Ольга Емельянова
Краткосрочный проект «Нетрадиционные техники рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №23»
Краткосрочный проект в старшей группе :
«Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Выполнила: воспитатель
Емельянова Ольга Игоревна.
г Рязань.
Актуальность проекта.
Публикация «Краткосрочный проект „Нетрадиционные техники рисования“» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Рисование. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
Искусство рисования - это удивительный процесс, с одной стороны, творческий, с другой – познавательный. Он позволяет развить наблюдательность, воображение, фантазию, координацию руки и глаза, кроме того, приобрести особое видение мира и утонченность восприятия. Развитие творческих способностей детей является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения. Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и прежде всего рисование. Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.
Продолжительность: краткосрочный (сентябрь - декабрь).
Участники: воспитатели, дети.
Возраст детей: дети старшей группы в возрасте 5-6 лет.
Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Проблема: Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так, как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Создание предметно-развивающей среды.
Для успешной реализации работы в данном направлении создана предметно-развивающая среда: организован центр изо творчества, который предусматривает наличие различных предметов и материалов для детского творчества: бумага разного цвета и фактуры, картон, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски акварельные, гуашь, кисти тонкие и толстые, шаблоны и трафареты, стаканчики, салфетки, зубные щётки, поролоновые губки, свечи, листья, ватные палочки, перья, штампы различных форм и размеров, трубочки для коктейля, клей ПВА, пластилин.
Цель:
Развивать творческие способности детей старшей группы через нетрадиционные техники рисования.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять знание детей об осени, ее признаках и явлениях;
-Познакомить детей с некоторыми видами нетрадиционной техники рисования.
-Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках выбирая материал для
нетрадиционного рисования и умело его использовать.
Развивающие:
- Развивать у дошкольников творческие способности через нетрадиционные
техники рисования
-Развивать творчество, фантазию.
-Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти, на помощь
друг другу.
Воспитательные:
-Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
-Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую
самореализацию
Методы реализации проекта :
Метод обследования, наглядности; словесный (беседа, рассказ, наблюдение, художественного слова, указания, пояснения); Практический (самостоятельная деятельность при выполнении работы); Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ходе занятия); Сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе); Мотивационный (убеждение, поощрение).
Предполагаемый результат проекта :
1. Познакомятся с нетрадиционными техниками рисования;
2. Получат практические навыки и умения по использованию техники «Пластилинография», «Пальчиковое рисование», «Рисование ладошками», «Рисование пакетом».
3. Появиться интерес к разнообразным видам и способам рисования;
4. Обогатиться словарь детей словами «пейзаж», «изображение». «фон», словами, связанными с приметами осени, зимы (метель, пурга, листопад и др., выучат стихи об осени, о зиме, елке; прослушают детские песни о временах года (осень, зима).
Проект состоит из трё х этапов:
I. Подготовительный (сентябрь 2020.)
II. Основной (октябрь 2020г. – декабрь 2020 г.)
III. Заключительный (декабрь 2020 г.)
Подготовительный этап решает задачи организационного характера:
• диагностика уровня развития творческих способностей детей;
• определение цели и задач проекта;
• изучение методической литературы;
• анализ многообразия художественных техник рисования, выявление подходящих для детей среднего дошкольного возраста;
• создание предметно-развивающей среды;
• разработка перспективного плана работы
Основной этап проекта предполагает совместную деятельность с детьми:
• реализация перспективного плана работы по рисованию нетрадиционными техниками;
• проведение НОД,
• наблюдения, рассматривание иллюстраций, беседы с детьми;
• экспериментирование с изобразительными материалами;
• коллективное творчество;
• выставки детских рисунков;
• консультации для родителей.
Заключительный этап проекта :
разработка методических рекомендаций по использованию нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста;
.
Календарно-тематическое планирование по нетрадиционному рисованию с детьми старшего дошкольного возраста
№ п/п Лексическая тема недели Тема занятия Нетрадиционные техники Задачи Оборудование
Сентябрь
1. Здравствуй, детский сад! Коллективная работа «Солнышко» Отпечатывание ладошками Формировать умение создавать большую коллективную композицию, договариваться друг с другом. Гуашь, кисти, листы
2. Дорожная безопасность Светофор Пластилинография Способствовать формированию умений создавать изображение путем пластилинографии. Пластилин, стеки, доски для лепки, рисунок светофора
3. Игрушки Матрёшка Рисование пальчиками и ватными палочками Познакомить детей с историей рождения русской деревянной игрушки; развивать умение украшать силуэт Загорской матрешки. Ватные палочки, краски, трафарет матрешки, лист, простой карандаш
4. Я вырасту здоровым Здоровые зубы Рисование ватными палочками и зубной пастой Познакомить детей с нетрадиционными художественными техниками : рисование ватными палочками и зубной пастой Картон темного цвета, белая зубная паста, ватные палочки
Октябрь
5. Осень Осеннее дерево Интуитивное рисование Познакомить с техникой интуитивного рисования, развивать творческие способности и фантазию. Гуашь, кисти – щетина, листы плотной бумаги, салфетки
6. Сад. Фрукты. Дерево с яблоками Кляксография трубочкой Познакомить детей с приемом рисования – кляксография трубочкой; развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности. Акварель, кисти, трубочки
7. Огород, овощи Дары осени (натюрморт) Оттиск печатками Продолжать формировать умение изображать натюрморт с помощью печаток из овощей Печатки из овощей, краски, кисти, альбомные листы
8. Ягоды садовые и лесные Ветка рябины Пластилинография Познакомить с новым приемом – расписной пластилин, полученный способом резания.
Пластилин, доска для лепки, стеки, картон, простой карандаш
9. Грибы Мухомор Интуитивное рисование Продолжать знакомить детей с техникой интуитивного рисования Гуашь, кисти – щетина, салфетки, лист плотной бумаги
Ноябрь
10. Домашние животные Животные, которых я придумал Кляксография Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой кляксографии. Развивать воображение, творчество в дорисовывании предметов Акварель, кисти
11. Домашние птицы Волшебная птица Отпечатывание листьями Знакомить с техникой печатания листьями, развивать цветовосприятие. Листья сухие, краски, кисти, альбомные листы
12. Дикие животные наших лесов Ежики на опушке. Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой Способствовать развитию умения рисовать в технике «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Кисть – щетина, краски, смятая бумага, альбомный лист
13. Животные льдов Белый медведь Интуитивное рисование + аппликация Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой кляксографии. Развивать творческие способности, воображение. Трафарет белого медведя, гуашь, кисть- щетина, лист плотной бумаги, ножницы, клей.
Декабрь
14. Зима. Человек и природа Зимушка-зима Рисование на световых планшетах, рисование манной крупой или солью, пластилином, интуитивное рисование Познакомить с нетрадиционными техниками рисования – рисование манной крупой, солью, пластилином; способствовать развитию умений рисовать пейзаж, используя в одном рисунке разные нетрадиционные техники рисования. Световые планшеты и маркер-фонарики, пластилин, соль, манная крупа, клей ПВА, гуашь, кисти –щетина.
15. Одежда Платье Оттиск печатками, рисование пальчиками Продолжать формировать умение украшать платье разными способами. Развивать творческие способности детей. Печатки, краски, листы, кисть
16. Обувь, головные уборы Украшаем шапку Набрызг Познакомить детей с техникой «набрызг», закрепить умение самостоятельно придумывать узоры. Краски, листы, трафарет шапки, вата, кисть щетина
17. Новый год Морозные узоры Рисование свечой и акварелью Познакомить детей со способом получения изображения с помощью свечи и акварели. Свеча или восковые мелки, акварель, кисти
Проанализировав и отобрав для работы с детьми те нетрадиционные изобразительные техники, которые наиболее доступны, понятны и интересны ребёнку дошкольнику, разработала перспективный план изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.
Таким образом, занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник способствуют развитию у ребенка мелкой моторики и тактильного восприятия, пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, творческого воображения и доставляют детям большую радость и удовольствие.
Результат проекта :
В ходе проекта детей очень привлекли нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволило не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствовало развитию творческого воображения.
В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками : тычок жёсткой полусухой кистью, рисование нитью, рисование манкой, штампинг, набрызг, монотопия, кляксография, свеча или восковые мелки с акварелью другими. Детям очень понравилось разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными и украшают группу.
Список литературы.
1. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционные техники рисования в детском саду".
2. Е. Н. Лебедева “Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников”.
3. Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками : Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».
4. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей».
5. Педагогический опыт, опубликованный в журналах “Дошкольное образование, «Учимся, играя».
6. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду».