Ирина Лебедева
Консультация для родителей «Кукольный мир детства»
▼ Скачать + Заказать документы
Кукла по сути своей - отражение образа человека. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей.
С куклой можно знакомить ребенка с первых месяцев жизни. При встрече с куклой малыш узнает в ней человеческий образ, отвечает улыбкой и радостным оживлением.
Темочки:
Начиная со второго года общение с куклой - это буквальное подражание. Ребенок делает с куклой то же, что мама делает с ним - кормит, купает, укладывает спать. Малыш видит в кукле самого себя. Интересно, что чем более подробно ребенок ощущает себя самого, и чем более полно он осваивает свое окружение, тем больше деталей проявляется и в игре с куклой. И для мальчиков кукла-мальчик совершенно необходима, не меньше, чем для девочек кукла-девочка.
В этом возрасте хороши и большие куклы-младенцы и голыши, которые пропорциональны росту ребенка. Для куклы нужно запастись только самым необходимым: кроватка с матрасиком, подушкой и одеялом, простая посуда. Простынка и пододеяльник пока не требуются - ребенок должен сам легко справляться с кукольным бельем. А пока малыш и сам одевается с трудом, любую кукольную одежду он сможет только снять. Дети любят купать своих «малышей», и поэтому лучше остановить свой выбор на кукле-голыше. Хорошо, если у куклы будет уютная лежачая коляска. А вот многочисленные бутылочки и баночки, которые часто входят в комплекты кукол типа Baby Born (переводится как «грудной ребенок») не потребуются до 6-7 лет.
Около 3 лет появляется интерес к разыгрыванию сюжетов между маленькими куколками, которых удобно держать одной рукой - от 5 до 18-20см. Для них нужен дом со столиком, кроватками и прочим кукольным хозяйством. Вокруг дома могут быть деревья, дорожки, качели из самых простых подручных материалов, простые повозки и даже животные. Все это помогает ребенку строить свой мир и отображать в нем свой опыт и свои «представления о жизни».
Хорошо, если кукла имеет только намеченные черты лица. Тогда малыш может дополнить, «дорисовать» ее образ. Одной из новинок кукольной индустрии являются так называемые expression dolls («экспрессивные куклы») - с ярко выраженными эмоциями: они кричат, сердятся, плачут, показывают язык, закрывают один или оба глаза и пр. Эмоциональное состояние, отображаемое куклой, тормозит детскую фантазию и делает куклу непригодной для игры, ведь в настоящей игре, благодаря своему воображению, ребенок может представить одно и то же лицо с разным эмоциональным выражением: веселым, грустным, усталым и т. д. Именно благодаря этим удивительным силам воображения ребёнок оживляет куклу, и она наделяет способностью действовать и проявлять характер.
К 5 годам игра выходит на новый уровень - за пределы семейно-бытовых сюжетов и включает более широкий социальный контекст. Дети играют в больницу, магазин, кафе, парикмахерскую, словом в то, с чем встречаются в своей жизни. Дошкольники точно воспроизводят манеры окружающих людей, их стиль общения и поведения в целом.
В таких играх участвуют не только сверстники, но и куклы. Хорошо, если они большие, от 25 до 40—50 см, по внешнему виду близкие к ребенку по возрасту. Теперь большие куклы становятся важными, самобытными персонажами игры. Если в раннем возрасте нужна одна кукла, то теперь их требуется несколько, причем, и мальчиков, и девочек. У кукол должен быть достаточный гардероб одежды с разными видами застежек на разные сезоны года. Хорошо, если есть возможность соорудить недостающее из лоскутков. Теперь уже куклам нужны всевозможные аксессуары: расчески и резиночки для длинных волос, сумки и рюкзачки. Нужно обратить внимание на наличие у кукол обуви. Желателен также шкаф или коробка-комод для кукольной одежды, полка для разнообразной кукольной посуды и прочее.
В этом возрасте внимание детей особенно привлекают красивые фарфоровые интерьерные куклы. Но эти куклы-«картинки» совсем не пригодны для игры из-за своего слишком парадного вида и по причине хрупкости. Лучше отложить их покупку лет до 8-9, когда ребенок сможет с ними аккуратно обращаться, а девочкам, возможно, и станет интересно, шить для них наряды.
Около 6-7 лет девочки ощущают растущую потребность заботиться о младенце. Уместным будет появление куклы-младенца, но без технических излишеств. Это сохранит простор для развития воображения. Техническое воспроизведение естественных отправлений и физиологических подробностей лишает ребенка возможности фантазировать.
По мере взросления ребенка, старше становится и кукла. Постепенно она становится не только предметом заботы и ухода, но и задает образ взрослого человека - девушки или юноши. На этом этапе для детей особенно привлекательными становятся образ Барби и ее друга и спутника Кена.
В последнее время велись бурные дискуссии по поводу вреда или пользы кукол типа Барби. Основной вред этой куклы виделся в пропорциях ее тела - выраженные женские формы при утрированной худобе и длине ног. Сейчас эти куклы уже прочно вошли в жизнь наших детей и каждая девочка мечтает иметь хотя бы одну, а лучше несколько подобных кукол. Поэтому совсем исключить их из обихода вряд ли возможно. Но следует помнить, что куклы Барби больше всего подходят для детей школьного возраста и игра с этой куклой не должна превращаться в коллекционирование.
Проблема в том, что куклы Барби на глазах обрастают имуществом - к ним прилагаются не только обувь и одежда, но и расчески, помады, велосипеды, нижнее белье, собачки, младенцы и пр. Уже не нужно ничего изобретать и придумывать - все прилагается в готовом виде.
Если в игре присутствуют четко фиксированные образы, происходит торможение фантазии самого ребенка. Кукла навязывают свой конкретный образ и способ действий, и поэтому не позволяет ребенку даже создать свой замысел. Игра заменяется манипулированием. Кукла сама диктует ребенку, что с ней нужно делать. Заданный образ так силен, что ребенок попадает под его влияние.
То же касается и всевозможных человекообразных существ (человек-паук, черепашка ниндзя и т. п.) Игра с монстрами - это, как правило, погоня, битва, пожирание.
Поскольку подобные куклы навязывают свой конкретный образ и способ действий, собственная содержательная игра ребенка не формируется, она заменяется манипулированием. Тогда как хорошая кукла должна оставлять простор для собственной фантазии ребенка, давать возможность зарождению и воплощению собственных замыслов - то есть быть открытой для игры.
Надо понимать, что облегчая задачу ребенка и сводя его игру к однообразным и стереотипным движениям, мы ограничиваем возможности ребенка к самостоятельным осмысленным действиям, а значит и тормозим его развитие.
Между тем, современные куклы все более автоматизируются и приобретают самостоятельное существование. Во всех этих случаях ни о какой игре не может быть и речи. Ребенок, нажимая кнопки, становится приставкой, и программа руководит его действиями.
Давно замечено, что дети, играя с куклой, подсознательно принимают на себя ее образ и уподобляются ему. Дети впитывают те качества куклы, которые наиболее выражены внешне. Агрессивность, манерность, сексуальность, самодовольство, склонность к потребительству, заложенные в игрушках, со временем могут стать качествами самого малыша. Такое впитывание происходит незаметно как для взрослых, так и для самого ребенка. И в этом опасность, особенно для маленьких детей. К концу младшего школьного возраста (после 7-9 лет, когда у ребенка уже более или менее сложился устойчивый образ человека, и сформировались связанные с ним представления о красивом и некрасивом, хорошем и плохом, дети способны понять и оценить карикатурность и утрированность куклы, не перенося их черты на себя. А малыши пока не могут отстраниться, от того, во что они играют, они естественно вовлекаются в игру и сливаются с ней, а значит, принимают и переносят на себя характер своих игрушек. То, что годится для школьников и подростков, совершенно не подходит для дошкольников. И можно сказать совершенно определенно, что родительский подход к выбору куклы определяет не только внешний облик, но и душевное здоровье детей.
Выбирая куклу, подходящую для игры ребё нку необходимо учитывать некоторые признаки:
1. детская внешность, не слишком ярко и подробно прорисованная;
2. телесные признаки пола отсутствуют.
3. волосы прочно держаться, и их можно расчёсывать;
4. материал, из которого сделана кукла мягкий и приятный на ощупь;
5. куклу можно переодевать и переобувать без расчленения тела;
6. у куклы должна быть одежда, подходящая по возрасту и сезону, а также домашнее кукольное хозяйство.