юлия сухова
Краткосрочный этюд головы. Живая натура. Акварель
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Выполнить этюд головы человека, передав характерные особенности модели.
Задачи урока:
Научиться видеть и передавать главное в натуре.
Сформировать навыки анализа и пространственного моделирования формы головы при помощи цвета.
Познакомиться колористическими особенностями и с нюансами живописного решения лица человека.
Развить способность быстро концентрировать внимание на решении поставленной задачи.
Развить наблюдательность и умение работать с моделью.
Развить навыки работы в материале.
Публикация «Краткосрочный этюд головы, Живая натура, Акварель» размещена в разделах
Живопись головы человека является непременной составляющей системы классического образования учащихся изобразительному искусству.
Живопись живой головы требует от учащихся глубоких знаний и определенной подготовки. Так как окраска кожи, волос, глаз, губ, щек затрудняет видение формы.
Для того чтобы живопись головы не свелась только к срисовыванию внешних черт и передаче локальных цветов, рекомендуется ввести в процессе обучения кратковременные, или как их называют краткосрочные этюды головы, в которых основное внимание уделялось художественному живописному решению.
В краткосрочном живописном этюде учащиеся развивают чувство пластики, понимание цвета и способность к живописному видению.
Учащимся рекомендуется выполнять несколько краткосрочных этюдов головы человека в технике акварели.
В таких быстрых этюдах удобно решать задачи компоновки головы, целого видения, звучности цветового решения. Краткосрочный этюд позволяет учащимся научиться писать темные места (тени) головы цветом. Так как практика показывает, что наиболее трудно ученику, начинающему художнику, увидеть в натуре цвет тени.
Научится видеть тень в цвете – это одна из трудных и необходимых задач в живописи портрета.
Делая краткосрочный этюд, учащийся не должен стремиться в короткий срок промоделировать портрет с натуры до мельчайших подробностей, как если бы он делал этюд за много сеансов.
Для выполнения этюда головы удобно использовать бумагу формата 40 х 30см. Расстояние до модели около 1,5 - 2 метров.
Изображение располагается чуть выше середины листа. Если модель развёрнута в три четверти или в профиль, то перед лицом пространства должно быть несколько больше, но так, чтобы затылок не «влипал» в край листа.
Лёгкими линиями выполняется построение, опираясь на знания о строении и пропорциях головы.
Прежде чем приступить к живописи, следует определить самые плотные и самые светлые цвета в натуре. На палитре набирается несколько основных оттенков, определяя тоновые и цветовые отношения. Начинать работу стоит с самых насыщенных мест, отталкиваясь от них в дальнейшем построении этюда.
Подбирается цвет, соответствующий самым светлым местам на лице. Широкой кистью покрывается поверхность лица и шеи.
Дальше набирается фон и масса волос, мягко вплавляя их друг в друга по касаниям. Со стороны освещённой части лица фон берётся плотнее и насыщеннее. Это помогает сконцентрировать внимание на лице и глубже передать пространство.
Работая над лицом, следует иметь в виду характерные колористические особенности его частей. Например, нос, щёки, веки и уши всегда красноваты, лоб стремится к охре. Область подбородка очень живописна и имеет оливковые, сизые, лиловые оттенки.
Парные части лица прорабатываются одновременно. Уточняются линии верхних и нижних век, радужную оболочку, зрачки, слезники, ноздри, крылья носа, уголки рта.
В живописи головы должен применяться метод работы отношениями, то есть учащиеся точно подбирают цвет того или иного места формы, но и учитывают действие и взаимодействие соседних цветов на этот цвет и влияние данного цвета на соседние цвета. Этот метод позволяет воссоздать форму, пространство и предостерегает учащихся от раскраски.
Выполняя живописный этюд головы, учащийся должен каждую плоскость - грань объемной формы, найденную в натуре, - решить в цвете.
Затем расставляются цветовые акценты. Тёплые и чёткие располагаем на границе максимально освещенных и теневых частей лица, там, где нужно подчеркнуть точный контур. Это позволит передать глубину и прозрачность тени, лежащей под наиболее выступающими частями лица (бровями, кончиком носа, подбородком).
Когда этюд почти готов, методом лессировки добиваемся колористического единства этюда. Холодным оттенком проходимся по освещённым местам. Влажной кистью соединяем цветовые пятна воедино. Добиваемся ещё большей мягкости в касаниях лица с фоном и волосами.
Ниже представлены работы учащихся Детской школы искусств имени А. И. Плотнова 6 класс (12 лет).