Елена Павлова
Краеведческие игры для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Малая родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - всё.
Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, - именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм изучения родного края является краеведческая работа.
Краеведение - это своеобразный "родительский сундучок". Это - совокупность наследства, оставленного нам предками. Это - живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов. Это-опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура. Это - то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя ее среди потомков.
Публикация «Краеведческие игры для дошкольников» размещена в разделах
Краеведение - это, прежде всего, золотой запас нашей духовности. Это - сокровище на века, залог нашего суверенитета в глазах других народов.
Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма : любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство.
Краеведческие игры актуальны и интересны для детей дошкольного возраста. Играя в такие игры, дети получают целостное представление о родном крае, городе, о своей Родине. Общеизвестно огромное значение игровых методов и приемов. Их достоинство заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, содействуют концентрации внимания на учебной задаче. Игровая мотивация присутствует на каждом занятии. Особое место занимают краеведческие игры, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, археологии, географии, природе. Краеведческая игра – не только форма организации жизни ребёнка, но и активный способ присвоения ребёнком социального опыта
Краеведческие игры- мощный педагогический инструмент. Благодаря им, дети глубже, шире познают свой край, узнают, что присуще только данной местности, что любят жители этой местности.
Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, а обучающая игра – это одно из средств воспитания и развития детей. Дидактическая игра для дошкольника на занятиях по петербурговедению – это интересный способ познания своего родного города. В процессе игры, помимо обучения, у детей развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. Использование дидактических игр по петербурговедению - это хорошее средство закрепления полученных знаний как в совместной деятельности, так и в индивидуальной.
Все дидактические игры условно разделила на группы. Суть большинства игр отображена в названии.
1. Игры, направленные на умение воспроизводить в памяти внешний вид объекта:
• «Чего не хватает?»
• «Выбери недостающую деталь»
• «Найди лишнюю картинку»
• «Узнай картинку по ее части»
• «Сложи изображение из частей»
• «Составь архитектурно-скульптурный ансамбль»
• «Собери пары картинок»
• «Узнай по силуэту»
• «Подбери к силуэту его изображение»
• «Найди ошибку художника»
2. Игры, направленные на воспроизведение в памяти полученных знаний:
• «Составь пары» (подбери к памятнику архитектуры или скульптуры автора; подбери к портрету известного и великого человека его памятник, стоящий в нашем городе)
• «Кто больше назовет?»
• «Аукцион петербургских названий»
• «Правда – неправда»
• «Петербургский кубик»
• «Кто ответит быстрее?»
• «Узнай по описанию»
• «Придумай вопрос»
• «Я знаю пять названий»
3. Игры, направленные на развитие устной и письменной речи:
• «Найди лишнее слово»
• «Назови одним словом»
• «Полслова»
• «Составь слово из слогов (из букв)»
• «Доскажи словечко»
• «Закончи предложение»
• «Отгадай слово по первым звукам»
• «Петербургские рифмы»
• «Какой – какая»
4. Игры, направленные на развитие умения выполнять математические вычисления, связанные с цифрами.
• «Петербургская математика»
• «Найди правильное число»
5. Игры, направленные на развитие ассоциативного мышления, воображения:
• «Петербургские ассоциации»
• «Изобрази скульптуру»
• «Отгадай скульптуру по пантомиме»
• «Черный ящик»
6. Игры, направленные на развитие пространственного ориентирования:
• «Петербургский навигатор»
• «Встаньте правильно»
К командным соревнованиям можно отнести такие игры, как:
• «Что? Где? Когда?»
• "Поле чудес"
• «КВН»
• «Путешествия по…»
• «Прогулка по…»
• «Экскурсия по…»
• «Спасение … (сказочного героя.) от…»
• «Собираем коллекцию экспонатов для музея…»
• «Поиски пропавшей достопримечательности (клада.)»
• «Поиски тайного (загадочного.) места в Санкт-Петербурге»
Важно не отдельно рассматривать каждый объект, а в единстве с другими, составляющими художественный ансамбль. Это позволяет развивать у детей стремление видеть целостность и единство памятников архитектуры, скульптуры, понимать значимость каждого в отдельности, умение ориентироваться в городе, развивать художественный вкус, желание наслаждаться красотой, изяществом, величием и могуществом Санкт – Петербурга. Главным результатом работы считаю воспитание современного, культурного маленького человека – юного петербуржца, любящего свой город, в котором он живет.
Список источников
1. Батяшева Л. П. Поисково-исследовательская деятельность в ДОУ / Л. П. Батяшева
2. Лаврова Т. Б. Нравственно-патриотическое воспитание. "Мой непостижимый город" / Т. Б. Лаврова сайт Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
3. Лаптенок Е. Ю. «Занятия по Петербурговедению в подготовительной группе детского сада» (из опыта работы) сайт ДОУ №1 Адмиралтейского района
4. Миронова А. А. Петербурговедение для малышей. Создание условий для формирования первоначальных представлений о родном городе (и не только об этом) / А. А. Миронова
5. Серова З. А. "Знаешь ли ты Санкт-Петербург?" Краеведческие игры. Санкт-Петербург Издательский Дом "МиМ", 1998 г.