Вера Бурцева
Квест в подготовительной к школе группе «Путешествие по планетам»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширение представление о космосе и планетах Солнечной системы.
Образовательные задачи:
• обогащать представления об особенностях планет Солнечной системы;
• учить подбирать антонимы, родственные слова;
Развивающие задачи:
• развивать воображение, творческую активность, внимание;
• расширить словарный запас;
• развивать ловкость, координацию движений.
Воспитательные задачи:
• воспитывать интерес к истории страны.
Публикация «Квест в подготовительной к школе группе „Путешествие по планетам“» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Космос. Квест-игры
- Космос. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Оборудование: 8 планет из картона разного размера и цвета, карточки с цифрами от 1 до 8, схема Солнечной системы, мячи, шнуры для выкладывания орбит, конверты с подсказками, карточки с изображения фаз Луны, картинки-пазлы Юпитера и Сатурна, картинки с изображением планет и их тени, карточки с элементами космического аппарата, звёздочки, презентация.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, книг о космосе, беседы о космосе.
Предполагаемые результаты: систематизация знаний о планетах Солнечной системы.
Ход образовательной деятельности
- Ребята, вспомните знаменательные события в апреле.
- Почему именно 12 апреля мы отмечаем День космонавтики?
- Каких космонавтов вы знаете?
- Под чьим руководством был осуществлён запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта планеты Юрия Гагарина?
- Какие достопримечательности Самары связаны с космосом?
- С давних пор люди, глядя на небо хотели узнать, что там. Какие приборы нам могут помочь ближе увидеть небо?
Стук в дверь. Входит старик Хоттабыч.
- Приветствую вас, о чудные дети! Услышал, что вы так много знаете о космосе. А я ничего. О горе мне, о стыд! Позор бедному джинну! Тысячелетнее безделье губительно отразилось на моих способностях: я перепутал все планеты и не могу вернуть на свои места. Я позабыл, как это делается. Может быть, вы слетаете со мной на ковре-самолёте в космос и поможете всё исправить?
Воспитатель:
-Хоттабыч, в космос на ковре-самолёте не летают! Ребята, подскажите, на чём летают в космос?
Хоттабыч:
- О юные волшебники, у меня почему-то два конверта с подсказками для путешествия. Какой из них нужен, я не помню. О горе мне, о стыд!
Воспитатель:
- Не огорчайтесь, Хоттабыч. Ребята, как проверить, какой конверт нужен? Правильно, давайте разделимся на две команды и проверим оба конверта с подсказками. Хоттабыч, скажите, что нам искать?
Хоттабыч:
- В конвертах по одной подсказке, они укажут путь. А дальше, дальше… Позор бедному джинну, я не помню!
Воспитатель:
- Я отправлюсь с одной командой, а Вы, Хоттабыч, с другой.
Дети распределяются по командам. Каждая команда выполняет одинаковые задания только в разной последовательности. С каждой подсказкой команда получает картинку
Открывают конверт.
В конверте подсказка – загадка и лежит карта-схема.
Леденцом висит она
Звёздами окружена,
В тёмном месте всем видна
Это круглая (Луна). Куда мы отправляемся?
Хоттабыч:
- Скорее, о чудесные дети, скорее! Надеваем скафандры, занимаем свои места в космическом корабле, начинаем обратный отсчё т: 10,9,8…
- Ребята, мы с Вами летим в космосе. Посмотрите в иллюминатор, как выглядит наша планета? Земля выглядит круглой, но она не идеальный шар. Из-за быстрого вращения она отчасти похожа на мандарин – чуть больше на экваторе. Где экватор? И чуть сплюснута сверху и снизу, у полюсов.
- Какого цвета Земля и почему? Голубая она потому, что большая часть её поверхности покрыта водой океанов, сверкающих в солнечном свете. Ни на какой другой планете нет столько воды.
Прилетели. По карте находим, куда идти. Детей встречает космонавт:
- Приветствую вас на Луне. Посмотрите на небо, какого оно цвета? Небо на Луне всегда чёрное, даже днём. Теперь посмотрите на поверхность Луны, что у вас под ногами? Поверхность покрыта белой пылью и изрыта кратерами-углублениями. Обратите внимание, здесь нет ветра. Поэтому следы первых людей останутся навсегда. Сила тяжести на Луне в 6 раз меньше, чем на Земле. Поэтому космонавты на Луне передвигаются легко даже в тяжёлых скафандрах.
Вы много раз видели Луну. Она всегда одинаковая? Хорошо разглядеть можно только ту часть Луны, которая освещена Солнцем. При движении Луны вокруг Земли изменяется видимая с Земли освещённая часть её, поэтому кажется, что Луна меняет свою форму. В первую половину месяца Луна растёт от узкого молодого серпа до полной Луны, а во вторую половину месяца Луна убывает до узкого старого серпа, обращённого теперь в противоположную сторону.
Чтобы получить подсказку вам нужно правильно собрать фазы Луны. (Даёт конверт с карточками фаз Луны и картой.) Они укажут дальнейший путь.
Дети собирают фазы, переворачивают их и читают слово Меркурий. (Если дети пока не умеют читать, можно использовать загадку: «Вот планетам младший брат, по размеру маловат, к солнышку всех ближе он, потому и раскалён».) По карте идут дальше.
Встречает детей собака Белка:
- Посмотрите, мы рядом с Меркурием. Перепады температур на нё м большие: от -180 градусов по ночам до нестерпимо жарких +430 днём. Если бы мы находились на Меркурии, Солнце выглядело бы в 3 раза больше.
- Ребята, сколько дней в году? На Меркурии год равен 88 земным суткам. Но день на Меркурии дольше, чем на Земле – почти 59 земных суток.
Поверхность Меркурия покрыта жёлтой пылью и изрыта углублениями сильнее, чем Луна.
Задание для вас у меня простое. Вы знаете, что исследование планеты невозможно без космических аппаратов. Соберите свой космический аппарат из предложенных элементов (заранее разложены на столе) и тогда получите конверт с подсказкой. (Собирают аппарат.)
Космический аппарат поможет вам в исследовании следующих планет. (Даёт конверт.)
Загадка-подсказка:
Только Солнце и Луна
В небе ярче, чем она.
Да и горячей планеты
В Солнечной системе нету. (Венера) (По карте идут к Венере.)
Детей встречает собака Стрелка:
- Венера – самая горячая планета. Как вы думаете, на что похожа её поверхность. Конечно, на пустыню. Венера хорошо отражает солнечный свет и блестит, как звезда. Но из-за того, что она расположена близко к Солнцу, её можно увидеть только вечером в лучах заходящего Солнца. Поэтому её назвали вечерней звездой. Но её ещё называют утренней звездой, потому что Венеру можно наблюдать и перед самым восходом.
- Задание у меня следующее: подсказку получит тот, кто последним назовёт родственное слово к слову космос.
Подсказка: Это красная планета
По соседству с нами.
И зимой и даже летом
Мёрзнет надо льдами.
Странно, что ни говори, -
Лёд не сверху, а внутри. (Марс) (По карте находят Марс.)
Детей встречает Космонавт:
-Марс иногда называют красной планетой, так как она ржаво-красного цвета. Посмотрите, на поверхности Марса много пыли с высоким содержанием железа, которое ржавеет из-за углекислого газа. Как вы думаете, что это белого цвета? Правильно, на Марсе есть небольшие шапки льда. Поверхность Марса пыльная и каменистая, на ней нет океанов, рек и других водоёмов. На планете бушуют самые сильные пылевые бури. На Марсе самые высокие горы.
Вам нужна подсказка? Тогда определите планету по тени. Справитесь с заданием – получите конверт. (Дети должны найти среди карточек ту, которая соответствует нужному силуэту.)
Подсказка: За Марсом находятся самые крупные планеты Солнечной системы. Соберите их и назовите. (Пазлы Юпитера и Сатурна.)
Космонавт:
- Юпитер в два с лишним раза больше Земли по объёму. Сатурн не намного меньше. Эти планеты не имеют твёрдой поверхности. Как вы думаете, возможна ли высадка на Сатурн или Юпитер?
- Поверхность Юпитера скрыта под тонким слоем крутящихся облаков, образующих мощные вихри. Что такое вихрь? Давайте представим, что вы облака, а я Юпитер, двигайтесь.
- Сатурн – одна из красивейших планет Солнечной системы, окружённая гигантскими кольцами. Из чего состоят кольца Сатурна? Кольца состоят из небольших частиц льда и пыли (некоторые по размерам крупнее холодильника, но большая часть – меньше кубиков льда для коктейля). Какова толщина колец? Кольца очень тонкие, толщиной около километра.
- Давайте поиграем: вам нужно будет назвать слово с противоположным значением. Последнее названное вами слово и будет следующей подсказкой.
Горячая пыль - … холодная
Большое облако - …
Быстрое движение - …
Близкая планета - … (далёкая).
- Какие далёкие планеты вы знаете? (Уран и Нептун). Отправляйтесь к ним, путь подскажет карта.
Встречает космонавт:
- Уран и Нептун находятся далеко и слабо светят. Уран – третья по величине планета в четыре раза больше Земли. Он чуть больше Нептуна и совершает полный оборот вокруг Солнца за 84 года. Нептун и Уран – ледяные гиганты. Из чего состоят эти планеты? Из воды и газа.
- Как вы думаете, можно увидеть Уран с Земли? Уран как неяркую звезду можно увидеть невооружённым глазом в очень тёмном месте. В бинокль или маленький телескоп он виден как зеленоватый диск. Его можно наблюдать круглый год, но лучше всего он виден в августе.
- В ночном небе невооружённым глазом можно увидеть много звёзд. Посмотрите, сколько звёзд упало, наверное, был звездопад. На некоторых звёздочках есть буквы. Попробуйте составить слово. (Земля)
- Нам пора возвращаться, идём в свой космический корабль. (Музыка)
- Вот мы снова на Земле, в своей группе. Все задания выполнили, изображения всех планет получили. Давайте разложим планеты по орбитам и расскажем, что запомнили о каждой планете. ( 1 вариант: дети шнурами выкладывают орбиты планет на столе (по схеме) и затем размещают планеты с цифрами по своим орбитам. 2 вариант: дети шнурами на полу выкладывают орбиты вокруг Солнца и с мячами-планетами встают на свои орбиты.)
Хоттабыч:
- О чудесные дети, спасибо вам! Все планеты разложили. Я теперь много знаю о космосе. Мне пора. До свидания, мои дорогие друзья!
Воспитатель:
- Понравилось путешествие?
Что было самым интересным?
Куда хотите отправиться в следующий раз?