот встают семейки
С той и другой скамейки,
И вместе все идут домой.
Они живут одной семьёй.
А. Ахундова
Близнецы
Мама с дочками гуляет —
Как она их различает?
До чего ж они похожи,
Отличить никто не может!
Два лица, взгляните сами:
Обе с карими глазами
Улыбаются соседке —
Как две вишенки на ветке!
Т. Каменев
Кто чей?
— Чей ты, чей, лесной ручей?
— Ничей!
— Но откуда ж ты, ручей?
— Из ключей!
— Ну а чьи же ключи?
— Ничьи!
— Чья берёзка у ручья?
— Ничья!
— А ты, девочка-лапушка?
— Я мамина,
папина и бабушкина!
О. Бедарев
Кто играет?
И солнце играет
(Лучами на речке,
И кошка играет
(Клубком на крылечке,
И Женя играет
(Есть кукла у Жени,
И мама играет
(В театре на сцене,
И папа играет
(На медной трубе,
И дедушка
(С внуком играет в избе)
Бабушка внуку
Пелёнки стирает.
Бабушка в стирку,
Наверно,
Играет?
А. Шибаев
Лихой конь
Нарисовал я лихого коня,
Бабушка очень хвалила меня:
— Вот так уменье!
Вот так сноровка!
Как настоящая
Вышла коровка!
Т. Дмитриев
• Проговори чистоговорку
Мама Милу с мылом мыла
В глаз попало Миле мыло.
Мама Миле говорила:
— Не сердись, дочурка Мила!
— Не сержусь, — сказала Мила. —
Я выплакиваю мыло!И. Демьянов
РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
• Динамическая пауза
Дети поочередно сгибают и разгибают все пальцы, начиная с мизинца.
— Пальчик-мальчик, С этим братцем —
Где ты был? Кашу ел.
— С этим братцем С этим братцем —
Щи варил. Песни пел!
• Динамическая пауза «Мамины помощники»
Решили маме мы помочь Дети совершают наклоны с имитацией
И воду в таз налили. «наливания воды».
Насыпали вниз порошка, Приседают, вытягивая руки вперед.
Бельё мы замочили. Трут рука об руку
Стирали долго мы его,
О доску даже тёрли
Не разорвали ничего.
А полоскали сколько! Совершают движения рук вправо-влево
Вода в тазу вскипела.
Но только, братцы, вот беда,
На пол упала пена.
Давай её мы собирать. Приседают, «собирая пену».
И отжимать в ведерко.
Чтобы как мама наша стать,
Трудиться надо сколько!
Е. Алябьева