Марина Бухарова
Куклотерапия. Методика «Помогающая кукла»
▼ Скачать
Куклотерапия. Методика «Помогающая кукла».
Данная методика была использована в индивидуальной работе с ребёнком (Лида К. Для девочки характерна повышенная тревожность, СДВГ с преобладанием невнимательности).
Первый этап работы с ребёнком начался с установления контакта. Этот этап очень важен, поскольку с опорой на него происходит эмоциональное раскрытие ребёнка в процессе изготовления куклы и терапевтической работы с ней. На этой стадии необходимо проявить максимальную осторожность и тактичность, можно обсудить вопросы, касающиеся интересов ребёнка, любимых сказок и героев, досуга и всего того, что его волнует.
Публикация «Куклотерапия, Методика „Помогающая кукла“» размещена в разделах
Следующий этап – изготовление куклы. Для ребёнка имеет значение и её размер, и цвет лица, и материалы. Лида решила изготовить куклу небольшую по размеру. Такая кукла придаст ей уверенности и позволит занять покровительственную позицию. Кроме того, в процессе изготовления куклы дети становятся спокойными, уравновешенными. У них развивается концентрация внимания, усидчивость, воображение. Наблюдение за девочкой во время изготовления куклы показало, что она старалась концентрировать внимание, не суетилась, не отвлекалась на постороннее раздражители.
На этом этапе важно самим включиться в процесс создания, так как это позволяет ребёнку чувствовать себя более непринуждённо.
Третий этап – заключительная беседа, вопросы к ребёнку, непосредственное обыгрывание какой - либо ситуации с использованием изготовленной куклы.
Примерный список вопросов:
1. Как зовут твою куклу?
2. Сколько ей лет?
3. С кем она живёт?
4. Чем любит заниматься?
5. Есть ли у неё друзья?
6. Что её радует и что огорчает?
7. Что ей хотелось бы изменить в себе и своём образе жизни?
В качестве иллюстрации приведу фрагмент беседы с Лидой К.
Психолог: «Как зовут твою куклу?»
Лида: «Мою куклу зовут Света».
Психолог: «Сколько лет Свете?»
Лида: «Ей 7 лет».
Психолог: «Что волнует, огорчает Свету?»
Лида: «Когда Света была маленькой её родители сильно поссорились и перестали жить вместе».
Психолог: «Как она тогда себя чувствовала? Она переживала?»
Лида: «Да, она не могла понять, что происходит и почему мама с папой ругаются, а не любят друг друга и не живут спокойно…. Ей казалось, что её перестали замечать и больше она им не нужна».
Психолог: «А как ты считаешь, как можно помочь Свете справиться с этим?».
Лида: «Помирить родителей, но они больше не хотят этого».
Психолог: «Как Света справлялась с переживаниями?»
Лида: «Ей становилось спокойнее и легче, когда она пряталась в своей комнате и тихонько плакала».
Психолог: «Если бы Света встретила волшебника, то о чём бы она его попросила?».
Лида: «Чтобы Света справилась с этим. Ей надо помочь».
Как видно из приведённого выше фрагмента разговора, Лида проецировала ситуацию из своей жизни на куклу Свету. Такого рода беседа даёт возможность естественной коррекции психологических проблем ребёнка, а именно происходит снятие эмоционального напряжения, постепенно уходит тревога, страхи. Это позволит ребёнку чувствовать себя более спокойно и уверенно.
На вопрос психолога: «Хочешь ли ты забрать куклу домой?», девочка ответила утвердительно. Из беседы с мамой выяснилось, что девочка не выпускала свою куклу из рук: она с ней играла, кушала, уложила рядом с собой в кровать.
На следующем занятии девочке было предложено придумать сказку про свою куклу. С направляющей помощью психолога девочка сочинила сказочную историю:
«Жила – была девочка. У неё не было друзей. Плохо было девочке одной, не с кем было играть. Тогда девочка пошла за помощью к доброй волшебнице. Волшебница сказала, что подружку себе можно сделать из ткани и ниток, а потом оживить её с помощью волшебных слов: «Раз, два, три, кукла оживи!». Девочка послушалась и сделала куклу – подружку, которую назвала Светой. После произношения волшебных слов, кукла ожила и была всегда рядом с девочкой и помогала ей».
Домашнее задание: нарисовать сказку.
На следующее занятие девочка принесла свой рисунок, на которой изобразила добрую волшебницу, себя и куклу Свету. На занятиях с помощью данной куклы проигрывались различные ситуации, которые помогали девочке взаимодействовать со сверстниками, находить выход из конфликтных ситуаций.
Таким образом, «проживая» вместе с куклой различные состояния, ребёнок «терапевтирует» себя, в значительной степени обогащает свой мир чувств и эмоций.