Гульбану Жусупова
Кружок «Обучай-ка» для детей младшего дошкольного возраста. Адаптация к детскому саду
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Автономное Дошкольное
Образовательное учреждение
Детский сад №88 города Тюмени
ПРОГРАММА
Дополнительного образования
Детей младшего дошкольного возраста
«Обучай ка!»
Исполнитель:
Жусупова
Гульбану
Сурагановна
Тюмень 2012г.
Пояснительная записка
В нашем современном мире в настоящее время широко обсуждаются проблемы адаптации ребенка к детскому саду.
Публикация «Кружок „Обучай-ка“ для детей младшего дошкольного возраста, Адаптация к детскому саду» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Для того, чтобы маленький человек с наименьшим ущербом для психологического и соматического здоровья мог войти в новый мир широкого общения со сверстниками и посторонними взрослыми – в группу, ребенку не обходимо большая помощь и поддержка в период адаптации к условиям ДОУ.
Приспособление малыша к новым условиям - процесс сложный, охватывающий многие стороны его жизнедеятельности. Существуют три наиболее существенные проблемы, с которыми малыш приходит из дома в детский сад.
Первая проблема - у детей, поступающих в детский сад, довольно низок уровень нервно-психического развития. Это связано как с особенностями воспитания в семье, так и с биологическими факторами (течение беременности, родов). Наибольшая задержка проявляется в навыках активной речи, что отрицательно влияет на дальнейшее становление маленького человека.
Вторая проблема связана с различными отклонениями в поведении детей. Она касается сна, аппетита малышей, гипервозбудимых или мало эмоциональных, детей с проявлениями страхов, энурезов, тиков. Наблюдения показывают, что большинство детей, поступающих в ДОУ, имеют подобные отклонения.
Эти две проблемы тесно переплетены с третьей проблемой адаптации детей к детскому учреждению.
Стрессовая ситуация вызывает защитную реакцию организма в виде отказа от сна, еды, общения с окружающими. Поэтому очень важно в этот ответственный период «как» педагог взаимодействует с ребенком, «как» организует взаимодействие детей друг с другом.
Программа психологического сопровождения предназначена для детей, впервые поступающих в детский сад.
Наша программа поможет установить контакт педагога с малышами, весело и познавательно организовать игровое пространство в группе, создать теплые и доверительные отношения между детьми.
Программа младшего дошкольного возраста «ОБУЧАЙ КА» рассчитана на учебный год и включает в себя следующую работу:
С детьми:
• Знакомство;
• Наблюдения;
• Диагностика развития;
• Занятия в группе;
• С родителями:
• Анкетирование;
• Консультирование;
Занятия с детьми младшего возраста носят игровой характер, однако имеют определенные цели и задачи:
• Помочь детям адаптироваться к условиям ДОУ;
• Способствовать эмоциональному, познавательному и творческому развитию детей;
• Формировать позитивное отношение каждого
ребенка к себе;
• Развивать эстетический вкус и мелкую моторику рук.
• Создать условия для самовыражения детей.
Показатели эффективности:
1. Дети чувствуют себя комфортно в группе, легко расстаются с родителями по утрам, с удовольствием посещают детский сад.
2. Дети проявляют внимание, сочувствие к сверстникам, отзываются на просьбу другого ребенка, помогают ему.
3. Дети охотно участвуют в совместной деятельности.
4. Дети свободно проявляют свои эмоции, пытаются творчески выразить себя.
5. У детей формируется адекватная самооценка, они пытаются реально оценивать свои возможности.
Программа рассчитана на учебный год (всего 72 часа в год, занятия проводятся 8 раз в месяц, продолжительность занятия составляет 15-20 минут (академический час).
Учебный план
№ п/п Разделы программы Количество часов
1. Игры, направленные на познавательное развитие, на развитие коммуникативных навыков.
12
2. Игры и упражнения на развитие общей и мелкой моторики, речевого дыхания
12
3. Коллективные работы
4
4. Релаксационные игры и упражнения
12
Всего часов: 72
Учебно-календарный план
№ п/п Разделы программы Сен-
тябрь Ок-
тябрь Но-
ябрь Де-
кабрь январь февраль март апрель май
1. Игры, направленные на познавательное развитие, на развитие коммуникативных навыков.
2 1 1 1 1 2 1 1 1
2. Игры и упражнения на развитие общей и мелкой моторики, речевого дыхания
1 1 1 1 2 1 1 1 1
3. Коллективные работы
0 1 0 1 0 0 1 0 1
4. Релаксационные игры и упражнения
1 1 2 1 1 1 1 2 1
Всего часов: 4 4 4 4 4 4 4 4 4
Учебно-тематический план
№ п/п Разделы программы и темы занятий Количество часов
1. Игры, направленные на познавательное развитие, на развитие коммуникативных навыков.
Знакомство детей друг с другом
Формирование доброжелательного отношения друг к другу, атмосферы принятия каждого
Сплочение детского коллектива
Развитие познавательных психических процессов
3
3
3
3
2. Игры и упражнения на развитие общей и мелкой моторики, речевого дыхания:
Пальчиковые гимнастики
Упражнения на развитие дыхания
Артикуляционная гимнастика
Игры на звукоподражание
3
3
4
2
3. Коллективные работы:
«Листопад»
«Падает снежок»
«Моя мама самая!»
«Нарисуй пятнышки на спинке»
1
1
1
1
4. Релаксационные игры и упражнения
«Учим детей методам релаксации»
«Снимаем напряжение»
6
6
Всего часов 40