Людмила Истомина
Краткосрочные образовательные практики «В сказку вместе с мамой за руку идем»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Младший дошкольный возраст является благоприятным периодом для расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поэтому, задача взрослых заключается в том, чтобы научить ребенка общаться, обогащать его речь и представления об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности.
Публикация «Краткосрочные образовательные практики „В сказку вместе с мамой за руку идем“» размещена в разделах
- Краткосрочная образовательная практика. КОП в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2017
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а дети – эмоциями. Познание для ребенка должно быть увлекательным занятием, игрой, в которой родитель становится помощником и доброжелательным проводником к знаниям и получению опыта. От родителей зависит, сформируется ли у малыша любовь к новым знаниям и превратится ли простое детское любопытство в познавательный интерес.
Интерес, проявляющийся в форме вопросов, составляет основу познавательной активности ребенка, что становится универсальным средством получения от взрослого знаний об окружающей действительности, а также основой развития коммуникативной компетентности дошкольников. То есть, умения общаться и посредством общения решать возникающие перед ними познавательные, творческие и другие задачи. Такие задачи ребенок может решить посредством «вхождения» в сказку, в сказочный мир, который так интересен и увлекателен для детей дошкольного возраста.
Общеизвестно, что для более эффективного течения воспитательно-образовательного процесса у детей младшего дошкольного возраста необходимо применение комплексного подхода (педагоги – родители – дети, в ходе которого, педагог грамотно и последовательно руководит процессом передачи знаний и умений, а родители становятся не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы, но и непосредственными участниками образовательного процесса. Следовательно, в ходе нашей практической деятельности мы считаем, что родителей целесообразно включать в процесс овладения приемами технологии сказкотерапии, где они смогут обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Новизна. Краткосрочные образовательные практики являются совместной формой сотрудничества ребенка и взрослого, компенсируют проблему дефицита общения, а также помогают выстроить индивидуальный путь развития через приобретение новых умений, навыков, свойств личности в созданной социальной ситуации развития ребенка. Активность ребенка стимулируется свободой выбора деятельности по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов.
Цель краткосрочных образовательных практик – создание условий для приобретения практического опыта родителями по развитию коммуникативно-познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста и формированию у них предпосылок к осуществлению самостоятельного выбора деятельности.
Направленность краткосрочных образовательных практик идет от запросов семьи и интересов ребенка (ребёнок и родитель имеют возможность выбрать понравившийся курс).
Краткосрочные образовательные практики носят формат практико-ориентированных курсов, направленных на формирование и развитие различных практических умений и навыков в определённой деятельности и создание в процессе посещения курса собственного продукта.
Участники: дети младшего дошкольного возраста, родители (законные представители, учитель–логопед, педагог -психолог.
Ожидаемые результаты:
1. Активная образовательная позиция у родителей по отношению к своему ребенку и дошкольной образовательной организации.
2. Умение родителей выстраивать отношения партнёрства и сотрудничества с детьми.
3. Реализация принципов индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора деятельности.
4. Просвещенность родителей в вопросах развития коммуниативно-познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста.
5. Овладение практическими приёмами сказкотерапии, направленными на развитии коммуниативно-познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста.
Механизм реализации КОП:
1. В сентябре 2016 года нами был составлен опросник для выявления наиболее привлекательных сфер развития и способностей ребенка (Приложение1).
2. По результатам анализа были разработаны и представлены краткосрочные образовательные практики (КОП) для детей и родителей (Приложение 2).
Программа краткосрочных образовательных практик предполагала, что построение образовательной деятельности будет происходить на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором родитель совместно с ребенком, либо родитель для ребенка становится активным в выборе содержания его образования, где он сможет приобрести новые умения, навыки, свойства личности, которые позволят ребенку проявить себя.
3. В информационных буклетах родителям были предложены тематика и содержание каждой встречи. В октябре и январе осуществляется выбор детьми и родителями КОП, которые были презентованы нами в форме рекламных буклетов, брошюр (Приложение3).
4. Для учета выбора курса и количества формируемой группы родителям предлагались карты учета КОП. Основанием для зачисления воспитанников на КОП является совестный выбор ребенка и родителей (Приложение 4).
Краткосрочные образовательные практики (КОП) проводились 1 раз в месяц длительность 1 занятия в соответствии с возрастом детей (15-20 минут)
Продолжительность курса – от 1 до 7 занятий.
Группа детей 5 – 7 человек и родители.
5. Наши встречи имели сюжетную линию одной сказки, объединенную общей целью, задачами и получение продукта деятельности. Они разнообразны по тематике и содержанию, но одинаковые по структуре, что очень важно для детей младшего дошкольного возраста.
6. Предварительно перед встречей родителям рассылались информационные приглашения и оповещение по вайберу (Приложение 5).
Родители читали или рассказывали детям сказку, которую они выбрали и приглашены.
7. После каждой встречи, родители получают от педагогов практический материал для закрепления полученных навыков.
8. Каждая встреча заканчивается рефлексией, в которой дети и родители оценивают значимость данного направления работы. Педагоги анализируют, делают выводы и планируют корректировку в соответствии с запросами участников встречи.
9. Педагоги проводят мониторинг и оценивают результативность и качество работы по развитию коммуникативно-познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста приемами сказкотерапии.
Анализ результатов работы:
В ходе сотрудничества всех участников КОП мы получили следующие результаты:
1. Педагоги и родители выработали единые подходы к воспитанию и образованию детей.
1. Родители стали активными участниками образовательного процесса, и изменили образовательную позицию по отношению к своему ребенку и дошкольному образовательному учреждению.
2. Родители научились выстраивать партнерские отношения с детьми, освоили эффективные и увлекательные приемы сказкотерапии для развития коммуникативно-познавательной сферы своих детей.
3. Дети научились делать самостоятельный выбор своей практической деятельности.
4. Родители повысили педагогическую компетентность в вопросах воспитания и образования детей.
В заключении отметим, что на КОП с использованием сказки дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои собственные переживания, знакомятся со словами, обозначающими различные эмоциональные состояния, благодаря чему у них развивается способность к более глубокому пониманию себя и других людей, умение ориентироваться в эмоциональной реальности.
Таким образом, подводя итог, можно отметить следующее – коммуникативно-познавательное развитие ребенка предполагает не только наличие у него природного познавательного интереса, но и поддержку со стороны взрослого, соответствующую условиям его субъектной позиции, а также благоприятную основу. Так, воздействуя на чувства ребенка, можно общую динамику его поведения привести в соответствие с личностным смыслом, интересами, ценностными установками.