МААМ-картинки

Кружок по лепке «Своими руками»

Зухра Асварова
Кружок по лепке «Своими руками»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель и задачи программы

Цель программы - всестороннее развитие детей раннего возраста посредством художественно-эстетического развития и изобразительной деятельности, а также развитие элементарных изобразительных умений и навыков.

Основные задачи:

1. Развитие элементарных изобразительных навыков в лепке и рисовании, формирование начальных знаний о цвете и форме предметов, свойствах красок, карандашах и пластических массах

2. Организация условий для детского экспериментирования с различными художественными

Публикация «Кружок по лепке „Своими руками“» размещена в разделах

материалами для создания простейшего художественного образа.

3. Ознакомление детей с различными средствами художественной выразительности (пятно, полоса,

точка, отпечаток).

Компоненты программы: программа состоит из пояснительной записки, где раскрыты ее цели и задачи, основное направление работы, а также тематического планирования. Приложение представлено подборкой обучающих карточек и планированием (с 1,5 до 3 лет).

В соответствии с ФГОС, программа направлена:

o на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующими возрасту видами деятельности;

o на обеспечение развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, охватывая определенные направления развития и образования детей: образовательную область «Художественно-эстетическое развитие»;

o на развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (в данной программе изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной);

o на сохранение и поддержку индивидуальности ребенка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;

o на содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром.

Принципы построения программы

На первый план в программе выдвигается самоценность развития творческого потенциала ребенка раннего возраста, основанная на комплексе мер всестороннего творческого и эстетического воздействия на сознание и эмоциональное состояние ребенка с целью обеспечения всестороннего полноценного его развития и творческих и интегративных качеств личности. Согласно ФГОС, программа построена на принципе гуманности, сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека, выделения личности ребенка как важнейшей ценности образования.

В программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей, а также четкие временные рамки усвоения материала. Но программа содержит ряд итоговых диагностических тестов, позволяющих определить степень усвояемости материалов программы, данные которых и служат отправной точкой для перехода к следующему этапу обучения.

При разработке программы были учтены требования ФГОС, а также основные цели и задачи примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой: «. правильно организованное обучение ведет за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых

друг от друга процесса, но при этом воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов (4]).

Программа построена на принципе интегративности, так как изучение предлагаемого материала основывается на связи с другими образовательными областями, такими как «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие». Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве и т. д.). Речевое развитие включает обогащение активного словаря; развитие связанной. правильной диалогической и монологической речи: развитие речевого творчества. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение моральных и нравственных ценностей: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Физическое развитие способствует правильному формированию опорно-двигательной системы организма, крупной и мелкой моторику рук. Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и направлено на формирование всесторонне развитой личности ребенка.

Структура программы

Поскольку развитие детей в возрасте от года до трех лет идет очень быстрыми темпами, и одни новообразования мгновенно сменяются другими, подача материала осуществляется в 3 этапа:

1. от 1 года до 1,5 лет;

2. от 1,5 до 2 лет;

3. от 2 до 3 лет.

Такое деление, на взгляд автора, позволяет более точно и равносильно по степе ни умственного и физического развития подобрать содержание образовательной деятельности в данном направлении, так как есть умения и навыки, непосильные для восприятия ребенком в год, но вполне понятные и реализуемые им в 1,5 года.

К году ребенок начинает осваивать все больше манипуляций с предметами: играет в мяч, собирает пирамидку, держит кружку и ложку. Что же мешает ему

10

вместе с ложкой освоить кисть и карандаш? Многие родители считают, что такие навыки слишком сложны для крохи, и упускают из вида правильность владения этими предметами. Поэтому чаще всего в детском саду ребенка приходится не учить правильно держать кисть, а переучивать. Годовалый малыш видит кисть и карандаш в первый раз и не знает, как правильно с ними обращаться, как правильно их держать. В этот момент роль взрослого особенно важна, ведь именно он покажет ребенку пример владения этими творческими орудиями. Зачем же тратить свои силы и силы ребенка на переучивание, если можно изначально все сделать правильно? Однако не нужно ждать, что ребенок уже на втором занятии будет правильно держать кисть или жесткую кисть-тычок, но начало уже положено, и результат не заставит себя долго ждать.

Также не стоит рассчитывать, что если в год вы дали ребенку кисти и краски, то в полтора он будет самостоятельно изображать законченные художественные полотна, насыщенные глубоким идейным смыслом. Возраст ребенка до двух лет в детской психологии считается доизобразительным периодом. Проще говоря, ребенок не может задумать и воплотить на бумаге какой-то определенный предмет или сюжет, так как ему на это пока недостаточно освоенных средств выразительности, да и такой сложный алгоритм, как задумать и нарисовать, ему тоже пока не-подвластен. Но это не значит, что ребенок не стремится к изобразительному творчеству: он рисует, смешивает цвета, экспериментирует со штампами, кистями, испытывает бумагу, достигая таким образом главной цели данного периода - он осознает силу выразительности цвета и своей причастности к процессу изображения. Также на примере работы с красками мы начинаем изучать названия основных цветов: желтый, красный, синий, зеленый, черный, белый. В соответствии с задачами, отведенными на первое полугодие обучения, этап будет называться ознакомительным.

Ознакомительный этап: ребенок знакомится с кистью, красками, восковыми карандашами, бумагой, водой при работе с краской (малыш иногда просто мочит лист кистью, чтобы понять ее свойства, цветным или кинетическим песком.

(И не надо бояться столь «заумных» материалов, вы ведь не запрещаете ребенку копаться в грязной песочнице на улице. А если он разок попробует кинетический песок на вкус, с ним ничего не случится, но лучше этого, конечно, не допускать.) К полуторогодовалому возрасту арсенал действенных возможностей ребенка возрастает. К знанию основных цветов прибавляются еще и основные геометрические формы (круг, треугольник, квадрат, куб, понятие величины (больше - меньше, выше

- ниже). Этому содействуют различные виды детских сортеров,

игрушек-вкладышей (матрешка). Ребенок уже уверенно производит манипуляции с кистью. Старайтесь приучать ребенка к правильной работе с материалами: сначала кисть нужно смочить в воде, затем набрать краску, в конце работы промыть кисть, совместно закрыть баночки, предлагая ребенку накрывать крышками

Задачи каждого этапа художественно-эстетического развития детей

От 1 года до 1, 5 лет:

o знакомство детей с художественными материалами: кисть, краски, карандаш, цветной песок

(кинетический); их свойствами, фактурами, применением;

o формирование умения правильно держать кисть и карандаш;

o демонстрация детям взаимосвязи их с окружающим и причастности к преображению окружающего

мира;

o развитие цветовосприятия;

o развитие знания основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный); o развитие мелкой моторики рук и координации движений.

От 1. 5 до 2 лет:

o закрепление и развитие навыков работы кистью;

o знакомство с понятиями «точка», «полоса», «круг» и способами их изображения

на бумаге;

o знакомство с различными средствами художественной выразительности (отпечаток, штамп) и

материалами, их создающими: тычки, фигурные штампы и валики, жатая бумага, губка;

o показ приемов и выразительных свойств пластических масс (пластилин, тесто, развитие навыков

ощипывания кусочков пластилина от общего куска, прикрепления их на шаблон согласно общей

композиции, формирование умения разминать пластилин в ладонях:

o закрепление осознания причастности к созданию художественных образов;

o закрепление знания основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный + голубой,

серый, розовый, оранжевый);

o развитие мелкой моторики рук и координации движений.

От 2 до 3 лет:

o закрепление и развитие навыков работы пластилином, кистью, умения правильно ее держать,

правильно использовать при выполнении того или иного задания

o развитие детского творчества: учить детей видеть целостность создаваемого художественного

образа, развивать творческую наблюдательность, в игровой форме создавать правильный эмоциональный фон занятия, создавать условия для самостоятельной творческой деятельности, формировать у детей интерес к коллективному творчеству;

o формирование умения выделять и называть основные формы предметов, уметь их вылепить (шар, колбаска, лента, лепешка, дощечка);

14

развитие мелкой моторики рук и координации движений

Материально-техническая база: в комплексе с рабочей программой и тематическим планированием были разработаны обучающие карточки для рисования и лепки, которые позволяют детям развивать навыки рисования, лепки, воображение и мелкую моторику. Подробное описание заданий к ним изложено в планировании в ряде конспектов.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Впервые нарисовать

• большое счастье для ребенка, и не важно, трехлетний

он или годовалый. Творчество даже доизобразительного периода приносит детям огромное удовольствие и массу положительных эмоций. Но если взрослому удастся внести в его изобразительную деятельность еще и образовательную направленность, развитие ребенка уже с ранних лет пойдет твердым и уверенным шагом, ведь познавательный интерес - главная сила его всестороннего развития.

Н. К. Крупская писала: «Очень рано ребенок начинает стремиться самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаш и бумагу, научить, как обращаться с этим материалом. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось» [2]. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей. Именно поэтому необходимо с ранних лет побуждать ребенка к познавательной и художественной деятельности. И роль взрослого в этом познавательном процессе отнюдь не второстепенная. Только направляя ребенка в его открытиях, сопровождая его в повседневной познавательной деятельности и, конечно же, постоянно оценивая результат детского труда, взрослый, находясь рядом, станет главным залогом детских успехов и правильного всестороннего развития

Программа «Рисуй со мной» содержит подробное описание методов и приемов ознакомления детей с азами изобразительной деятельности, начиная с возраста от 1 года. Уже в год ребенок начинает активно осваивать окружающую его реальность всеми доступными способами. Активность работы мозга, памяти, функции познавательного интереса ребенка работают на высоком уровне, что позволяет взрослым в полном объеме удовлетворять его потребность в новых знаниях и на. веках владения и применения новых для него предметов, превращая каждый день в новое открытие.

В год ребенок встает на ножки, укрепляется мелкая моторика рук, развивает ся память, усиливается цвето- и звуковосприятие, ребенок испытывает эмоциональную зависимость от предметов и явлений, окружающих его в повседневной жизни. В разных видах деятельности обогащается сенсорный опыт ребенка.

В процессе знакомства с предметами он слышит названия форм (кубик, кирпичик, шарик, одновременно воспринимая их (гладит предмет, обводит его по контуру, стучит, бросает и т. п., уточняя физические качества. При этом происходит и ознакомление с основными фигурами (квадрат, четырехугольник, круг, треугольник).

С помощью взрослого ребенок упражняется в установлении сходства и различий между предметами, имеющими одинаковые названия. Второй год жизни - период интенсивного формирования речи. Устанавливаются связи между предметом, действием и словами, их обозначающими. Благодаря этому можно организовать деятельность и поведение малышей, формировать и совершенствовать восприятие, составляющее в том числе основу сенсорного воспитания. Вот почему взрослому при работе с детьми необходимо уделять особое внимание именно речевому аспекту занятия: четко проговаривать названия форм и цветов, направлять речью поэтапные действия ребенка с предметом, проговаривать и анализировать свойства предмета, давая ребенку самому познакомиться с ними. Важным приобретением речи и мышления является формирующаяся на втором году жизни способность обобщения. Эта способность позволяет детям узнавать предметы, изображенные на картинке, объединять их в группы по общим признакам, выделять схожие свойства и признаки.

К трем годам в ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Иногда это проявляется и в возрасте двух лет: ребенок еще не владеет достаточным объемом изобразительных средств и приемов, но на вопрос «Что ты рисуешь?» уже может четко сформулировать свою задумку: «Киса», «Бибика». Совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки. К концу третьего года жизни у детей появляются задатки наглядно-образного

Положительное эмоциональное состояние ребенка при занятии творчеством - обязательное условие для развития способностей в художественно-эстетической деятельности. Эмоциональный интерес должен сочетаться с познавательным или предметно-практическим, который, трансформируясь через смыслы совместного взаимодействия со взрослым, формирует потребность в эстетических впечатлениях

Интеграция разных видов искусства и художественной деятельности в эстетическом развитии детей обеспечивает разностороннее воздействие на ребенка, способствует познанию предметов и явлений на основе восприятия действительности различными органами чувств и передачи образов воспринятого или созданного воображением ребенка в разных формах художественной деятельности с использованием специфических средств выразительности.

Но изобразительная деятельность только тогда может приобрести творческий характер, когда у детей развивается эстетическое восприятие, когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями, на что, в конечном счете, и направлено содержание программы. И нужно понимать, что и карандаш. Зная, что можно влезть в банку с краской руками, ребенок уже не хочет брать кисть, так как это сложно и неудобно для него. Работа кистью, а не пальцами несет в себе больше развивающих аспектов для ребенка: развивается координация движений рук, мышечная масса пальцев, в работу включается мышечная и зрительная память, развиваются навыки манипулирования предметом. Поэтому в данной программе не предусмотрены занятия пальчиковым рисованием.

Небольшое отступление. Многие методики и программы учат нас тому, что именно должен узнать ребенок только до трех лет. Например, ни в коем случае нельзя называть овал овалом, ну и, конечно же, говорить ребенку о том, что огурец овальной формы. Готова с этим поспорить. Ребенка нужно знакомить с реальной формой предмета тогда же, когда и с самим предметом. Если он может понять, что помидор круглый, почему же от него нужно скрывать, что огурец овальный? Эффективность данной разработки в том, что не нужно специально заучивать с ребенком понятия - достаточно просто называть вещи своими именами в процессе обучения. Тогда эти понятия сформируют у ребенка представление о природе вещей сами собой, а не в процессе скучного заучивания.

В представленной программе вы не найдете четких рекомендаций о том, что одни цвета ребенок должен узнать до двух лет, другие -- только после трех. Мы сами подчас лишаем детей возможности свободно мыслить и узнавать новое.

Если предмет розового цвета - он всегда будет розовым - и в год, в два и в три.

Никогда не называйте голубое синим, а салатовое зеленым. Лепка.

«Курочка клюет зернышки» Задачи:

o учить ребенка разминать кусок пластилина в руках;

o учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от целого куска; развивать мелкую моторику. Материалы: картинка с курочкой, набор пластилина.

Описание занятия

Образы домашних животных с раннего детства близки и понятны ребенку.

Сделайте для малыша сенсорные мешочки с разными крупами (манкой, гречкой, горохом, фасолью и т. п.). Дайте ему рассмотреть каждую из них, потрогать. От развития мелкой моторики в раннем возрасте зависит развитие сенсорной памяти, познавательной активности, а также всестороннее развитие малыша. Природные материалы очень полезны для ребенка - они экологичны, доступны в использо-вании, имеют богатый фактурный ряд. Малыши всегда с интересом играют с крупами и применяют их в своем творчестве. А кто больше всего любит зернышки?

Конечно, курочки!

Распечатайте ребенку на листе бумаги картинку с курочкой, рассмотрите ее вместе. Предложите ребенку накормить курочку зернышками. Дальше можно использовать два варианта занятия:

1. учим ребенка отщипывать маленькие кусочки пластилина и прикреплять их на лист;

2. учим отщипывать, прикреплять на лист и прикреплять сверху семечки.

Ориентируйтесь на усидчивость ребенка, его желание работать дальше. Курочка-наседка

Вышла к своим деткам.

Семечки несла,

По клювикам раздала.

Сначала пластилин нужно хорошенько погреть: «Давай погреем его в ладош-ках. А теперь попробуй пальчиками отщипнуть маленький кусочек от пластили-на. Это зернышко. Прилепляй зернышко к листочку. Покорми курочку зерныш-

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ

Рисование

«Рельсы - шпалы» (карандаш)

Задачи

учить детей рисовать прямые горизонтальные и короткие вертикальные линии;

o учить рисовать дым от паровоза, закручивая линию в спираль;

o закреплять знания основных цветов.

Материалы: шаблон с нарисованным паровозиком, черный карандаш, игрушечный поезд с рельсами. Описание занятия

Подвижные предметы всегда вызывают у малышей неподдельный восторг, особенно если с ними связана какая-нибудь игра. Все детки очень любят смотреть на поезда, которые едут по железной дороге, не говоря уже об огромном количестве мультиков, главным героем которых является паровозик. Поэтому и в рисовании дети с большой радостью откликаются на сюжет с поездом, а нам, взрослым, остается умело воспользоваться этим интересом в учебных целях

Рисование ровных прямых линий для ребенка 2-3 лет - очень непростая за-дача, отработка которой стоит на одном из первых мест в обучении рисованию в данном возрасте.

Покажите ребенку шаблон с паровозом, рассмотрите его внимательно, повторите с малышом его части («Где крыша? Где колеса? Где труба?»). Пусть ребенок пальчиком покажет все эти детали. Если он уже достаточно хорошо говорит, спросите, где едет поезд (по рельсам). Если малыш еще не знает этого понятия, приготовьте заранее игрушечный поезд с рельсами и рассмотрите его.

Предложите ребенку дорисовать рельсы на своем рисунке. Но вначале спроси-те его, где будут рельсы, пусть он покажет пальчиком. Покажите на своем рисунке, как мы будем проводить прямую линию от одного края листа к другому. Если ребенок теряется, начните вести первую «рельсу» вместе с ним. При работе можно использовать любимую детскую считалку: «Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы, ехал поезд запоздалый.» Покажите малышу, как нарисовать шпалы (короткие горизонтальные линии). Во время работы обязательно следите за положением карандаша в его руке - оно должно быть правильным

Публикации по теме:

«Аквариум» своими руками«Аквариум» своими руками Сегодня я расскажу как сделать аквариум своими руками и поселить туда счастливую рыбку. Существует много различных материалов, из которых.

Театр своими рукамиТеатр своими руками Игра - это естественный вид деятельности ребенка. Именно игра дает возможность приобрести новые знания об окружающем мире, расширить кругозор.

Фотоотчёт «Музыкальные инструменты своими руками и руками родителей»Фотоотчёт «Музыкальные инструменты своими руками и руками родителей» МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СВОИМИ РУКАМИ И РУКАМИ РОДИТЕЛЕЙ Родители принимают активное участие в жизни нашего детского сада. Во время.

Кружок «Чудеса своими руками» (фотоотчет)Кружок «Чудеса своими руками» (фотоотчет) Завершилась учебная деятельность, отшумели выпускные утренники. И немного грустно. Расставание всегда приводит к грусти. Но жизнь не стоит.

Кружок «Весёлая анималистика». Фотоотчет занятий по лепке и нетрадиционному рисованию в детском садуКружок «Весёлая анималистика». Фотоотчет занятий по лепке и нетрадиционному рисованию в детском саду . В прошлом году в младшей группе я вела кружок "Веселая математика", в этом году в средней группе " Веселая анималистика", т. е. рисование.

МК: новогодний шар своими рукамиМК: новогодний шар своими руками Здравствуйте, дорогие гости моего блога! Хочу представить вашему вниманию новогоднюю поделку, на создание которой уходит всего полчаса.

Подарки своими рукамиПодарки своими руками Наверное, ни в одной другой стране нет такого разнообразия праздников, как в нашей необъятной, удивительно щедрой России! Казалось бы,.

Счастье своими рукамиСчастье своими руками Млечный путь не заманишь в квартиру И не купишь ни звёзд, ни зари. Если хочешь владеть целым миром, Целый мир всем вокруг подари. (Из.

Тантамареска своими рукамиТантамареска своими руками Последовательность создания тантамарески: 1) Подбираем материал. Я выбрала древесноволокнистую плиту из строительного магазина. (ДВП, ДСП,.

Театр своими рукамиТеатр своими руками Театр-одно из самых популярных занятий с малышами в детском саду. В своей работе с детьми я успешно использую игры-театрализации, которые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кружок по лепке «Своими руками»
Опубликовано: 12 января 2024 в 10:37
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Кружок по лепке «Своими руками»» (включая файлы) размещена пользователем Зухра Асварова (УИ 3355159) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД