Татьяна Васильевна Ершова
Кукла и её роль в жизни ребенка. Куклотерапия
Кукла и ее роль в жизни ребенка. Куклотерапия
Кукла – одна из древнейших игрушек человека. Она есть в детской у каждого ребёнка.
В словаре С. И. Ожегова: кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Игра в куклы выполняет серьезную социальную и психологическую функцию, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.
Какую же роль играют куклы в жизни ребенка?
Публикация «Кукла и её роль в жизни ребенка, Куклотерапия» размещена в разделах
Все знают, что игрушки развивают ребёнка в тех или иных областях, и поэтому часто покупают различные кубики, конструкторы, головоломки, а такие традиционные игрушки, как куклы, считают устаревшими и служащими только для забавы и чисто девчачьей игрушкой. И поэтому стараются их заменить и не осознают, что лишая ребёнка, особенно в маленьком возрасте, общения с куклой, возможно затормозить его развитие. Ведь кукла несёт особые функции в развитии психики ребёнка.
Одна из таких функций – это воспитание человеческих чувств, нравственности. Кукла – образ человека в игре ребёнка. Когда ребёнок не имеет товарища по игре. Он делает им куклу. Она – идеальный друг, который всегда рядом и не помнит зла. При этом в игре с ней он может действовать так, как вздумается, и никто не будет мешать и осуждать.
Часто в игре с куклой ребёнок проецирует какие-то внутренние переживания на неё и проигрывает их в различных ситуациях. Так же может приписывать какие-либо качества, которыми не обладает сам, например, смелость. Ребёнок берёт куклу, говорит: «Пойдём!»,- и робко, с опаской всё же входит в тёмную комнату за какой-нибудь игрушкой. Вроде кукла смелая, но только ли она?
Маленькие дети, играя с куклой, подражают действиям взрослых. Они так же купают куклу, как купают их самих, так же одевают. Происходит отработка простейших жизненных навыков.
Дети чуть старше уже обыгрывают бытовые ситуации, что увидели в семье, отображают и закрепляют обобщённые представления о них.
В игре с куклой зарождается ролевая игра. Изначально ребёнок говорит за куклу, проговаривает её действия, и в этом проговаривании и скрывается зачаток ролевой игры – ребёнок берет на себя образ куклы, исполняет её роль.
Педагог Е. И. Тихеева в своей книге «Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста» рассмотрела куклу как человека, члена коллектива маленьких людей, живущих своей жизнью и отражающих эту жизнь-игру в слове.
Игра с куклой так же удовлетворяет познавательную активность ребёнка. Рассматривая куклу, ребёнок исследует и себя, формирует представление о своём теле, своих возможностях. То, как будет играть с куклой ребёнок, так же зависит и от её вида. Агрессивный вид куклы провоцирует, соответственно, агрессивный, воинственный тип игры. А более нежные черты лица– заботу, покровительство. Кукла задаёт образ человека, формирует понятие у ребёнка о добре и зле, хорошем и плохом.
Кукла способствует развитию фантазии, особенно если у неё непроработанные черты лица. Ребёнок сам задает настроение: кукла может смеяться или плакать, злиться или показывать язык, и всё это со статичным, неподвижным лицом куклы и прекрасной работой детского воображения.
Ну, разве какой-нибудь конструктор сможет дать столь разнообразное, разностороннее развитие ребёнку? Несомненно, нет! Поэтому кукла должна быть у каждого ребёнка.
Согласно исследованию американских нейробиологов, игра в куклы стимулирует в детях развитие эмоционального интеллекта. По мнению ученых, в то время, когда дети играют в куклы, у них активизируется та часть головного мозга, которая отвечает за качество обработки социальной информации, в частности за эмпатию (умение сопереживать, сочувствовать и распознавать эмоции других людей). Интересно и то, что игра в куклы одинаково полезна для тренировки эмпатии как у девочек, так и у мальчиков.
Психологи выделяют девять причин, почему дети сейчас отказываются играть в куклы.
Причина 1. Слабый пример материнства
Чтобы нянчиться с куклой, дети должны видеть, как это делает их мама. Сегодня же у многих из них нет младших братиков-сестричек, детей не берут спать в родительскую кровать, все реже качают на руках, а на прогулку с малышами ходят если не бабушки, то няни. В результате дети не видят примера обращения родителей с малышами, поэтому не могут повторить его в игре. И игра в куклы им становится неинтересной. (данный пример чаще можно видеть в больших городах у занятых родителей)
Причина 2. Родители навязывают свои вкусы
Даже если девочка просит купить ей куклу, то выберет она, скорее, не милого пупса, а игрушку с большой головой, клыками или миниатюрную куколку-сюрприз в комплекте с аксессуарами. Не стоит бояться таких детских вкусов. Во-первых, такие куклы очень яркие, броские и необычные, и детей они не могут не привлекать. Во-вторых, выбирая игрушку, дети ориентируются на взрослых. Ребенку сегодня неинтересно пеленать пупса, ведь этого не делают и родители. А вот нанести маску на лицо, как это делает ее мама, девочке будет интересно и, скорее всего, она повторит эту процедуру на кукле. И конечно же, она выберет ту, у которой в наборе есть чемоданчик с бьюти-средствами.
Причина 3. Взрослые сами любят «монстров»
Повторим: предпочтения детей — это отражение интересов взрослых. Сегодня в обществе четко отслеживается повышенный интерес к мистике: фильмы о вампирах и оборотнях, сериалы о сверхлюдях. Мы понимаем, что эта тематика не может не занять нишу и в индустрии игрушек. Поэтому куклы Monster High, Хагги Вагги, Кисси Мисси и т. д. стали любимыми игрушками современности. Но как только в обществе пропадет интерес к мистике, с прилавков исчезнут и куклы-монстры.
Причина 4. Им покупают кукол-ровесников
Раньше все куклы были «одного возраста» — это либо были новорожденные-пупсы, либо девочки пяти-шести лет, с косичками и в платьицах, поэтому у детей выбора особо не было. Сейчас многие родители, придерживаясь советов психологов, покупают своим детям кукол, близких им по возрасту. Логика такова: для малышни должны быть куклы с детскими личиками, а для девочек постарше — куклы-подростки. Но сегодня происходит все наоборот «трехлетки» хотят обладать куклами Барби (они будут красить губы, как мама, надевать туфли на каблуках и заниматься фитнесом, а у девочки в шесть-восемь лет возникает потребность о ком-то заботиться и они просят купить им говорящего пупса. И если перепутать предназначение куклы, то ребенку она станет неинтересной.
Причина 5. Они разучились фантазировать
Одни из популярных кукол сегодня — героини мультиков. На прилавках магазинов стоят Анны и Эльзы, возле них Рапунцель, а рядом феи Винкс. И интерес к таким куклам у девочек не потому, что они без ума от героинь мультипликации, а потому что им намного проще будет организовать игру по мотивам увиденного. Они уже знакомы с характером героинь и знают примерный сценарий событий. В этом случае им не нужно фантазировать, не нужно придумывать имя своей кукле и атмосферу, в которой будет происходить игра. За них уже это сделали создатели мультфильма.
Если говорить о куклах-монстряшках, то игра в них оказывается некой отдушиной для ребенка. Дело в том, что у каждой из героинь по сюжету мультфильмов есть и негативные черты. Кто-то хвастунишка, кто-то ябеда, кто-то транжира. И когда девочка проигрывает отрицательные черты своего персонажа, она находит выход для своих негативных эмоций, освобождается от них и не загоняет проблему в невроз.
Причина 6. Кукол много, но они не особенные
Наверное, нет родителей, которые бы не слышали от своих детей фразу «Мне скучно». В этот момент обычно выход только один — дать в руки ребенку гаджет. Но чтобы не злоупотреблять играми и мультиками, у родителей в запасе всегда должна быть достойная альтернатива. А переключить внимание малышки на куклу можно только в том случае, если она будет особенной и желанной — яркой, необычной и чуть-чуть волшебной. Только такая игрушка сможет дать ребенку больше эмоций, чем динамичная игра на гаджете, а значит, окажется для него в приоритете, ведь он выбрал ее сам. Но чтобы купленная в порыве «хочу» кукла не оказалась заброшенной в угол, стоит учитывать и общий объем игрушек в квартире. «Объем памяти и внимания ребенка позволяет ему сконцентрироваться всего на пяти-семи игрушках. Именно столько он будет знать и помнить, а история каждой игрушки придает ей ценность. А когда игрушек много, они обесцениваются в глазах ребенка, теряют свою индивидуальность и становятся для маленькой хозяйки неинтересными, а значит, с ними не хочется уже придумывать какую-то игру.
Причина 7. Взрослые не играют в дочки-матери
Часто родители, повторяя фразу «А моя совершенно не играет в куклы», пытаются себя оправдать. Игра — это вид деятельности, которому тоже нужно учить. И для того чтобы заинтересовать ребенка игрой в куклы, нужны тренировки, а на это у большинства работающих родителей не хватает времени.
Этот факт доказывает и опыт пандемии. Согласно исследованиям в 2020 году продажи кукол Барби показали рекордную статистику. За период пандемии они увеличились на 29%, чего не случалось за последние 20 лет. Представители компании утверждают, что резко выросший спрос на кукол был вызван появлением у родителей свободного времени. Но психологи уверены, как только режим карантина будет снят, интерес к игрушкам опять снизится, ведь взрослые выйдут на работу, а дети пойдут по школам и кружкам.
К слову, большое влияние на интерес к куклам у девочек накладывает и сама позиция мамы, отношение в доме к материнству, количество детей в семье и т. д. Гораздо чаще играют в куклы девочки из многодетных семей. Они видят, как мама занимается с младшими детьми, и, подражая ей, сами «нянчатся» с куклами.
Причина 8. Родители торопят развитие
Следует понимать, что дети улавливают не столько слова, сколько эмоции. Сказанная с напускным сожалением уже упомянутая выше фраза: «А моя не играет…» показывает дочери ваше одобрение ее поведением. Говоря такую фразу, родители произносят ее с подтекстом, что их ребенок развит не по годам и очень быстро взрослеет. Ребенок, ощущая одобрение со стороны взрослых, пытается им подыгрывать и перестает обращать внимание на куклы, в которые он еще играл бы и играл, если бы те не намекнули, что это игрушка для маленьких.
Именно поэтому с каждым годом в куклы играет все меньше девочек, тогда как число мальчиков, играющих в машинки, не меняется, ведь редко, когда сын услышит от родителей хвастливое: «А мой не любит грузовики».
Причина 9. Кукол вытесняют «развивалки»
Сегодня фраза «играть в куклы» в понимании многих равносильна безделью. Совсем ведь другое дело, когда ребенок собирает конструктор или решает головоломки. Таким отношением к игре в куклы родители сами отбивают у детей интерес к этому занятию. Думая, что современные дети совсем другие, и игра в куклы — это бесполезная трата времени, они лишают ребенка необходимой ступени в их развитии — примерке на себя роли взрослого. Все чаще сегодня почти весь день ребенка занят различными кружками, корзина для игрушек — сортерами, а свободное время — гаджетами. В результате у него не остается свободного времени на положенное безделье. Поэтому наши дети сегодня «перестимулированы и заорганизованы». И все забывают о том, что для гармоничного взросления ребенка, для возможности «включить» фантазию и уметь самому себя занять у него должно оставаться в день 3–5 часов свободного времени.
Теперь мы понимаем значение куклы в жизни ребенка, а что же такое куклотерапия?
Её истоки можно найти в психодраме Якоба Леви Морено – основателя Института социометрии и психодрамы, ведущего свою историю в США с 1940 года. Морено воспроизводил в условиях клиники те самые ситуации, которые наиболее травмировали его пациентов. С этой целью им был создан специальный лечебный театр, метод работы в нем получил название психодрамы. Врачи вместе с больными и их родственниками писали достаточно простые сценарии и затем совместными усилиями ставили спектакль. Зрительный зал также состоял из больных, родственников и лечебного персонала.
В ряде случаев данный метод давал очень хорошие результаты. У Морено появились последователи в самых разных странах, особенной в Западной Европе. Постепенно внутри него выделилась особая самостоятельная ветвь - куклотерапия. Сейчас ее практикуют во многих странах: в Германии, Англии, Нидерландах, во Франции.
Сегодня куклотерапия - метод психологической помощи детям, подросткам и их семьям, заключающейся в коррекции их поведения посредством кукольного театра, разработанного детскими психологами Ириной Медведевой и Татьяной Шишовой.
Цель куклотерапии – помочь в устранении негативных переживаний, улучшении адаптации в социуме, развитии осознания себя, разрешении конфликтов личности в условиях творческой деятельности. Так как есть возможность выхода самого человека из травмирующей ситуации и можно взглянуть со стороны на свою проблему. И тогда с этой проблемой становится намного проще справляться.
Вспомним себя в детстве, кукла была для нас самым дорогим и, потеряв ее, мы очень расстраивались. Некоторые дети даже не могут уснуть, без своей любимой куклы. Ведь с ней можно было не только просто играть, но и поделиться самыми душетрепещущими переживаниями. Кукла была другом, которому можно было всё рассказать, не боясь осуждения, в отличие, от того, если бы вы рассказали все другому человеку.
Метод куклотерапии основан на отожествлении ребенка с любимым героем это может быть герой мультфильма, художественного произведения и др. Это средство для выражения чувств дошкольника, проживание тех жизненных ситуаций, которые волнуют его. Играя с куклой, ребенок показывает нам свои страхи, проблемы, хотя сам еще этого не осознает. И проигрывая разные ситуации, ребенок как бы проживает это в игре и тем самым может избавиться от тех затруднений, которые испытывал раньше. Он представляет «игрушечный» мир реальным, вживается в роли, говорит и действует за кукол и может высказать то, на что в настоящей жизни не решился бы. Поэтому куклотерапию эффективно можно применять как метод психокоррекции в дошкольном возрасте.
Проблематикой использования куклотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста занимаются психологи А. Ю. Татаринцева, М. Ю. Григорчук. При использовании куклы как терапевтического средства выделяют такие аспекты куклотерапии:
1. Проективная методика – человек может присваивать кукле свои мысли, чувства и поведение. Особенно в тех случаях, когда кукла безлика и беспола.
2. Замещение – дает возможность проанализировать свои чувства и убрать тяжесть своих эмоций. Проявляется у ребенка в игре с куклой в том, что он становится способен показать те эмоции и реакции, которые не может показать живым людям в реальном мире, а здесь вместо него все показывает кукла.
3. Сублимация – когда ребенок или взрослый не может поделиться с кем-то своими чувствами, тогда это проявляется в разговоре с куклой.
4. Идентификация – человек идентифицирует себя со значимой для себя личностью, воспроизводя ее культуру поведения в социуме. Таким образом, девочки хотят быть похожи на своих мам, а мальчики на своих отцов.
Изменения, которые претерпевает образ куклы во время терапии, являются некоторыми проявлениями его личности. Можно играть и с самыми простыми куклами, которые человек сделал своими руками. Такие куклы помогают ребенку поделиться своими проблемами и переживаниями, рассказывая какую-либо историю от лица куклы.
Куклотерапия решает такие проблемы:
• Психодиагностика и конкретизация проблемы.
• Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
• Развитие коммуникативных навыков.
• Профилактика и коррекция страхов.
• Развитие речи.
• Коррекция отношений в семье.
Психологи куклотерапию используют для разрешения конфликтов, корректируют у дошкольников заикание, нарушение поведения, страхи, тревожность, эмоциональную травму, агрессивность, демонстративность, нервные тики, аутизм и т. д.
При использовании куклотерапии логопед может решить следующие задачи:
• помогает в снятии психоэмоционального напряжения;
• корригирует некоторые личностные особенности (снижение агрессии, ослабление негативных эмоций);
• активизирует познавательные процессы: внимание, память, образное мышление, воображение;
• формирует навыки практического владения выразительными средствами речи, улучшает словарь;
• совершенствует моторику рук; координацию движений;
• развивает уверенность в себе, коммуникабельность ребенка
Традиционными упражнениями куклотерапии являются:
• Беседа ребенка с куклой
• Рассказ ребенка о жизни куклы
• Сочинение детьми историй и сюжетов с участием сказочных персонажей
• Диалог двух кукол
• Организация спектакля
• Обсуждение спектакля
В куклотерапии используются такие варианты кукол, как куклы - марионетки, теневые, веревочные, плоскостные, перчаточные и многие др.
Куклы - марионетки. Работа с куклой - марионеткой позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и общую координацию движений, проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, которые ребенок по каким - то причинам не может или не позволяет себе проявлять.
Теневые - куклы. Такие куклы применяются преимущественно для работы над детскими страхами, в коррекции повышенной тревожности. Ребенок может делать со своей "куклой - страхом" все, что захочет, вплоть до полного уничтожения. В этом и состоит коррекционный смысл теневого театра.
Веревочные куклы. Такие куклы многофункциональны. Они эффективны для решения у детей проблем в общении, повышенной тревожности. Кукла может быть размером в рост ребенка. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.
Плоскостные куклы. Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям. Обычно они используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, нарушение образа "Я".
Перчаточные куклы. Перчаточные куклы, умело используемые на занятиях, помогают вызывать положительные эмоции или постепенно ослаблять нервное напряжение у детей. Небольшие этюды с перчаточными куклами позволяют понять, какие у ребенка комплексы и «зажимы», на что следует обратить внимание
Наилучший терапевтический эффект достигается, когда дети сами изготавливают куклу, придумывают историю, которой хотел бы поделиться с другими. Кроме того, изготовление кукол развивает творческие способности, мелкую моторику, внимание и т. д. Куклы можно изготовить: из бумаги, из пластилина (глина, куклы из тканей, куклы-марионетки, пальчиковые куклы, варежковые куклы, ростовые, куклы из ниток (мартинички, теневые куклы и др.
Выделим этапы проведения куклотерапии с самодельными куклами:
Первый этап – это изготовление ребенком куклы из бумаги, фольги, пластилина.
Второй этап – «оживление» куклы: какое имя у куклы, какая она, что любит, с кем дружит. Ответы ребенка помогут понять его личность и найти места, которые влияют на поведение дошкольника.
Третий этап – разыгрывание ситуаций, которые укажут на проблемы развития ребёнка и скорректируют имеющиеся.
Когда ребенок играет с куклой, то может рассказать и показать то, что происходит с ним в данный момент, описать собственные чувства, свое отношение к окружающим. И при этом за все сказанное и сделанное будет отвечать не он сам, а кукла.
Куклотерапия при адаптации детей раннего возраста
Из практики педагогов ясельной группы. Для успешного взаимодействия с такими детьми требуется посредник. Им стала Кукла. В нашей группе это кукла Антошка. Когда ребенок приходит к нам, педагог встречает его с куклой. Начинается общение от лица куклы: «Здравствуй, меня зовут Антошка. Я каждый день прихожу сюда и никогда не плачу. Мне очень нравиться здесь. Хочешь поиграть со мной в одну интересную игру? Не бойся. Я возьму тебя за руку, и мы вместе с тобой пойдем в группу, я покажу тебе, где мы играем»
С помощью куклы мы привлекаем внимание ребенка, ему становиться интересно. Далее все зависит от умения педагога поддержать интерес с помощью развивающих игрушек, дидактических игр, пособий. Помимо привыкания к новой обстановке, кукла помогает малышам приобретать важные социальные навыки: здороваться и прощаться, оказывать помощь и поддержку (покачать куклу и пожалеть и т. д.). Для коррекции поведения мы разработали серию мини-этюдов «Настюшины капризы» с прохожими проблемами и разыгрываем их со всеми от лица куклы или персонажа. С помощью таких этюдов как: «Каша-вырастайка», «Волшебный суп» и др., у детей формируется понятие о пользе еды.
Три способа привить ребенку любовь к куклам.
1. Научите жалеть
Игра в куклы станет интересной, если в ней будет история. Придумайте ее. Для начала она должна быть небольшой — из пяти-семи предложений, потом постепенно увеличиваться. Покормите вместе голодную куклу, покатайте ее в машине, укачайте в колыбельке. В истории игры должна быть ситуация, когда бы кукла расстроилась или расплакалась. Покажите малышке, как ее нужно пожалеть и успокоить. Такой сценарий игры привьет ребенку привязанность к кукле и будет воспитывать в нем навыки эмпатии.
2. Используйте предметы-заменители
Сегодня в магазине игрушек купить детскую посудку или запасной наряд — не составит труда. Но такие готовые аксессуары урезают поле для фантазии ребенка. В результате ему становится неинтересно играть. Предложите ребенку использовать в игре предметы-заменители. Вместо тарелочек — мозаику, а новый наряд замените носовым платочком. Так вы продлите игру, внесете в нее собственные решения и станете развивать ассоциативное мышление у ребенка.
3. Меняйте голос и сценарий игры
Будьте готовы, что первое время вам самим придется участвовать в ролевых играх с куклами. Но чтобы оказаться с ребенком на равных, пользуйтесь голосом. Когда вы говорите за своего персонажа — меняйте его, когда обсуждаете правила игры — разговаривайте естественно. Пусть ребенок делает то же самое. Так он получит возможность переноситься в свой фантазийный мир. Развивать социальные навыки и фантазию малыша позволят сюжетные игры. Поиграйте с ребенком в «Магазин», «Путешествие» или «Больницу». Уделяйте внимание тому, чтобы героиня девочки умела терпеливо выслушивать собеседника, благодарить, вежливо просить и т. д.
Приблизительный перечень вопросов при игре с куклой:
1. Ты кто?
2. Где ты живёшь?
3. С кем ты живёшь?
4. Где твои родители?
5. Большой ты или маленький?
6. Чем любишь заниматься?
Если выбрано животное:
1. У вас в лесу есть кто-нибудь страшный?
2. Чем ты питаешься?
3. За тобой гоняются?
4. Тебя кто-нибудь защищает?
5. Есть ли у вас в лесу школа? Садик?
6. А если можно было бы не ходить, ты ходил бы в школу? В садик?
7. Есть ли у тебя друзья?
8. Во что вы играете?
9. Кто обычно выигрывает?
10. А если проигрываешь – расстраиваешься?
11. Что бы ты попросил у волшебника?
Главная мотивация детской игры — стать взрослым и поступать так, как поступают их родители. Подражая родителям в построенном фантазийном мире, дети «примеряют» на себя социальные роли и модели отношений. Во время игры детям нужно учитывать множество правил, соблюдать их и подчиняться общему сюжету, а значит, игра в куклы помогает научить ребенка контролировать свое поведение, предвидеть последствия своих поступков и выстраивать свои отношения так, чтобы игра закончилась хеппи-эндом.
Кукла является не только игрушкой для ребенка, но и педагогическим (обучающим и воспитывающим) средством для взрослого, работающего с детьми. Я желаю Вам почаще использовать эти возможности!
В помощь нам педагогам, Белая Светлана Геннадьевна и Лукьяненко Вера Николаевна разработали методическое пособие для реализации образовательной программы «Теремок» для детей раннего возраста - «Развивающие игры и занятия малышей с дидактической куклой». Данное пособие направлено на становление социокультурного опыта и формирование жизненных навыков детей второго и третьего года жизни в процессе игровых образовательных ситуаций с дидактической куклой.