Марта Дороненкова
Кукольный театр в жизни малышей
▼ Скачать + Заказать документы
Кукольный театр в жизни малышей
Младший дошкольный возраст – это именно тот период, когда у ребёнка активно развиваются восприятие, мышление, внимание, воображение, память и речь. Так же, происходит формирование основных качеств личности. Следовательно, ни один из дошкольных периодов не нуждается в тaком разнообразии средств и методов развития и воспитания, кaк млaдший.
Публикация «Кукольный театр в жизни малышей» размещена в разделах
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Наиболее эффективным средством развития и воспитания ребенка является театр и театрализованные игры, потому что игра - главный вид деятельности дошкольников, а театр - один из самых наглядных видов искусствa.
Воспитательные ресурсы театрализованной деятельности широки. Участвуя в данной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы героев, а правильно поставленные вопросы детям заставляют их думать, анализировать, обобщать и делать выводы. В ходе театрализованной игры постепенно aактивизируется словарь ребенка. Игрaя роль, ребёнок участвует в диалоге, в котором необходимо четко излагаться. Следовательно, улучшается диалогическая речь, ее граммaтический строй.
Театрализованная деятельность способствует эмоциональному развитию ребёнка, заставляет его сочувствовать персонажам, приобщает его к духовным ценностям.
Совместная театрально-игровая деятельность – это та деятельность, где все равны: ребенок, педагог, родители. Играя вместе со взрослыми дети постигают ценные навыки общения.
Стоит понимать, что переходя сразу к постановке кукольных спектаклей с участием детей, не принесёт ожидаемого результата, ведь спектакль не будет удачным до тех пор, пока ребенок не научится играть в нем. Поэтому я приступила к поэтапной работе приобщения детей к театру.
Для начала я изготовила настольный кукольный театр «Теремок», который состоит из 6 вязаных кукол и разборного домика.
Цель данного театра : формирование у детей интереса к театрализованной игре.
Задачи: учить выразительно, произносить фразы, развивать актёрские способности; учить передавать характерные черты героев сказки с помощью мимики, жестов, движений; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; развивать слуховое восприятие; расширять представление о диких животных; развивать мелкую моторику.
Затем я начала формировать интерес к театрализованным играм, который складывается в ходе просмотра кукольных спектаклей, играющих мною. Далее я стимулировала желание детей участвовать в спектакле, предлагая им произнести отдельные фразы героев или концовки сказки. В повторных играх активность детей увеличивалась по мере того, как они овладевали содержанием текста. Я не требовала его буквального воспроизведения. Если была необходимость, непринужденно поправляла ребенка и, не задерживаясь, продолжите игру. Затем, когда текст был достаточно хорошо освоен, поощряла точность его воспроизведения. Читая стихотворные тексты, я подключала по возможности детей к игре. Я стимулировала детей активно участвовать в диалоге со мной, подыгрывать основной сюжетной линии, имитировать движения, голоса, интонации персонажей игры. Из этого следует, что основным направлением развития театрализованной игры заключается в плавном переходе ребенка от наблюдения за театрализованной постановкой взрослого к самостоятельной игровой деятельности. Сразу же после окончания театрализованной игры я проводила небольшое упражнение. Для него использовала реплики только что выступавших персонажей. Например, в сказке "Теремок" надо попроситься в теремок, как мышка или как медведь. Я предлагала ребенку сказать от имени мышки или медведя.
Далее следовала отработка основных эмоций: покажи, как веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать (радость); зайчик увидел волка, испугался и прыгнул за дерево (испуг).
Только после такой тщательной подготовки можно было приступать к совместным инсценировкам.
Выбор постановки зависит от возраста ребёнка. Чем он младше, тем проще должен быть спектакль. Но я считаю что, в любом случае, идеальными будут народные и авторские сказки. Можно, конечно, взять сказку и разыграть её слово в слово. Но гораздо интересней сказку немного изменить: добавить смешные реплики и слова героев, переделать концовку, ввести новых персонажей. Например, пофантазировать, как бы колобок смог обмануть хитрую лисичку, а козлята - злого волка.
Так же, следует продумать какой вид театра подойдёт для выбранного вами сценария. Для своих ребят, так как они ещё маленькие, я выбрала кукольный театр, потому что считаю его самым доступным видом театра. Игра с куклами оказывает всестороннее воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. В психологии даже есть метод, который называется куклотерапия - метод психологической помощи детям. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре - слова ребенка оживиляют куклу и дают ей настроение, характер. Играя с куклами, детки открывают свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией.
Благодаря театру, я стараюсь сделать жизнь моих воспитанников ярче, интереснее, наполнить ее разнообразными впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - навыки, полученные во время театрализованных игр, ребята используют в повседневной жизни.
Список рекомендуемой и использованной литературы:
• "Театрализованные игры" Акулова О. // Дошкольное воспитание, 2005, №4, с. 24.
• "Театрализованные игры и занятия с детьми дошкольного возраста" Ламинская Г. А.
• Артемова Л. В. Театрализованые представления дошкольников. 1991.
• Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. 1991.