Галина Пименова
Конспект НОД для детей 5–7 лет «Корней Иванович Чуковский и его сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширять и пополнять знания детей о писателе К. И. Чуковском и его творчестве.
Задачи:
Учить детей слушать и правильно отвечать на вопросы.
Развивать умение отгадывать загадки.
Учить активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и сверстниками
Поддерживать у детей положительные эмоции от встречи с любимыми героями, интерес к художественной литературе.
Воспитывать любовь к художественной литературе, к сказкам
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Чуковский. Конспекты занятий
- Темочки
Материалы и оборудование: портрет писателя, запись музыки оперы «Мойдодыр», иллюстрации или плоскостные изображения героев сказок, чудесный мешочек (телефон, мыло, воздушный шарик, блюдце, калоша, термометр).
Ход НОД
Воспитатель. Показывает портрет. Ребята, вы знаете, кто это? (ответы детей)
-Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительная легкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского. Его нет с нами, но книги его живут, и будут жить долго.
С ранних лет стихи его приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без сказок Чуковского.
Ребята, назовите стихи и сказки Чуковского, которые вы знаете?
(ответы детей)
Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее, умнее.
Дети рассказывают стихи:
Доктор
Лягушонок под тиною
Заболел скарлатиною.
Прилетел к нему грач,
Говорит:
«Я врач!
Полезай ко мне в рот,
Всё сейчас же пройдёт!»
Ам! И съел.
Радость
Рады, рады, рады
Светлые берёзы,
И на них от радости
Вырастают розы.
Рады, рады, рады
Тёмные осины,
И на них от радости
Растут апельсины.
То не дождь пошёл из облака
И не град,
То посыпался из облака
Виноград.
И вороны над полями
Вдруг запели соловьями.
И ручьи из-под земли
Сладким мёдом потекли.
Куры стали павами,
Лысые — кудрявыми.
Даже мельница — и та
Заплясала у моста.
Так бегите же за мною
На зелёные луга,
Где над синею рекою
Встала радуга-дуга.
Мы на радугу
вска-ра-б-каемся,
Поиграем в облаках
И оттуда вниз по радуге
На салазках, на коньках!
Бутерброд
Как у наших ворот
За горою
Жил да был бутерброд
С колбасою.
Захотелось ему
Прогуляться,
На траве-мураве
Поваляться.
И сманил он с собой
На прогулку
Краснощёкую сдобную
Булку.
Но чайные чашки в печали,
Стуча и бренча, закричали:
«Бутерброд,
Сумасброд,
Не ходи из ворот,
А пойдёшь —
Пропадёшь,
Муре в рот попадёшь!
Муре в рот,
Муре в рот,
Муре в рот
Попадёшь!»
Поросёнок
Полосатые котята
Ползают, пищат.
Любит, любит наша Тата
Маленьких котят.
Но всего милее Татеньке
Не котёнок полосатенький,
Не утёнок,
Не цыплёнок,
А курносый поросёнок.
Головастики
Помнишь, Мурочка, на даче
В нашей лужице горячей
Головастики плясали,
Головастики плескались,
Головастики ныряли,
Баловались, кувыркались.
А старая жаба,
Как баба,
Сидела на кочке,
Вязала чулочки
И басом сказала:
— Спать!
— Ах, бабушка, милая бабушка,
Позволь нам ещё поиграть.
Воспитатель. Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием. «Всегда - писал он, - где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной зубного врача, - я, чтобы не тратилось время, сочинял загадки для детей».
Сейчас мы с вами будем отгадывать эти загадки:
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо —
Такое тёплое, такое
пушистое и золотое. (Яйцо и цыпленок).
Красные двери
В пещере моей,
Белые звери
Сидят
У дверей.
И мясо и хлеб —
всю добычу мою
Я с радостью
белым зверям отдаю! (рот и зубы).
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (расческа).
Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня! (крапива).
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (ежик).
Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт —
Заплачет она и умрёт. (сосулька).
Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец — глупца,
Баран — барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну — обезьяна,
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого. (зеркало).
На малину налетели,
Поклевать её хотели.
Но увидели урода —
И скорей из огорода!
А урод сидит на палке
С бородою из мочалки. (пугало).
Воспитатель. Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сын. Корней Иванович вез его в поезде, мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-то его развлечь, отец стал рассказывать ему сказку:
Жил да был крокодил
Он по улицам ходил…
Мальчик затих и стал слушать, а наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему эту сказку. Оказалось, что он запомнил ее слово в слово.
И второй случай. Вот как вспоминал об этом сам Корней Иванович:
«Однажды, работая в своем кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в 3 ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Я вышел из комнаты, взял ее на руки и совершенно неожиданно для себя тихо ей сказал:
Надо, надо умываться, по утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам стыд и срам! Стыд и срам!»
Так родился на свет «Мойдодыр».
Стихи Чуковского очень музыкальны. По его сказке «Мойдодыр» композитор Ю. Левитин написал оперу. Опера – это музыкальное произведение, в котором все поют, в сопровождении оркестра.
Дети слушают оперу.
Воспитатель. Героем многих сказок Чуковского является крокодил. Вспомните, какие это сказки и прочтите отрывки из них.
Дети вспоминают и читают отрывки из произведений К. И. Чуковского про крокодила.
Долго, долго крокодил море синее тушил
Пирогами и блинами, и сушеными грибами. «Путаница».
Бедный крокодил жабу проглотил… «Тараканище».
Вдруг навстречу мой хороший, мой любимый крокодил
Он с Тотошей и Какошей по аллеи проходил… «Мойдодыр»
…И со злезами просил: Мой милый, хороший
Пришли мне калоши, и мне, и жене, Тотоше… «Телефон»
Повернулся, улыбнулся, засмеялся крокодил
И злодея Бармалея словно муху проглотил… «Бармалей».
А в Большой реке крокодил лежит
И в зубах его не огонь горит – солнце красное…»Краденое солнце»
Жил да был крокодил. Он по улицам ходил.
А за ним народ и поет и орет:
«Вот урод, так урод! Что за нос, что за рот!
И откуда такое чудовище?» «Крокодил»
Воспитатель. Различны герои сказок Чуковского – это чаще всего животные, насекомые («Муха – цокотуха», «Тараканище»). Есть и не совсем обычные – посуда («Федорино горе», умывальник («Мойдодыр», мальчик – с – пальчик («Бибигон»).
Все они смелые, добрые, находчивые, а злые герои в конце сказок тоже исправляются («Бармалей»).
Физминутка
Нас не надо вам лечить,
Добрый доктор Айболит.
Будем бегать и шагать,
Будем силы набирать.
Не болят у нас животики,
Как у бедных бегемотиков.
К солнцу руки мы потянем,
А потом к траве присядем.
Как орлы, летим, парим,
Во все стороны глядим.
Где же Африка-страна
Может, помощь там нужна?
Вместе с Читой мы поскачем,
Как весёлый, звонкий мячик.
Скок-поскок, скок-поскок,
Не цепляйся за сучок.
Дружно к бедным страусятам
По траве пройдут ребята.
Ноги будут поднимать,
По густой траве шагать.
Всем мы помощь оказали,
Сами сильными мы стали.
А сейчас мы с вами поиграем в игру, «Из какой пришли мы сказки»
Воспитатель показывает изображения героев (Айболит, Бармалей,Федора, медведь, Муха, дети называют сказку.
[/i]Игра «Чудесный мешочек»
Отгадать, кому принадлежат потерянные вещи:
Телефон – (У меня зазвонил телефон)
Воздушный шарик – (Ехали медведи на велосипеде)
Мыло – (тут и мыло подскочило)
Блюдце – (А за ними блюдца)
Калоша – (пришли мне дюжину новых калош)
Термометр – (и ставит им градусники)
Воспитатель. Почти в каждой сказке Чуковский прославляет своих храбрых и добрых героев:
В какой сказке прославляют воробья
(Прославляют, поздравляют удалого воробья) «Тараканище».
- А комара?
(Слава, слава комару - победителю) «Муха-цокотуха».
- А Айболита?
(Слава, слава, Айболиту, слава добрым докторам) «Айболит».
-А крокодила?
(Рада, рада, рада, рада детвора, заплясала, заиграла у костра:
Ты нас, ты нас от смерти спас, ты нас освободил.
Ты в добрый час увидел нас, о добрый крокодил). «Бармалей»
-А медведя?
(Рады зайчики и белочки, рады мальчики и девочки,
обнимают и целуют косолапого:
«Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко»). «Краденое солнце».
Воспитатель. Так и мы с вами можем сказать Корнею Ивановичу, жаль, что он нас не слышит: «Ну, спасибо Вам дедушка, за ваши замечательные сказки, где улыбкой и добротой светится каждая строка.