Ольга Шишелова
Кружковая работа в старшей группе «Мозаика вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Шишелова Ольга Владимировна
Воспитатель МБДОУ Центр развития – «Детский сад №59 «Цыплята» г. Северодвинска Архангельской области.
МОЗАИКА ВОКРУГ НАС.
Наблюдая за малышом, складывающим мозаики, кажется, что это так просто: сиди себе втыкай фишки. Так пустое занятие, помогающее убить время. Однако за внешней простотой и доступностью скрывается сложная, тонкая, многогранная деятельность, во многом способствующая раскрытию творческого видения.
Что такое мозаика?
Публикация «Кружковая работа в старшей группе „Мозаика вокруг нас“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Мозаика - это картина, собранная из кусочков различных материалов: стекла, смальты, камушек ракушек, бусинок, бумаги и много другого….
Процесс изотворчества в нетрадиционной технике мозаики очень интересен и полезен для детей:
- развивается мелкая моторика рук, образное мышление, воображение.
- мозаика развивает художественный вкус ребёнка, позволяет проявить ему творческую активность и служит особым средством познания мира.
- создавая изображение с помощью мозаики, у ребёнка развивается целеполагание
и целенаправленная деятельность, волевая регуляция поведения (произвольность).
- так же занятия по изготовлению мозаики напрямую связаны с сенсорикой и математикой, т. к. они позволяют закрепить знания о форме предмета и разнообразии форм, дети знакомятся с новыми свойствами материалов в тактильном ощущении. Закрепляются знания об основных цветах, и идет знакомство с новыми оттенками.
Итак, мозаики – вещь крайне необходимая для малыша. Существующее сегодня многообразие мозаик позволяет использовать их с самых ранних лет жизни ребёнка - с 1 – 2 лет.
К сожалению, в настоящее время экономическое положение в стране, не даёт возможности многим родителям приобрести качественные материалы для изодеятельности малышей дома, фабричные игры – мозаики, поэтому, необходимо научить детей пользоваться подручными средствами (нетрадиционными способами) для отображения своих представлений об окружающем мире. Дать детям понятие, что «мозаика находится вокруг нас» - находи, придумывай и твори!
Мне бы хотелось поделиться своим опытом работы с детьми 4 -5 лет с использованием нетрадиционных способов мозаики. Работа состояла из 4 этапов.
1 ЭТАП – ознакомление с новым способом рисования - РИСОВАННАЯ МОЗАИКА.
1. Познакомить с новым нетрадиционным способом рисования - РИСОВАННАЯ МОЗАИКА.
2. Совершенствовать умение правильно держать кисточку при рисовании, учить рисовать точки кончиком кисти.
3. Учить рисовать мозаику ватными палочками, закреплять умение легко прикасаться тампончиками к бумаге.
4. Учить рисовать мозаику при помощи печатки, закреплять умение оставлять на бумаге чёткие оттиски квадратиков.
5. Продолжать знакомить с цветом и расположением в пространстве.
6. Учить детей при рисовании мозаики оставлять между деталями маленькое расстояние, следить, чтобы детали не накладывались друг на друга.
7. Развивать эстетическое восприятие, расширять знания об окружающей действительности.
Всего на этом этапе мы провели 4 занятия. Темы занятий: «Бабочки», «Фрукты», «Красивый узор», «Красивая картина» - итоговое (коллективная работа)
Занятие «Фрукты» (рисование ватными палочками) 1ЭТАП
Занятие на тему: «Фрукты» (рисование ватными палочками) 1 ЭТАП
Занятие на тему «Красивый узор» (рисование печаткой) 1 ЭТАП
Коллективная работа «Солнышко» .Использованы техники: ватные палочки, кисть, печатка. 1 ЭТАП
Вот такие работы получились. 1 ЭТАП
2 ЭТАП–БУМАЖНАЯ МОЗАИКА.
1. Познакомить детей с новым способом в технике мозаики – БУМАЖНАЯ МОЗАИКА.
2. Учить располагать мелкие детали (квадратики, треугольники) сначала по контуру рисунка, а затем в серединке; закреплять умение не выходить за контур рисунка.
3. Развивать у детей мелкую моторику рук
4. Совершенствовать умение работать с клеёнкой, клеем, клеевой кистью, тряпочкой для примакивания.
5. Учить детей при выкладывании мозаики оставлять между деталями расстояние, следить, чтобы детали не накладывались друг на друга.
6. Познакомить детей со способом бумажной мозаики – РВАНАЯ МОЗАИКА.
7. Учить обрывать маленькие кусочки от большого листа.
8. Закреплять аккуратность в работе.
На 2 этапе мы провели 4 занятия на темы: «Цветы в вазе», «Весёлые зверята», «Озорные облака», «Зимняя картина» - итоговое.
Занятие «Весёлые зверята» 2 ЭТАП
Занятие «Цветы в вазе» 2 ЭТАП
Занятие «Озорные облака» (рваная мозаика) 2 ЭТАП
Коллективная работа «Зимняя картина»
Работы детей в технике бумажной мозаики.
3 ЭТАП – знакомство с МОЗАИКОЙ ИЗ ПЛАСТИКА
1. Познакомить детей с новой нетрадиционной техникой - МОЗАИКА ИЗ ПЛАСТИКА.
2. Учить составлять рисунок на пластилине из мелких разноцветных пластинок сначала по контуру, а затем в серединке.
3. Развивать задатки творчества, фантазию.
4. Закреплять умение правильно выкладывать мозаику, следить, чтобы детали не накладывались друг на друга.
5. Помочь детям поверить в собственные силы, снять недоверие к своей руке.
6. Вызывать радость от полученных результатов.
На третьем этапе провели 3 занятия на темы: «Военная техника», «Домашние животные», «Ёлочка»
Занятие «Домашние животные» 3ЭТАП
Занятие на тему «Военная техника»
Занятие «Ёлочка» 3 ЭТАП
Занятие «Домашние животные» 3ЭТАП
Работы детей в технике мозаика из пластика
4 ЭТАП – МОЗАИКА ИЗ БУСИНОК
1. Познакомить детей с новой техникой – МОЗАИКА ИЗ БУСИНОК.
2. Закреплять умение правильно выкладывать мозаику, следить, чтобы детали не накладывались друг на друга.
3. Учить детей усидчивости, доводить начатое дело до конца.
4. Развивать эстетическое восприятие, знания об окружающей действительности.
5. Осваивать цветовую палитру.
На этом этапе провели 3 занятия на темы: «Что я видел на улице», «Насекомые», «Деревья»
Занятие «Насекомые» 4 ЭТАП
Занятие на тему «Насекомые»
Занятия на тему «Что я видел на улице»
И так, методические приёмы,используемые на данных занятиях, были нацелены на развитие у детей инициативы и самостоятельности в реализации замысла, нахождении изобразительных средств, в выборе материала. Для эмоционального воздействия на ребёнка мы часто обращались к художественному слову и музыке.
Готовясь к занятиям, мы особенно тщательно продумывали методику ознакомления с наглядным материалом (что в какой последовательности показать, на что обратить особое внимание детей, какие задать вопросы). Мы всячески поощряли самостоятельный подход к решению темы, смелость в поисках новых форм и средств выражения образа, проявления фантазии.
Таким образом, занятия по ознакомлению с нетрадиционными способами мозаики принесли положительные результаты. Дети перестали бояться сложностей, их работы стали интересными, яркими, красочными. И самое главное достижение – устойчивый интерес к изотворчеству, перенос знаний и умений в самостоятельную художественную деятельность. Всё это оказывает неоценимую пользу в разностороннем воспитании творческой личности.
В дальнейшем планируем продолжить работу, изучая такие нетрадиционные способы мозаики как: мозаика из гофрированной бумаги, лоскутная мозаика, мозаика из песка, мозаика из опилок и мозаика из яичной скорлупы.