Ирина Смирнова
Критическое мышление
▼ Скачать + Заказать документы
Статья
О. А Шиян: «Новые представления о качестве дошкольного образования и механизмы его поддержки: международный контекст»
ВЫЗОВ: совместить недирективное взаимодействие взрослого и ребенка, с одной стороны, и активное стимулирование детского развития, с другой.
ОСМЫСЛЕНИЕ: Значительное отличие стандартов качества дошкольного образования от отечественного образования.
Темочки:
В России существуют требования, которым должен соответствовать ребенок при поступлении в школу. Также, требования к самой образовательной ситуации (образовательная среда, взаимодействие педагога и родителя). Акцент на взаимодействие условий выдвигается на первое место.
В США такие стандарты не носят общенационального характера и на первом месте выступает взаимодействие педагога с детьми, распорядок дня, характер преподавания. Позитивные теплые отношения способствуют удачному развитию ребенка и играют решающую роль академических успехах.
В Германии, напротив, стандарты разработаны на федеральном уровне:
• дети являются активными учащимися;
• дети должны сами конструировать знания и смыслы;
• дети учатся через игровую деятельности и активную игру;
• эмоциональная привязанность и безопасность являются основой для обучения и развития личности ребенка;
• дети учатся в активном взаимодействии с другими;
• дети имеют право на уважение к их индивидуальности;
• воспитательная работа должна строиться на основании потребностей детей и их семей.
Каждая из областей качества должна оцениваться по пяти параметрам:
• пространственные условия;
• взаимодействия педагога и ребенка;
• планирование;
• богатство среды и ее использование;
• индивидуализация и вовлечение детей.
Фактически, речь идет о признании важности общей социальной ситуации развития, которую создает взрослый в течение всего времени общения с ребенком, а не только вовремя образовательной ситуации.
РЕФЛЕКСИЯ: анализ вариантов независимой аккредитации дошкольных образовательных учреждений в США и ФРГ показывает, что в обоих случаях институты аккредитации осуществляют не только контроль и оценку качества, но и предлагают услуги по развитию образовательных учреждений, помощь в разработке образовательных программ и подготовке персонала.
В хорошем детском саду:
• создают, а не действуют по образцу;
• двигаются, а не ждут;
• решают проблемы, а не просят педагога их решить;
• говорят, а не пассивно слушают;
• действуют в соответствии со своим интересом, а не идут туда, куда им скажут идти;
• делают выбор, а не повинуются;
• пишут свои книжки, а не в рабочих тетрадях;
• создают искусство, а не воспроизводят образцы;
• решают, а не пассивно соглашаются;
• ценят процесс, а не только результат;
• задают вопросы, а не просто слушают;
• выводят ответ, а не получают его от взрослого;
• учатся важным умениям, а не абстрактным концептам;
• распорядок дня построен на детских потребностях, а не на потребностях взрослых или программы.