Оксана Струкова
Кружковая деятельность «Занимательная математика для малышей»
▼ Скачать + Заказать документы
Занимательная математика для малышей
Пояснительная записка
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.
Публикация «Кружковая деятельность „Занимательная математика для малышей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Организации кружка «Занимательная математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Кружок проводится 1 раз в неделю, 15 минут, во вторую половину дня. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организую деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желания детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяю развитию логических форм мышления.
Цель кружковой работы :
расширять кругозор математических представлений у детей дошкольного возраста.
Реализация рабочей программы способствует созданию формирования интереса к занятиям математики.
Задачи:
1) развивать логическое мышление, внимание, память, творческие способности и мелкую моторику рук;
2) формировать наблюдательность, усидчивость, конструктивные умения, самостоятельность;
3) обогащать и активизировать словарь детей.
Общая характеристика предмета
Разделы рабочей программы:
1. «Количество и счет»
• Цель: Совершенствование умения считать в пределах 5, назывании числа по порядку, согласовании числительных с существительными в роде, числе, падеже. Упражнение в увеличении и уменьшении предметов на 1. Расширение представлений о независимости результата счёта от формы расположения предметов в пространстве. Формирование умений в сравнивании групп предметов разных по количеству.
2. «Ознакомление с геометрическими фигурами»
• Цель: Развивать умения различать и называть геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб). Развивать умения сравнивать предметы по цвету, форме (круглый, квадратный); устанавливать соответствия между двумя группами предметов.
Развивать мышление, внимание, память, речь.
3. «Определение величины»
• Цель: Учить сравнивать предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине. Учить выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку. Учить использовать в речи результаты сравнения; большой, поменьше, маленький; высокий, пониже, низкий; длинный, покороче, короткий; широкий, поуже, узкий.
4. «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»
Цель: учить различать правую и левую руку, раскладывать и считать счётный материал правой рукой слева направо; учить обозначать словами положение предмета относительно себя: слева, справа, вверху, внизу; учить двигаться в заданных направлениях: налево, направо, вперёд, назад. Различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь; различать и правильно времен года.
5. «Решение логических задач»
Цель: Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).
Место курса в учебном плане
Программа предназначена для работы с детьми 3-4 лет, рассчитана на 1 год обучения:
Программа кружка предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность деятельности :
-15 мин.
Общее количество занятий в год – 36.
Ценностные ориентиры содержания
Занятия по математике помогут детям сформировать определённый запас математических знаний и умений. Дети научатся думать, рассуждать, выполнять умственные операции.
Все занятия проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной игровой форме, что не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятное.
Занятия проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей. Строятся на основе индивидуального-дифференцированного подхода к детям.
Мониторинг умений проводится 2 раза в год: в октябре и апреле.
В конце учебного года проводится итоговое развлечение
Содержание учебного курса
№ Название темы теория всего
Первый год обучения
1 Добро пожаловать
в математику Вызвать у детей интерес к математике, желание узнать новое. 1
2 Знакомство с понятиями один и много. Учить детей находить в окружающей обстановке много однородных предметов и выделять из неё один предмет. 1
3 Утро. Большой -маленький Познакомить с частью суток-утро. Учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации; сравнивать знакомые предметы по величине. 1
4 День. Круг. Познакомить с частью суток –день, с геометрической фигурой –круг; обводить круг по точкам. 1
5 Вечер. Высокий-низкий. Познакомить с частью суток-вечер; учить сравнивать знакомые предметы по величине. 1
6 Ночь. Сравнение предметов, Познакомить с частью суток-ночь. Продолжать учить сравнивать совокупности предметов, различать где один предмет, где много; упражнять в рисовании предметов округлой формы. 1
7 Число 1и 2. Толстый, тонкий. Познакомить с числом 1 и2 и цифрой1 и2; сравнивать знакомые предметы по величине: толстый, тонкий. 1
8 Слева, справа, на, под. Учить различать и называть пространственные направления от себя; выделять признаки сходства и различия. 1
9 Число 3. Большая, поменьше, маленькая. Треугольник. Познакомить с числом 3 и цифрой 3;продолжать называть числительные по порядку, указывая на предметы; видеть в форме предметов геометрические фигуры. 1
10 Числа 1,2,3. Наверху, внизу, посередине. Закрепить числа и цифры, называть числительные от 1 до 3. Упражнять в ориентировке в пространстве. 1
11 Сравнение чисел 2и 3. Логическая задача. Учить различать равенства и неравенства групп по количеству входящих в них предметов. Развивать зрительное внимание. 1
12 Зима. Число 4. Квадрат. Познакомить с числом и цифрой 4; обследовать квадрат осязательно-зрительным путем, рисовать квадраты по точкам; различать и называть время года –зима. 1
13 Геометрические фигуры. Логические задачи. Учить видеть форму предметов, соотносить её с названием геометрических фигур; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. 1
14 Сравнение чисел 3 и 4. Прямоугольник. Учить различать равенства и неравенства групп предметов, выражая результаты определения в речи; обследовать форму осязательно- двигательным и зрительным путем. 1
15 Число 5 и цифра 5. Познакомить с числом 5 и цифрой 5; продолжать учить называть числительные по порядку, указывая на предметы; развивать зрительное внимание. 1
16 Число 5 .Утро, день, вечер, ночь. Логическая задача. Закреплять навыки счета в пределах пяти; умение различать и называть части суток. Развивать логическое мышление. 1
17 Сравнение чисел 4 и 5. Овал. Логическая задача. Учить различать равенств и неравенства групп по количеству входящих в них предметов, 1
18 Времена года. Овал. Слева, справа. Закреплять умение различать и называть времена года 1
19 Сравнение по высоте. Упражнять в счете в пределах пяти, учить сравнивать предметы по высоте, отражать в речи результат сравнения, упражнять в умении составлять предметы из треугольников. 1
20 Куб, шар. Познакомить с геометрическими телами –кубом и шаром; учить обследовать их осязательно –двигательным способом; уточнить представление о времени суток. 1
21 Порядковый счет. Учить составлять квадрат из счетных палочек; называть предметы квадратной формы. 1
22 Прямоугольник. Учить различать квадрат и прямоугольник; упражнять в счете в пределах пяти. 1
23 Геометрические фигуры. Логические задачи Учить видеть форму предметов, соотносить её с названием геометрических фигур; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. 1
24 Счет в пределах пяти. Упражнять в счете в пределах пяти: учить соотносить числительное с существительными; находить заданные фигуры. 1
25 Сравнение предметов по высоте Упражнять в умении сравнивать предметы по высоте, устанавливать равенство между двумя группами предметов. 1
26 Сравнение предметов по величине. Продолжать учить сравнивать предметы по величине, отражать в речи результат сравнения; упражнять в ориентировке в пространстве: слева, справа, вверху, внизу. 1
27 Ориентировка во времени. Учить классифицировать фигуры по разным признакам: цвету, величине, форме; упражнять в счете; 1
28 Счет в пределах пяти. Упражнять детей в счете в пределах пяти; укреплять знание цифр от 1 до 5, умение соотносить количество с цифрой. 1
29 Числовой ряд 1
30 Порядковый счет. 1
31 Игра-путешествие. 1
32 Математическая загадка Развивать логическое мышление, внимание. 1
33 Ориентировка во времени Учить классифицировать фигуры по разным признакам: цвету, величине, форме; упражнять в счете; 1
34 Развлечение 1
35 Логические задачи Развивать логическое мышление, внимание. 1
36 Мониторинг 1
Итого 36
Тематическое планирование
№ Название темы Кол-во часов Дата Виды учебной деятельности Оснащение занятия
теория всего По плану По факту
1 Добро пожаловать
в математику 1 1 Сентябрь
1-неделя 8/09 Игровая ситуация, сюрпризный момент. Карточки, цветные палочки, демонстрационный материал
2 Знакомство с понятиями один и много. 1 1 2-неделя 14/09 Игра, использование ТСО, чтение Игрушки, кубики, компьютер.
3 Утро. Большой -маленький 1 1 3-неделя 22/09 сюрпризный момент, показ, объяснение Игрушки, полоски, круги, раздаточный материал
4 День. Круг. 1 1 4-неделя 28/09 Рассказ, игровой момент Фланелеграфа, картинки
5 Вечер. Высокий-низкий. 1 1 Октябрь
1-неделя 6/10 Беседа, рассказ, разучивание. Каринки
6 Ночь. Сравнение предметов, 1 1 2-неделя 12.10 Чтение, просмотр сказки, беседа. Фланелегра, картинки, карточки
7 Число 1и 2. Толстый, тонкий. 1 1 3-неделя 20.10 Сюрпризный момент, отгадывание загадок, чтение стихов Карточки с цифрами, незнайка,
8 Слева, справа, на, под. 1 1 4-неделя 26.10. Игровой момент, показ, жест рукой. Палочки Кюизинера,
9 Число 3. Большая, поменьше, маленькая. Треугольник. 1 1 5-неделя 3.11 Показ, рассказ, наложение, Игра, использование ТСО, чтение обведение рукой. Круги разной величины и цвета, игрушки блоки Дьенеша.
10 Числа 1,2,3. Наверху, внизу, посередине. 1 1 Ноябрь
1-неделя 9.11 Показ, рассказ, обведение рукой, игра, использование ТСО, чтение Игрушки, картинки.
11 Сравнение чисел 2и 3. Логическая задача. 1 1 2-неделя 17.11 Игровой момент, сравнение, Карточки, полоски, блоки Дьенеша.
12 Зима. Число 4. Квадрат. 1 1 3-неделя 23.11 Сюрпризный момент, отгадывание загадок, чтение стихов Игрушки, геометрические фигуры
13 Геометрические фигуры. Логические задачи. 1 1 4-неделя 1.12 отгадывание загадок, чтение стихов Карточки с цифрами, незнайка, карточки
14 Сравнение чисел 3 и 4. Прямоугольник. 1 1 Декабрь
1-неделя 7.12 использование ТСО, чтение Картинки, игрушки, компьютер
15 Число 5 и цифра 5. 2-неделя 15.12 Игра, чтение стихов. Карточки, полоски, блоки Дьенеша.
16 Число 5 .Утро, день, вечер, ночь. Логическая задача. 1 1 3-неделя 21.12 Сюрпризный момент, отгадывание загадок, чтение стихов Счетные палочки, фланелеграфа, блоки Дьенеша.
17 Сравнение чисел 4 и 5. Овал. Логическая задача. 1 1 4-неделя 29.12 Чтение, беседа, разучивание, пантомимические упражнения. Игрушки, геометрические фигуры
18 Времена года. Овал. Слева, справа. 1 1 Январь
3-неделя Беседа, показ, игра, чтение стихов, загадок. Карточки с цифрами, незнайка, карточки
19 Сравнение по высоте. 1 1 Январь
4-неделя Показ, рассказ, обведение рукой, игра, использование ТСО, чтение Набор фигур,обручи
20 Куб, шар. 1 1 5-неделя Импровизация, разучивание, игра. Геометрические фигуры, карточки с полосками игрушки
21 Порядковый счет. 1 1 Февраль
1-неделя Чтение, объяснение, игра. Карточки, блоки Дьенеша.
22 Прямоугольник. 1 1 2-неделя Просмотр сюжета, игра. Карточки, игрушки,
23 Геометрические фигуры. Логические задачи 3-неделя Объяснение, разучивание, игра. Карточки с цифрами, незнайка, карточки
24 Счет в пределах пяти. 1 1 4-неделя Игровая ситуация, показ. Блоки Дьенеша
25 Сравнение предметов по высоте 1 1 Март
1-неделя Импровизация, разучивание, игра. карточки
26 Сравнение предметов по величине. 1 1 2-неделя Беседа, Импровизация, разучивание, игра, Игрушки, элементы костюмов к сказке “Репка”
27 Ориентировка во времени. 1 1 3-неделя Чтение, беседа, рассказ. Парные предметы,Блоки Дьенеша, палочки Кюзенера
28 Счет в пределах пяти. 1 1 4-неделя Объяснение,
Разучивание, игра. Набор геометрических фигур.
29 Геометрические фигуры 1 1 Апрель
1-неделя Импровизация, разучивание. Блоки Дьенеша, палочки Кюзенера.
30 Числовой ряд 1 1 2-неделя Игра, чтение, Набор чисел, игрушки.
31 Порядковый счет. 1 1 3-неделя Показ, инсценировка, игра. Набор цифр.
32 Игра-путешествие. 1 1 4-неделя Чтение, показ сюжета, беседа.
33 Математическая загадка 1 1 Май
1-неделя Разучивание, загадки, игра, использование ТСО. картинки
34 Ориентировка во времени 1 1 2-неделя Разучивание, этюды, игра. Игрушки, набор геометрических фигур
35 Развлечение 1 1 3-неделя Сюрпризный момент, игра.
36 Мониторинг. 1 1 4-неделя
Материально техническая база
1. Список используемой литературы:
1. Волина В. В. Математика. - Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД. 1997.
2. Ерофеева Т. И. В кругу друзей математики. День за днём. Пособие для детей 3-4 лет Москва «Просвещение» 2013.
3. Ерофеева Т. И. В кругу друзей математики. Заботы круглый год. Пособие для детей 3-4 лет Москва «Просвещение» 2013.
4. Колесникова Е. В. Математика для детей 3-4 лет Москва ТЦ Сфера, 2015.
5. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников.
Москва «Просвещение» 1990.
6. Новикова В. П. Математика в детском саду. Москва Мозаика –Синтез,2010.
7. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка Методические рекомендации Москва Баласс 2003.
.Методическое обеспечение
Дидактический материал :
1. Геометрические фигуры и тела.
2. Палочки Х. Кюизинера.
3. Наборы разрезных картинок.
4. Сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года.
5. Полоски, ленты разной длины и ширины.
6. Цифры от 1 до 5.
7. Игрушки: куклы, мишка, петушок, зайчата, лиса, волчонок, белка, пирамидка и др.
8. Фланелеграф, мольберт.
9. Чудесный мешочек.
10. Блоки Дьенеша.
11. Пластмассовый и деревянный строительный материал.
12. Геометрическая мозаика.
13. Счётные палочки.
14. Предметные картинки.
15. Конструктор «Лего».
17. Знаки – символы.
18. Развивающие игры.
19. Картотека физминуток, загадок, стихотворений.
20. Конспекты