елена отряскина
Лечебная физкультура для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Лечебная физкультура для детей ОВЗ
В общем комплексе работы с детьми ОВЗ лежит лечебная и адаптивная физкультура, которая является необходимым звеном образовательного процесса. Основными задачами лечебной физкультуры являются : восстановление функций пораженных органов и систем; предупреждение прогрессирования заболеваний и ликвидация функциональных расстройств организма, связанных с обездвиживанием; активизация деятельности сердечно-сосудистой системы и улучшение кровоснабжения органов и тканей; стимуляция дыхания, обменных процессов и повышение общего тонуса организма.
Темочки:
Для эффективного влияния физических упражнений на здоровье важны не только общая доза физической нагрузки, но и правильный подбор физических упражнений, их повторяемость, последовательность и необходимая расстановка по силе физических нагрузок в течение одного занятия физкультурой или на протяжении длительных тренировок. Все эти вопросы решает инструктор по АФК, исходя из особенностей заболевания, состояния организма и многих других критериев. Вместе с тем родителям, педагогам, воспитателям необходимо знать главные методические принципы физической тренировки, лежащие в основе лечебной физкультуры.
1. Многократность повторения каждого упражнения и регулярность занятий в течение дня, недели, месяца, — непременное условие все более сложных двигательных навыков и роста физической работоспособности. Физиологические сдвиги, происходящие в организме во время физических упражнений при многократном их повторении, приводят к стойкому улучшению функционального состояния упражняемых органов и систем, восстановлению и укреплению здоровья.
2. Постепенное повышение физической нагрузки помогает организму справиться с увеличивающимися требованиями к системам обмена веществ и энергообеспечения, избежать перенапряжения в работе различных органов и систем, подготовить их к максимальным нагрузкам.
3. Всестороннее воздействие на организм. Разнообразие физических упражнений и участие в них различных мышечных групп отвечают задачам неспецифической терапии и общей тренировки.
4. Доступность упражнений и индивидуальный подход предусматривают выполнение в начале легких физических упражнений, а затем включение более сложных упражнений по координации движений, охвату мышечных групп, степени усилия мышц.
Лечебная физкультура располагает огромным набором физических упражнений и разных методических приемов. Определенный подбор гимнастических упражнений может оказывать как общее оздоровительное влияние на организм, так и специфическое воздействие на ту или иную нарушенную функцию и пораженный орган.
Так, например, при заболеваниях бронхиальной астмой на занятиях применяются общеразвивающие и дыхательные упражнения, упражнения на расслаблении мышц, массаж, спелеотерапия, дозированная ходьба.
При заболевании ДЦП необходим массаж как общий, так и точечный, так как это снимает мышечный тонус. Необходимо проводить ЛФК и АФК для снижения гипертонуса мышц, укрепление ослабленных мышц, улучшения координации и равновесия. Для этого нужно использовать упражнения на расслабление, пассивно - активные и активные упражнение, упражнения с предметами под музыку и без, упражнения на развитие основных двигательных навыков. А так же упражнения в воде. Упражнения по коррекции этих патологических состояний (корригирующие) и т. д.
Занятие лечебной физкультурой проводиться в течении всего года (с инструктором через день, в остальные дни ребенок занимается дома с родителями). ЛФК рекомендуется в любое время дня. Достаточно эффективны занятия после дневного сна, на фоне относительного снижения мышечного тонуса и хорошего настроения.
Физические упражнения, рекомендуемые для самостоятельного использования различают:
— по анатомическому признаку (соответственно строению тела человека) : для рук и мышц плечевого пояса, ног, спины, живота и др. ;
— по характеру движения (развивающие координацию, равновесие) : корригирующие, дыхательные, метание мяча в цель, прыжки, подскоки;
— по степени активности и степени усилия работающих мышц; одно и то же упражнение можно выполнить с разной степенью активного усилия мышц, в этом случае говорят об упражнениях без усилия (свободных) и с усилием мышц;
— гимнастические без предметов;
—гимнастические с предметами (мячи, гантели, булавы, обручи, гимнастические палки и др.) и на мебели, заменяющей гимнастические снаряды (стул, скамеечка, домашние тренажеры и др.);
— спортивно-прикладные, в том числе и на природе (ходьба, бег, лыжи, гребля, плавание и др.);
— спортивные (волейбол, бадминтон, теннис, городки) и другие малоподвижные игры.
Главной задачей является всемерное развитие и поддержание интереса к занятиям физической культурой посредством бесед, ознакомления и изучения специальной литературы, а также с помощью эмоциональных и разнообразных по форме и содержанию процедур (недопущение переутомлений и однообразия при выполнении упражнений, внесение элементов соревновательности, заинтересованности в получении каких-либо призов и т. п.). В этой связи периодически комплексы упражнений обновляются, а при проведении ряда занятий целесообразно использовать музыкальное сопровождение.
Двигательный режим (режим движений) — одно из средств лечебной физкультуры.
В образовательной организации должны быть предусмотрены следующие формы лечебной физкультуры :
а) лечебная гимнастика;
б) утренняя гигиеническая гимнастика;
в) трудотерапия.
Подвижные игры как одно из средств лечебной физкультуры занимают особое место в комплексной реабилитации детей. Игры делятся по уровню физической нагрузки (малой, средней и большой подвижности, по преобладающему основному движению, по организации двигательной активности, по психофизической нагрузке (1-игры с незначительной нагрузкой, 2- с умеренной нагрузкой, 3- с тонизирующей нагрузкой, 4- с тренирующей нагрузкой).
В последние годы получили распространение Спартианские игры для различных категорий детей с ОВЗ. Одно из важнейших особенностей спартианских игр является гармоничное сочетание в них спортивных соревнований с творческими, художественными, танцевальными заданиями. Каждый ребенок может проявить свои способности в доступном виде деятельности.
Примерный комплекс упражнений для детей с ЗПР. Корригирующая гимнастика для коррекции осанки.
5-7 летнего возраста.
Построение в шеренгу.
Встать в положение "Основная стойка" : голова прямо, плечи развёрнуты, живот подтянут, ноги выпрямлены. (Показать правильное положение в основной стойке. Исправить осанку у детей, пройдя спереди и сзади вдоль шеренги.)
Упражнения в ходьбе по кругу
Обычный шаг с сохранением правильной осанки (25-30 шагов).
Стоя вне круга, проверить и исправить осанку каждого проходящего мимо ребёнка.
"Журавлик".
Ходьба с высоким подниманием пми54бедра (руки на поясе) 20-25 шагов. Следить за правильным положением тела: спину держать прямо, локти отводить назад, носок согнутой ноги оттягивать.
"Вырастаем большими "
Ходьба на носках (руки вверх, "в замке") 20-25 шагов.
Следить за тем, чтобы колени и лопатки были выпрямлены, шаги мелкими. Выше подниматься на носках, тянуться вверх.
"Мишка косолапый".
Ходьба на наружном крае стопы.
Говорить на каждый шаг (руки на поясе) :
"Мишка косолапый по лесу идёт, шишки собирает, песенки поёт.
Шишка отскочила прямо Мишке в лоб.
Мишка рассердился и ногою - топ!"
Следить за тем, чтобы дети держали спину прямо, не наклоняли голову. Ноги ставить точно на наружный край стопы, слегка приводя носки внутрь, пальцы должны быть подвижны. Локти отводить назад. При выполнении упражнения рекомендуется, чтобы дети сами произносили стихи.
Ходьба с ускорением и переходом в бег.
Ходьба с последующим замедлением.
Следить за тем, чтобы дети бежали легко на носках, поднимая выше колени. Руки согнуты в локтях. При ходьбе следить за правильностью осанки детей.
Дыхательное упражнение.
Отводя плечи назад, вдох - на 2 шага, выдох - на 4 шага. Вдох глубокий через нос. Выдох - через губы, сложенные трубочкой.
Упражнения в положении "стоя"
"Воробушек".
Круги назад 6-8 раз согнутыми в локтях руками. Отводя локти назад, сближать лопатки.
"Лягушонок".
Из И. П. - ноги на ширине плеч, руки перед грудью. Привести кисти к плечам (ладони вперёд, пальцы врозь) и, говоря хором "квак", вернуться в И. П. (4-6 раз). В положении "кисти к плечам", локти должны быть прижаты к бокам.
"Большие круги".
Круги назад выпрямленными в стороны руками (кисти сжаты в кулаки) - 6-8 раз. Следить за тем, чтобы дети не опускали руки ниже уровня плеч.
"Мельница".
Поочерёдное приведение рук за затылок и спину (6-8 раз). Плечи развёрнуты, локти отведены назад, голова прямо.
"Резинка".
Разгибая в локтях согнутые перед грудью руки - вдох. Вернуться в И. П., произнеся звук "ш-ш-ш" - выдох. При отведении рук в стороны сближать лопатки, не отпускать руки ниже уровня плеч.
"Вместе ножки - покажи ладошки".
Поднимаясь на носки, отвести плечи назад и повернуть ладони вперёд. Вернуться в И. П., расслабляя мышцы рук (4-6 раз). Держать спину ровно и не выпячивать живот.
"Потягивание".
Подняться на носки, левая рука вверх, правая назад. Удерживаться 1-2-3 сек. Вернуться в И. П., расслабив руки (4-6 раз). Плечи развёрнуты, колени выпрямлены, живот подтянут.
Упражнения в положении "лёжа на спине"
"Здравствуйте - прощайте".
Сжать кулаки и согнуть стопы на себя. Разжать кулаки, оттянуть носки до отказа (6-8 раз). При оттягивании носков рекомендуется слегка разводить пятки.
"Волна".
Согнуть ноги и подтянуть колени к животу. Выпрямить. Пауза 3-5 секунд и отпустить ноги (4-6 раз). Следить за тем, чтобы локти были прижаты к коврику. Носки во время упражнения должны быть оттянуты.
"Пляска ".
И. П. - лёжа, руки под затылком, ноги приподняты. Развести ноги врозь и вернуться в И. П. (6-8 раз) Следить за тем, чтобы локти были прижаты к коврику.
Упражнения в положении "лёжа на животе"
"Воробышек".
Круги назад локтями рук, приведёнными к плечам (5-8 раз). Голова приподнята.
"Рыбка".
Поднять голову и отвести плечи назад. Приподнять руки и ноги: пауза расслабления 6-8 секунд (3-4 раза). Следить за тем, чтобы дети не прогибались в пояснице.
"Лягушонок".
Руки из-под подбородка привести к плечам ладонями вперёд. Поднять голову и развести ноги. Медленно вернуться в И. П. (6-8 раз).
Построение, ходьба обычным шагом (1-2-3 круга). Проверка правильности осанки в положении "стоя" и в движении.