Надежда Полянская
Кружковая работа «Веселая палитра»
▼ Скачать +Заказ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность: художественно-эстетическая
Уровень освоения программы: стартовый
Актуальность программы.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.
Публикация «Кружковая работа „Веселая палитра“» размещена в разделах
Адресат программы. Обучающиеся в возрасте 3-7 лет.
Объё м и срок освоения программы: 28 часов. Программа рассчитана на 3 месяца обучения.
Режим занятий: По 1 занятию 2 раза в неделю продолжительностью 20 минут.
Программа соответствует следующим нормативно-правовым актам:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации 4.09.2014г №1726-р);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельно-сти по дополнительным общеобразовательным программам»;
СанПиН 2.4.2.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устрой-ству, содержанию и организации режима работы образовательных учреждений дополнительного образования детей» от 04.07.2014г. №41;
Приказ министерства образования Саратовской области от 21.05.2019 № 1077 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополни-тельного образования в Саратовской области»;
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: развивать у детей художественно-творческие способности посредством нетрадиционных техник рисования. Формировать художественное мышление через различные способы рисования.
Задачи программы:
Развивающие:
• Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной дея-тельности;
• Создавать условия для освоения цветовой палитры. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков;
• Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
• Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;
• Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового;
Образовательные:
• Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;
• Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения;
Воспитательные:
• Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
• Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Дети будут знать:
- о разнообразии техник нетрадиционного рисования
- о свойствах и качествах различных материалов;
- о технике безопасности во время работы.
Дети будут уметь:
- планировать свою работу;
- договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
- анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей; - создавать индивидуальные работы;
- аккуратно и экономно использовать материалы.
- самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навы-ками нетрадиционной техники рисования и применять их;
- самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования;
- выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
- давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
- проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
№ Наименование разделов Количество занятий
1 Рисование пальчиками 2
2 Рисование ладошками 2
3 Рисование солью 2
4 Пластилинография 2
5 Рисование ватными палочками 2
6 Рисование «пухлыми» красками 2
7 Рисование крупой 2
8 Рисование мыльными пузырями 2
19 Печать бумажными втулками 2
10 Рисование пластиковой вилкой 2
11 Кляксография 2
12 Печать из овощей 2
13 Рисование манкой 2
14 Печать из ниток 2
Итого: 28
Принципы программы.
Системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;
наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;
цикличность построения занятия – занятия составлены на основе предыдущего занятия;
доступность - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);
проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблем-ных ситуаций;
развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.
Подходы и методы результативности программы:
• Систематические занятия.
• Игры, игровые приемы.
• Беседы, работа с наглядным материалом.
• Практические упражнения для отработки необходимых навыков.
• Чтение и заучивание художественной литературы.
• Рассматривание репродукций картин.
• Организация и оформление выставок детских работ.
• Индивидуальная работа.
Содержание учебно-тематического плана
№ Тема Основное содержание Основные формы работы Средства обуче-ния и воспитания Форма подведения итогов
1. Рисование пальчиками
1. «Чудо-терем» Формировать умение изображать сказочный теремок, в технике «рисование пальчиками» развивать интерес к изобразительной деятельности, уме-ние самостоятельно выбирать цвет, побуждать детей вносить в рисунок дополнения, обогащающие его со-держание, воспитывать чувство уве-ренности при выполнении рисунка.
Создать при помощи паль-чиков сказочное изображение терема. Листы бумаги с трафаретным изображением терема, пальчиковые крас-ки, гуашь, влажные салфетки. Выбор лучших работ путем голо-сования ( крите-рии оценки: яр-кость изображения).
2. «Радуга» Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования. Способствовать формированию у детей чувства прекрасного. Формировать знания детей о семи цветах радуги.
Дать элементарные сведения о цвето-вой гамме. Рисование пальчика-ми (примакивание) после-довательные дугообразные полосы (радуга) Листы бумаги, пальчиковые крас-ки, влажные сал-фетки.
Выбор лучших работ путем голо-сования ( крите-рии оценки: ак-куратность выполнения работы)
2. Рисование ладошками
3. «Белые лебеди» Познакомить детей с новой техникой рисования;
показать детям возможность получения изображения без использования кисти;
развивать творческое мышление и воображение;
вызывать эмоциональный отклик на новый способ рисования. Учить изо-бражать при помощи ладошки лебедь Из отпечатка руки на тоно-вой бумаге (белой кра-кой,создать изображение лебедя.
Тоновая бумага (голубая, гуашь, влажные салфетки.
Выставка работ и беседа по ним.
4. «Подводный мир» Продолжать развивать навыки де-тей нетрадиционной техникой рисо-вания - отпечаток ладош-кой, рисование пальчиками, развивать моторику рук, прививать любовь к морским животным.
-развивать и расширять интерес детей к экперементированию. Принимать активное, заинтересованное участие в образовательном процессе.
Из отпечатка руки на тоно-вой бумаге, создать изо-бражение рыбок.
Тоновая бумага (голубая, гуашь, влажные салфетки.
Выбор лучших работ путем голо-сования ( крите-рии оценки: ре-альность изобра-жения).
3. Рисование солью
5. «Красочное превра-щение» Познакомить дошкольников с нетра-диционной техникой изображения (солью)
Познакомить с приготовлением к ри-сованию цветной соли.
- развитие мелкой моторики;
- продолжать учить детей работать с красками;
- развивать творческое воображение, мышление, фантазию; Изготовление цветной со-ли для рисования. Поваренная соль, целлофановый па-кет, гуашь. Наблюдение
6. «Цветик - семицве-тик» Воспитывать интерес к, изобрази-тельной, деятельности, необычным способом. Развивать познавательную активность и эстетическую воспри-имчивость.
Учить передавать в художественной деятельности, с использованием не-традиционного материала, красоту.
Развивать любознательность, позна-вательный интерес ребенка в процес-се экспериментирования. Закрасить при помощи цветной соли и клея изо-бражение цветка. Листы бумаги с трафаретным изо-бражением «Цве-тика – семицвети-ка», клей ПВА, клеевые кисти, салфетки, цветная соль. Выставка работ.
4. «Пластилинография»
7. «Цветочная фантазия» Развитие творческих способностей детей, творческого воображения, мышления. Воспитание интереса к творчеству в целом и к нетрадицион-ным видам творчества. Формировать умение размазывать пальцем пласти-лин по всему рисунку, скатывать из пластилина жгутики и выкладывать из них лепестки.
Развивать мелкую моторику пальцев рук; чувство формы; Воспитывать интерес к природе, поддерживать стремление детей видеть в окружаю-щем мире красивые предметы и явле-ния.
Заполнить изображение цветка при помощи скаты-вания жгутиков и растяги-вания их. Листы картона то-нового с трафарет-ным изображением цветка, пластилин, салфетки, доска для лепки. Обсуждение ра-бот.
8. «Рыбка» Уточнить и расширить знания детей о подводном мире, о многообразии их обитателей. Учить создавать вырази-тельный и интересный сюжет, ис-пользуя нетрадиционную технику исполнения работы - рисование пластилином. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Развивать детское творчество Заполнить изображение рыбки при помощи скаты-вания жгутиков, комочков. Листы картона то-нового с трафарет-ным изображением рыбки, доска для лепки, пластилин, салфетки. Сюжетная игра.
5. Рисование ватными палочками
9. «Веселая бабочка» Развитие творческих способностей детей через знакомство с техникой рисования ватными палочками.
- овладеть техникой рисования ват-ными палочками;
- развить мелкую моторику, творче-ское начало, воображение, фантазию
- воспитать аккуратность, трудолю-бие, собранность при выполнении приемов работы. Закрасить контурное изо-бражение бабочки при по-мощи ватных палочек (тычками) Листы бумаги с трафаретным изо-бражением бабоч-ки, гуашь, ватные палочки, баночки с водой, салфетки. Игра.
10. «Ветка сирени» Учить рисовать ветку сирени, переда-вая образ предмета, характерные осо-бенности- пышные соцветия, приме-няя ватные палочки.
Продолжать учить располагать ри-сунок в центре по всей поверхности листа. Учить получать дополнитель-ные цвета на палитре, аккуратно, ста-рательно рисовать сирень.
При помощи ватных пало-чек создать изображение ветки сирени. Листы бумаги, гу-ашь синяя, фиоле-товая, голубая, ко-ричневая, зеленая, ватные палочки, кисти, вода в ста-канчиках, влажные салфетки. Выбор лучших работ путем голо-сования ( крите-рии оценки: ре-альность изобра-жения).
6. Рисование «пухлыми» красками
11. «Веселый мяч» Познакомить детей с новой нетради-ционной техникой рисования. Разви-вать творческое мышление и вообра-жение;
вызывать эмоциональный отклик на новый способ рисования. Показать способ приготовления «пухлых» кра-сок. Показать детям приготов-ление краски. Нарисовать мяч приготовленными красками. Листы бумаги, «пухлые» краски, салфетки, пласти-ковые ложечки. Игра.
12 «Сочный арбуз» Продолжать знакомить детей с рисо-ванием «пухлыми» красками, разви-вать мелкую моторику;
- продолжать учить детей работать с красками;
- развивать творческое воображение, мышление, фантазию; Раскрасить изображение арбузаю Листы бумаги, «пухлые» краски, салфетки, кисти Беседа.
7. Рисование крупой
13. «Вкусные каши» Продолжать знакомить детей с нетра-диционной техникой рисования с по-мощью пшённой и рисовой крупы;
- Развитие мелкой моторики;
- Развивать творческое воображение, мышление, фантазию;
-- Формировать знания о здоровом питании, о пользе каши в рационе детского питания.
- Закрепить умение соотносить суще-ствительные с прилагательными.
- Воспитывать положительное отно-шение детей к здоровому питанию.
Детям предлагается гото-вая форма в виде тарелки с полями. На этих полях де-ти рисуют узоры. Затем, в вверху тарелки, дети при-клеивают пшено и рис. Альбомный лист с готовым контуром тарелки, влажные салфетки, кисточ-ки, клей ПВА, пшённая и рисовая крупа в мисочках. Игра
14. «Вини Пух» познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования с помощью пше-на и гречки.
- Развивать творческое воображение, мышление, фантазию;
- воспитывать интерес к творчеству;
- воспитывать интерес к изобрази-тельному творчеству, желание узна-вать новое;
- воспитывать аккуратность, эстетич-ность.
Детям предлагается гото-вое изображении мультяш-ного героя, которое необ-ходимо заполнить крупой (кофта гречкой, туловище пшеном) Альбомный лист с готовым контуром Вини Пуха, влаж-ные салфетки, кис-точки, клей ПВА, пшённая и гречне-вая крупа в мисоч-ках. Выставка
8. Рисование мыльными пузырями
15. «Радужное лето» Познакомить детей с новым способом рисования мыльными пузырями. Раз-вивать воображение, фантазию;
- Поощрять детское творчество, ини-циативу;
- Формировать умение находить в своем необычном рисунке художест-венный образ, дополнять его нужны-ми деталями.
- Развивать ассоциативное воображе-ние детей, цветовосприятие.
- Поощрять детское творчество, ини-циативу
Детям предлагается баноч-ки с цветным мыльным раствором и коктельные трубочки при помощи ко-торых они будут образо-вывать мыльные пузыри. Альбомные листы, гуашь, стаканчики с водой, кисти, ем-кости для мыльных пузырей, вода, дет-ское жидкое мыло, коктейльные тру-бочки, одноразовые стаканчики, Игра
16 «Необычный букет» Познакомить детей с процессом изго-товления мыльных пузырей с целью применения полученных знаний в продуктивной деятельности. Учить детей рисовать мыльными пузырями
Развивать воображение, фантазию, творческие способности;
Развивать умение ориентироваться на листе бумаги;
Активизировать коммуникативные умения и навыки детей, способство-вать развитию диалогической речи, продолжать формировать умение от-вечать на вопросы; Детям предлагается баноч-ки с цветным мыльным раствором и коктельные трубочки при помощи ко-торых они будут образо-вывать мыльные пузыри. Альбомные листы, гуашь, стаканчики с водой, кисти, ем-кости для мыльных пузырей, вода, дет-ское жидкое мыло, коктейльные тру-бочки, одноразовые стаканчики, Выбор лучших работ путем голо-сования
9. Печать бумажными втулками
17. «Одуванчик» Познакомить детей с нетрадиционным способом рисова-ния, при помощи втулки.
-Повторить знания детей об одуванчиках, строение и характер-ные особенности;
- развивать интерес и жела-ние рисовать нетрадиционным спосо-бом;
- воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
При помощи разрезанной втулки, способом прима-кивания дети будут делать отпечатки на листе бумаги. Образец рисунка, иллюстрации с одуванчиками, белая бумага, гу-ашь желтого цвета на одноразовой та-релке и гуашь зе-лёного цвета, кисть, втулка не-проливайка с во-дой. Выбор лучших работ путем голо-сования
18. «Салют» Продолжать знакомить детей с не-традиционным способом рисования.
- развивать творческие способности дошкольников, художественный вкус, чувство композиции,
- развивать воображение, пространст-венное мышление, мелкую моторику руки,
- воспитывать чувство гордости, лю-бовь к родине,
- углубить представление о цвете желтый, синий, красный, зеленый и об их оттенках
При помощи разрезанной втулки, способом прима-кивания дети будут делать отпечатки на листе бумаги. Образец рисунка, тоновая бумага, гуашь на однора-зовой тарелке кисть, втулка не-проливайка с во-дой. Игра
10. Рисование пластиковой вилкой
19. «Веточка ели» Познакомить детей с новой техни-кой творческой деятельности – рисование вилкой.
Обучение детей методам и приёмам нестандартной технике рисования. Развитие творческого мышления и воображения при создании рисун-ка нетрадиционным методом. Воспи-тание аккуратности, самостоятельно-сти, внимательности при работе с гу-ашью и вилкой.
Детям предлагается при помощи вилки нарисовать иголки у ели. Гуашевые краски; кисточки разной степени жесткости; альбомная бумага; бумажные салфет-ки; стакан с водой; палитра.
Беседа
20. «Необычный букет» Совершенствование навыка рисова-ния разными инструментами и мате-риалами; расширение представления об изобразительных приемах; разви-тие творческих способностей, приви-тие интереса к изобразительному ис-кусству и познанию окружающего мира; закрепление представлений о колерах и художественной компози-ции, совершенствование плоскостной ориентации;
развитие воображения, образного мышления, художественного воспри-ятия, эстетического вкуса;
При помощи примакива-ния вилки на лист бумаги, дети должны дорисовать букет цветов Гуашевые краски; кисточки разной степени жесткости; альбомная бумага; бумажные салфет-ки; стакан с водой; палитра.
Обсуждение ра-бот
11. Кляксография
21. «Дождик» Познакомить детей с нетрадиционной художественной техникой кляксографии. Формировать умение передавать цветовую гамму.
Развивать творческое мышление де-тей путем проблемных ситуаций, лю-бознательность, воображение. Разви-вать цветовосприятие, чувство композиции.
Воспитывать аккуратность. Вызвать желание детей передавать свои впе-чатления от восприятия предметов в изо- деятельности, подводить их к осознанию выразительного образа.
Детям предлагается вдуть из капли синей краски об-лака с дождем. трубочки для кок-тейля;
- листы бумаги формата А4;
- разведенная гу-ашь разных цветов;
- ложечки;
- стакан непроли-вайка с водой;
- салфетка (на каж-дого ребенка).
Игра
22. «Необычная прическа» Продолжать знакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования кляксография;
- развивать у детей образное мышле-ние, воображение, фантазию;
- активизировать словарный запас;
- вызвать интерес к творческой дея-тельности;
- воспитывать аккуратность в рисова-нии красками. При помощи коктельной трубочки и капли краски создать прическу, предва-рительно нарисованному лицу на листе. альбомные листы;
- гуашь;
- пипетка или не-большой шприц без иголки;
- трубочка для на-питков или корпус шариковой ручки;
- вода в баночке;
- влажная тряпочка - вытирать руки, если запачкаются;
- кусочки губки или смятый кусо-чек бумаги Выбор лучших работ путем голо-сования
12. Печать из овощей
23. «Веселые бабочки» Познакомить детей с вариантами ис-пользования нетрадиционных техник рисования (отпечатками штампов и ватных палочек);
- развивать воображение, творческую инициативу и мелкую моторику рук;
- формировать интерес к занятиям по изодеятельности;
- формировать элементарные эколо-гические представления;
- вызвать эмоциональный отклик, же-лание запечатлеть красоту природы, оставив её нетронутой;
- воспитывать любовь к природе;
- воспитывать самостоятельность и аккуратность при выполнении рабо-ты. При помощи штампов и палочек изобразить бабо-чек на лугу. цветной лист бума-ги для принтера формата А4
гуашь
ватные палочки
ножницы
туба от туалетной бумаги
морковка
столовый нож
линейка
фломастер чёрного цвета
художественная кисть
баночка для воды
небольшая ёмкость для разведения краски Выбор лучших работ путем голо-сования
24. «Морские волны» Познакомить детей с вариантами ис-пользования нетрадиционных техник рисования
- развивать воображение, творческую инициативу и мелкую моторику рук;
- формировать интерес к занятиям по изодеятельности;
- формировать элементарные эколо-гические представления;
- вызвать эмоциональный отклик, же-лание запечатлеть красоту природы, оставив её нетронутой;
- воспитывать любовь к природе;
- воспитывать самостоятельность и аккуратность при выполнении рабо-ты. При помощи штампа из картофеля дети изобража-ют волны. цветной лист бума-ги для принтера формата А4
гуашь
художественная кисть
баночка для воды
небольшая ёмкость для разведения краски
картофель Игра
13. Рисование манкой
25. «Волшебный завиток» Развитие навыка работы с разными художественными принадлежностя-ми;
расширение представления о свойст-вах манной крупы как материала для творчества;
воспитание любознательности, инте-реса к изобразительному искусству, привитие желания заниматься творче-ством;
развитие воображения, образного мышления;
улучшение мелкой моторики, рече-вых навыков;
познание окружающего мира.
При помощи клея дети ри-сую завиток и обсыпают его манкой Листы бумаги с трафаретным изо-бражением, клей ПВА, клеевые кис-ти, салфетки, ман-ка. Беседа
26. «Смайлик» Развитие навыка работы с разными художественными принадлежностя-ми;
расширение представления о свойст-вах манной крупы как материала для творчества;
воспитание любознательности, инте-реса к изобразительному искусству, привитие желания заниматься творче-ством;
развитие воображения, образного мышления;
улучшение мелкой моторики, рече-вых навыков;
познание окружающего мира.
При помощи клея дети ри-суют смайлик и обсыпают его манкой Листы бумаги, клей ПВА, клеевые кисти, салфетки, цветная манка. Выбор лучших работ путем голо-сования
14. Печать из ниток
27. «Дорожка» Развитие творческого потенциала;
формирование гармоничной лично-сти;
тренировка мелкой моторики при подготовке к школе;
улучшение концентрации внимания на определенной деятельности;
развитие абстрактного мышления;
вызов позитивных эмоций.
При помощи штампа дети изображают дорожку брусок из пенопла-ста или дерева;
пластилин в виде квадрата;
картон с плотной основой;
толстую шерстя-ную пряжу;
кисточка
Игра
28. «Дом» Развитие творческого потенциала;
формирование гармоничной лично-сти;
тренировка мелкой моторики при подготовке к школе;
улучшение концентрации внимания на определенной деятельности;
развитие абстрактного мышления;
вызов позитивных эмоций. При помощи штампа дети изображают кирпичи на доме изображенный на листе. брусок из пенопла-ста или дерева;
пластилин в виде квадрата;
картон с плотной основой;
толстую шерстя-ную пряжу;
кисточка Выбор лучших работ путем голо-сования