Эльвира Музяева
Круглый стол для педагогов ДОУ «Эмоциональная готовность к общению с окружающим миром»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Эмоциональная готовность к общению с окружающим миром»
Автор: Музяева Эльвира Равилевна, воспитатель 1 квалификационной
категории МБДОУ Детский сад «Снежинка».
Цель. Показать важность эмоциональной готовности детей к общению с окружающим миром.
Задачи:
1. Установить эмоциональный контакт между всеми участниками;
2. Дать определение понятия эмоции;
3. Научить понимать эмоциональное состояние детей;
Публикация «Круглый стол для педагогов ДОУ „Эмоциональная готовность к общению с окружающим миром“» размещена в разделах
- Круглый стол для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции, эмоциональное напряжение. Профилактика, тренинги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2014
4. Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по применению игровых технологий.
Оснащение:
Музыка, мячик, альбомные листы, фломастеры, памятки, шары, калейдоскоп эмоций.
Ход
Вступительное слово.
Слайд 1
(Музыка)
- Добрый день, уважаемые педагоги!
- Начать нашу встречу мне хотелось бы со знакомства. А чтобы мы получше познакомились друг с другом, давайте поиграем. Тот, у кого в руках мяч, называет свое имя и прилагательное на первую букву своего имени, которое бы его положительно характеризовало во взаимодействии с другими людьми. Например, НАТАЛЬЯ – НАСТОЙЧИВАЯ, Марина – миролюбивая и т. д.
(знакомство-приветствие)
-Что вы испытывали во время знакомства, приветствия? (ответы).
-Радость, интерес, восторг, а как это можно назвать одним словом?
(ответы).
Основная часть
Сразу возникает вопрос: Что такое эмоции? (ответы).
Слайд 2
-Правильно, все чувства, переживания можно назвать одним словом – эмоции.
Педагог-психолог Степаненко Наталия Михайловна дала определение:
«Эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, од-новременно познавая его». Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка».
Слайд 3
Все люди – существа эмоциональные. Но дети, в меру и жизненного опыта, способны более ярко демонстрировать собственные эмоции. Плач, смех, крик, визг, истерики, «надутое» личико, «сияющие» глаза и многое другое — все это проявления эмоций. Благодаря этому, мы видим отношение детей к окружающему миру, событиям, людям, поскольку они привыкли не скрывать своих эмоций. Психологической наукой доказано, что у ребенка в возрасте 3-7 лет происходят качественные изменения в сфере эмоций, преобразуются взгляды на мир и отношения с окружающими. Малыши, например, живо и непосредственно реагируют на все происходящее. Старшие дошкольники со временем начинают осознавать и контролировать свои чувства, являющиеся своеобразным индикатором наиболее значимых потребностей.
-Как вы считаете, какие технологии можно использовать для развития положительных эмоций у детей? (ответы).
Слайд 4
В своей работе я использую такие технологии, как:
- здоровьесберегающие;
- игровые;
- личностно-ориентированные;
- информационно-коммуникационные.
Наши дети познают мир через яркие образы, конкретно и наглядно. А многие свойства обычных на взгляд взрослого вещей, которые давно для него стали привычны и понятны, на маленького человечка могут произвести самое неожиданное впечатление.
- Так как же можно повлиять на развитие эмоций у детей? (ответы).
Самый лучший способ – это игры. Поэтому хочу обратить ваше внимание на игровые технологии. Но сначала хотелось бы вспомнить, какие эмоции мы знаем. Вы все знакомы с игрой «Угадай-ка!» и я хочу с вами в эту игру поиграть.
Мои глаза слегка прищурены.
Уголки рта слегка приподняты.
Я смеюсь.
Я ….
(Радость) Слайд 5
Глаза слегка сужены.
Уголки рта опущены.
Я плачу.
Я ….
(Грусть) Слайд 6
Мои брови нахмурены и сдвинуты.
Зубы стиснуты.
Губы плотно сжаты.
Ноздри расширены и дрожат.
Я сжимаю кулаки.
Я хочу ударить.
Я ….
(Злость) Слайд 7
Мои брови приподняты.
Рот слегка приоткрыт, округлён.
Глаза широко раскрыты.
Я восклицаю: «О-о-о!» или «Ах!»
Я ….
(Удивление) Слайд 8
Мои брови приподняты и слегка сведены к переносице.
Глаза очень широко открыты.
Я хочу защититься, спрятаться, убежать.
Я….
(Страх) Слайд 9
Когда мне интересно, я сосредотачиваюсь.
Я смотрю внимательно на предмет.
Мои брови слегка сведены.
Я….
(Интерес) Слайд 10
Я опускаю и отворачиваю голову в сторону.
Я прячу глаза.
У меня краснеет лицо, уши.
Я испытываю …
(Стыд) Слайд 11
-Все эмоции можно разделить эмоции на две группы.
-На какие? (положительные и отрицательные).
Слайд 12
-Мы предлагаем вам игры для развития эмоциональной сферы детей.
-Я вам раздам картинки, вы в паре попробуйте самостоятельно составить небольшой рассказ об эмоциональном состоянии детей.
1. Игра «Что случилось?»
Слайд 13.
Цель: учить детей распознавать различные эмоциональные состояния, развивать эмпатию.
Педагог раздает портреты детей с различными выражениями эмоциональных состояний, чувств. Участники игры в парах придумывают причину, по которой оно возникло: «Однажды я очень сильно,» потому что…», второй участник продолжает «Однажды я очень сильно обиделся, потому что мой друг….»
2. Игра «Угадай героя!»
Слайд 14
Цель: развивать способность распознавать различные эмоции.
При общении очень важно уметь определять, какие эмоции испытывает человек в данный момент. Сейчас мы узнаем, можете ли вы это делать, а для этого заглянём в волшебный теремок, в котором живут герои разных сказок. Слайд 15.
Посмотрите на это окно. Какое лицо на нем нарисовано? Какой герой живёт в домике?
(Ответы)
- Правильно! Молодцы, вы хорошо умеете определять эмоциональное состояние других.
3. Игра «Создание рисунка по кругу»
Слайд 16
Цель: создание в группе благоприятного микроклимата.
Содержание игры: У каждого участника лист бумаги и карандаш или ручка. За одну минуту все что-нибудь рисуют на своих листах. Далее передают лист соседу справа, а получают лист от соседа слева. Дорисовывают что-нибудь за одну минуту и опять передают лист соседу справа. Игра идет пока лист не вернётся к хозяину. Затем все рассматривают и обсуждают. Можно устроить выставку.
3. Игра «Ролевая гимнастика».
Слайд 17
Цель: Учить раскованному поведению, развивать актёрские способности, помогать почувствовать состояние другого существа.
Содержание игры: подобрать короткие и хорошо известные детям
стихотворения.
Предложить рассказать стихотворение:
1. Очень быстро, «с пулемётной скоростью».
2. Шепотом.
4. Очень медленно, «со скоростью черепахи».
Пройти по кругу как : голодный волк, младенец, старичок, хитрая лисичка…
Попрыгать, как: кузнечик, лягушка, трусливый зайчик…
Нахмуриться, как: рассерженная мама, осенняя туча, разъярённый лев, …
Рассмеяться, как: добрая волшебница, злая волшебница, маленький
ребёнок, старичок, великан, мышка, …
Слайд 18
Релаксация.
Игра “Волшебные шары”.
Участникам предлагаются воздушные шары разнообразной формы. Каждый участник выбирает себе шар и схематически изображает на нём свое эмоциональное состояние, которое получили от мастер-класса.
Слайд 19
Используемая литература
1. Социально-эмоциональное развитие дошкольников/ Под ред. Н. В. Микляевой. -Москва:ТЦ Сфера, 2013 год. (Конструктор образовательной программы).
2. Лаборатория педагогического мастерства : мастер классы, проекты, семинар-практикум/авт. -сост. В. Е. Лампан и др. – Волгоград: Учитель, 2013 год.
3. Интернет-ресурсы: www.polanka-sov.ucoz.ru; www.nsportal.ru;