Наталья Ракова
В какую сторону «смотрит» буква?
▼ Скачать + Заказать документы
Как известно,обучение грамоте - это определенный способ формирования навыка чтения и письма. И,если устную речь ребенок усваивает самостоятельно в процессе общения с людьми,то письменной речью он может овладеть только в условиях целенаправленного обучения.
Публикация «В какую сторону „смотрит“ буква?» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Еще Л. С. Выготский писал,что "место начальному обучению грамоте-в детском саду" ("Избранные психологические исследования", М, изд-во АПН РСФСР, 1956 г.)"У нормально и в нормальных условиях живущего и развивающегося ребенка интерес к графическому слову проявляется не позднее 6-7 лет"(Е. И. Тихеева "Давайте читать" Методическое руководство к букварю,М, ГИЗ, 1930 стр. 5)Таким образом,в "третий критический период развития речевой функции (6-7 лет)" начинается формирование письменной речи (Е. И. Мастюкова 1995).
Только при том условии, что ребенок различает изображения предметов и графических фигур, если у него сформированы пространственные представления и усвоены их словесные обозначения, то с ним можно начинать работу по обучению грамоте - различению букв.
У ребенка должно быть развито "особое зрение на буквы", "мозг человека включает в себя клетки,которые ведают запоминанием и умением использовать буквы (Т. Г. Визель).
Причины нарушений чтения и письма сходны. Литеральная дислексия проявляется в трудности усвоения букв, оптическая - в неумении представлять букву как целое, состоящее из определенных элементов, по-разному расположенных по отношению друг к другу (Р. Беккер, О. А. Токарева, М. Е. Хватцев,Р. И. Лалаева). Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме (кафедра логопедии ЛГПИ им. А. И. Герцена).
Таким образом,необходимо с развитием речевых предпосылок чтения сформировать у детей стабильный графический образ буквы (графемы).
Очень часто ребенок затрудняется правильно написать букву и,путая право и лево,переворачивает ее в другую сторону (так называемая "зеркальность").Справиться с этой нелегкой задачей дошкольникам помогут придуманные мной веселые картинки из серии "Путешествия".Это результат поисков и размышлений логопеда-практика,старающегося с помощью занимательных иллюстраций помочь дошкольникам запомнить правильное написание букв и избежать ошибок в пространственном расположении и направленности элементов печатных букв.
Большинство букв "смотрит" вправо. У ряда букв правая и левая стороны одинаковы и потому их нельзя перепутать и "перевернуть". Поэтому внимание детей надо сконцентрировать только на том небольшом количестве букв, которые "смотрят" влево!
Известно, что дети очень впечатлительны и эмоциональны, а вот внимание у них еще недостаточно устойчиво. Дети всегда запоминают лучше то, что их удивило и было им интересно. А что может быть увлекательнее,когда персонажи мультфильмов "учат" и "учатся" вместе с ними! И,если такие плакаты с самого начала обучения будут постоянно перед глазами детей, то сформировать стабильный графический образ буквы будет гораздо легче.
Картина "Кто куда?" разделена по горизонтали на три части:
1)Изображена электричка,локомотив котрой находится слева от вагонов. На вагонах написаны буквы,которые "смотрят" влево: Лл,Чч,Зз,Яя,а,Уу,Ээ. Это основной блок.
2)На центральной части картины изображена дорога, на которой "стоят" буквы:Дд,Жж,Мм,Нн,Оо,Пп,А,Тт,Фф,Хх,Шш.
Эти буквы изображают "провожающих" в путешествие "туристов".
"Перевернуть" и перепутать их написание нельзя.
3)Изображен трейлер,кабина которого находится справа от кузова. На его борту написаны буквы,которые смотрят вправо: Бб,Вв,Гг,Ее,Ее,Ии,Йй,Кк,Рр,Сс,Цц,Щщ,ъ,ы,ь,Юю.
На борту локомотива и кабины трейлера стрелочками указано направление движения.
Сюжет картины "На вокзале": на перроне около электрички стоит Чебурашка с ящиком апельсинов. Рядом развернутый влево "Указатель",на котором расположены сверху вниз буквы: Л,Ч,З,Я,а,У,Э.
А на основании "Указателя" - текст (подсказка):
"Лопоухий Чебурашка,забрав ящик апельсинов,уезжает электричкой".
Эта фраза аналогична той, что облегчает нам запоминание последовательности цветового спектра:"Каждый охотник желает знать,где сидит фазан".
Первая буква каждого слова и есть та, которую следует запомнить!
Необходимо довести до сознания детей все особенности начертания букв. А знакомство с буквами предложенным образом будет и увлекательным, и прочно запоминающимся. Ведь основная задача заключается в том,чтобы дети изначально не допускали ошибок, а не исправляли уже сделанные!