Ирина Поняева
Кружок «Почемучки». Тематический план работы по опытно-экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Первый год обучения
Сентябрь
Обследование детей. Анкетирование родителей.
Октябрь
Тема: На свету и в темноте.
Цель: Помочь детям определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растения.
Вывод: растение растет быстрее на свету, чем в темноте.
Дети сравнивают рисунки-прогнозы с результатами эксперимента.
Зарисовка опыта.
2. Тема: С водой и без воды.
Цель: Помочь детям выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и
развития растений (вода).
Вывод. Растения без воды жить не могут.
Публикация «Кружок „Почемучки“, Тематический план работы по опытно-экспериментальной деятельности» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Планы
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Результаты наблюдения за состоянием растений в зависимости от полива зарисовывают. Дети сравнивают рисунки-прогнозы с результатами эксперимента.
3. Тема: Дружба красок
Цель: Формировать умение смешивать краски для получения нового оттенка.
Вывод: Все многообразие цветов можно получить, смешивая цвета в разной пропорции.
4. Тема: Мир бумаги.
Цель: Познакомить детей с различными видами бумаги (салфеточная, писчая, обёрточная, чертежная, формировать умение сравнивать качественные характеристики и свойства бумаги. Формировать представление о роли бумаги для человека.
Вывод: чем тоньше бумага, тем легче ее смять, разорвать, разрезать, горит, намокает. Дети называют, какой вид бумаги быстрее сминается, намокает и т. д., а какой – медленнее.
Ноябрь
1. Тема: Мир ткани.
Цель: Познакомить с различными видами тканей, формировать умение сравнивать качества и свойства тканей. Формировать умение сравнивать ткани по их свойствам; помочь понять, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани для пошива вещей.
Вывод: от воды защищает плащевая ткань, а из других тканей лучше шить повседневную одежду. Дети называют сходства и различия разных тканей.
2. Тема: Путешествие в мир стеклянных вещей.
Цель: познакомить со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления, закрепить умение классифицировать материалы, из которого делают предметы.
Выводы: стекло прозрачное, хрупкое, бьется, звенит.
3. Тема: Легкая пластмасса
Цель: помочь определить свойства пластмассы (гладкая, шероховатая, изделий из разного вида пластмасс (полиэтилен, пенопласт, оргстекло, сравнивать их свойства, понимать, что от качественных характеристик пластмасс зависят способы их использования.
Вывод: пластмасса гладкая, легкая, не тонет, гнется, нагревается). От свойств материала зависит его использование. Дети приклеивают картинки с изображением пластмассовых предметов и рядом условными значками обозначают свойства пластмассы.
4. Тема: Металл и пластмасса.
Цель: Способствовать формированию у детей умению узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет, и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск).
Вывод: независимо от размера металлические предметы тонут, потому что они тяжелые, а пластмассовые держатся на воде, так как легкие.
Декабрь
1. Тема: Знакомство с ухом
Цель: Определить значимость расположения ушей по обеим сторонам головы человека, познакомить со строением уха, его ролью для ориентировки в пространстве. Способствовать формированию привычки: прислушиваться к себе, проверять свои знания на практике. Познакомить детей с разнообразием звуков в природе и в быту.
Выводы: уши позволяют слышать, слушать, определять направление звуков, разговаривать друг с другом и т. д.
2. Тема: Наши помощники – глаза.
Цель: Познакомить с органом чувств – глазами, их назначением, правилами ухода и охраной глаз. Помочь определить, зачем человеку нужны глаза. Показать зависимость видения объекта от расстояния до него. Показать детям качество зрения при использовании обоих глаз. Способствовать формированию привычки: проверять свои знания на практике.
Вывод: глаза человеку нужны не для красоты. Все части глаза выполняют необходимую для жизнедеятельности функцию.
3. Тема: Определение пищи на вкус.
Цель: Познакомиться с особенностями работы языка. Упражнять в определении вкуса продуктов. Формировать привычку детей прислушиваться к себе, проверять свои знания на практике. Определить вкусовые зоны языка, поупражняться в определении вкусовых ощущений. Продолжать формировать представление детей о пользе и вреде продуктов питания на здоровье человека.
Вывод: Язык помогает издавать звуки; определить вкус и теплоту продукта, переворачивать кусочки пищи при жевании).На языке есть бугорки, которые называются вкусовыми сосочками. Они позволяют ощущать, какой вкус имеют продукты: сладкий, соленый, горький или сладкий.
4. Тема: Взаимосвязь органов вкуса и запаха.
Цель: Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха с помощью опытов.
Развивать умение с помощью мимики и жестов передавать вкусовые ощущения.
Вывод: С помощью органов чувств мы воспринимаем свойства окружающих нас предметов: их внешний вид, звук, запах, вкус и каковы они на ощупь.
Январь
2. Тема: Свойства воды.
Цель: Формировать представления о свойствах воды: без запаха, без вкуса, не имеет формы. Выявить положительные и негативные стороны воздействия воды на окружающую среду и человека.
Вывод: вода не имеет запаха, не имеет цвета, не имеет вкуса.
Зарисовка графических рисунков, обозначающих данные свойства воды.
3. Тема: Свойства льда и снега.
Цель: Сформировать у детей представление о том, что вода испаряется и в зимний период, а снег – это пар, который замерзает в облаках. Помочь детям выявить свойства снега. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега, о загрязнении снега.
Вывод: Снег и лед – это вода в твердом состоянии. Снег бывает мокрый, липкий, рассыпчатый и т. д. Снег защищает растения от замерзания. На снегу оседает пыль, грязь, хоть он и, кажется белый.
4. Тема: Как и почему льется вода.
Цель: Продолжить знакомство со свойствами воды: текучесть, принимать форму того сосуда, в который её наливают. Формировать у детей представления о бережном отношении к воде.
Вывод: Вода – это жидкость, она обладает текучестью и принимает форму того сосуда в который налита.
Февраль
1. Тема: Измеряем воду.
Цель: Познакомить детей с измерением жидкости меркой.
Вывод: Чтобы узнать в каком из сосудов воды больше, необходимо измерить. Воду можно измерять стаканами, ведрами, литрами, банками, ложками и т. д.
2. Тема: Вода – растворитель.
Цель: Формировать представление о том, что вода растворяет некоторые вещества, о свойствах соленой воды.
Вывод: Не все вещества растворяются в воде бесследно. Есть вещества, которые изменяют цвет воды, которые в воде вообще не растворяются, и которые оставляют на поверхности воды маслянистую пленку. Дети зарисовывают результаты эксперимента.
3. Тема: Фильтрование воды.
Цель: Формировать представление о том, что вода не растворяет некоторые вещества. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды.
Вывод: Грязную воду можно вернуть к использованию с помощью фильтра, необходимо беречь воду.
4. Тема: Плавучесть предметов.
Цель: Сформировать представления у детей, что легкие и полые предметы плавают.
Вывод: Плавать могут не только легкие предметы (пластмасса, дерево, но и тяжелые (металлические, если внутри них есть воздух. Чем больше поверхность предметов, тем выше их плавучесть;
Март
1. Тема: Этот удивительный воздух.
Цель: Формировать представление детей о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, о времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.
Вывод: Воздух есть во всем, хотя он и невидим, прозрачен. Воздух легкий, но имеет вес. Воздух необходим человеку для дыхания.
2. Тема: Движение воздуха.
Цель: Формировать представление о том, что ветер – это движение воздуха.
Показать детям как человек использует свойства воздуха. Способствовать формированию представления об источниках загрязнения воздуха, формировать желание заботиться о чистоте воздуха.
Вывод: Воздух движется. Движение воздуха в природе называют ветром. Он бывает теплый, т. е. легким, и бывает холодным – тяжелым. Воздух может быть чистым и грязным. Использовать видео – презентацию.
Поместить в уголок султанчики, игрушки – вертушки.
Определить силу ветра с помощью флюгера.
3. Тема: Удивительные пузыри.
Цель: Расширять представления детей о воздухе и способах его обнаружения.
Вывод: Внутри мыльных пузырей – воздух, пузыри круглые, так как в таком виде пузырь прочнее всего, и лёгкие, поэтому мыльные пузыри можно перемещать даже просто дыханием.
4. Тема: Магнит и его свойства.
Цель: Способствовать формированию у детей представлений о свойствах магнита, уточнить представления о предметах, взаимодействующих с магнитом, об их существенных признаках. Познакомить с действием магнитного поля через бумагу. Вывод: Магнит не притягивает пластмассу, дерево, резину, а металлические изделия – наоборот притягиваются к нему. Сила, которую создает магнит и которая притягивает металлические предметы, называется магнитная сила.
Апрель
1. Тема: Какие условия нужны растению для хорошего роста?
В течение недели дети под руководством воспитателя наблюдают за тремя луковицами, одна из которых находится в банке с водой на свету, а другая - без воды на свету, а третья – без воды и света.
Цель: Выявить значение тепла, влаги и света для роста растений.
Вывод: Для роста и развития растений необходимы вода и свет.
Наблюдения за состоянием растений зарисовывают на протяжении 3 недель.
Дети сравнивают рисунки-прогнозы с результатами эксперимента.
2. Тема: Вершки – корешки.
Наблюдение проводится ежедневно, в течение 10 –12 дней.
Рассматривание схемы строения растения.
Цель: Способствовать формированию у детей представлений о проращивании семян. Выяснить, что раньше появляется из семян. Развивать память, закрепить знания о пользе овощей для здоровья человека.
Выводы: Растения размножаются семенами.
3. Тема: Песок, свойства песка.
Цель: Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей.
Вывод: Песок состоит из песчинок, которые не «прилипают» друг к другу. Песок сыпется, пропускает воду, легкий.
Тема: Такие разные часы.
Цель: Формировать представления о единицах измерения времени – секундах, минутах, часах, сутках и т. д. Формировать представление о необходимости рационального использования времени в течение дня.
Оформление мини – музея часов; Выставка книг с иллюстрациями разных видов часов;
Вывод: Продолжительность минуты не зависит от того, какими часами её измеряют. За одну минуту можно успеть что – то сделать, поэтому время необходимо ценить и правильно его распределять в течение дня.
Май
Обследование детей, итоговые занятия совместно с родителями.
Родительское собрание: показ презентации «Школа волшебства».
Домашнее задание на лето: провести опыт по выращиванию кристаллов соли;