Марта Момде
Конспект занятия «Коренной народ — нганасаны»
Тема: «Коренной народ нганасаны»
Цель 1. Закрепить знания детей с одним из коренных народов
Таймыра – нганасанами, их бытом, одеждой и обувью.
2. Познакомить детей с нганасанским художником
Мотюмяку Турдагиным и его творчеством.
Оборудование: слово на доске нганасаны; картинки с изображением одежды и обуви нганасан, картины художника М. Турдагина, его портрет.
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята о какой народности мы говорили на прошлом занятии?
Публикация «Конспект занятия „Коренной народ — нганасаны“» размещена в разделах
Дети: Нганасаны
Воспитатель: Верно, Нганасаны – очень древняя народность, проживающая на Таймыре, их всего 718 человек, Таймыр – родина нганасан. Раньше нганасаны были оленеводами и кочевали по тундре.
Воспитатель: - Назовите летнее и зимнее жилище нганасан.
Дети: Чум, балок
Воспитатель: Правильно, зимой нганасаны жили в балках летом в чумах, занимались охотой и рыболовством.
Воспитатель: - Из чего шилась нганасанская одежда?
Дети: из шкуры оленя.
Воспитатель: Совершенно верно, нганасанская одежда отличается от одежды других северных народов тем, что она полностью шилась из оленьей шкуры, обувь и рукавицы из камусов. Шили нитками из оленьих сухожилий, для разрезания шкур использовали только нож. Вся нганасанская одежда украшалась национальными орнаментами нганасан, раскрашивалась естественными красителями. В нганасанской одежде использовали только три цвета чёрный, белый, красный что означало небо, солнце, земля.
В переводе на нганасанском одежда означает - лу
Воспитатель: - Какие коренные народы живут на Таймыре?
Дети: Ненцы, долганы, нганасаны.
Воспитатель: Коренными народами Таймыра являются долганы, ненцы, нганасаны, эвенки и энцы. Несмотря на тяжёлые условия жизни коренные народы сохранили свои национальные обычаи, традиции, культуру и фольклор продолжают общаться на родном языке.
Воспитатель: - Как называется наша родина?
Дети: Таймыр.
Воспитатель: Да ребята! наша малая родина называется Таймыр он находится на крайнем Севере нашей сраны в низовьях могучей реки Енисей которая впадает в Северный ледовитый океан. Таймыр занимает большую территорию, его берега омывают воды Северного ледовитого океана, а на его территории находится много рек и озёр это Енисей, Хета, Хатанга и т. д Но несмотря на суровые погодные условия, животный и растительный мир Таймыра богат и разнообразен.
Воспитатель: Сегодня мы отправимся путешествовать по тундре, но сначала надо поймать оленей. (ловля оленей маутом)
Молодцы! Поймали оленей, а теперь поехали!
(звучит колокольчик)
Вот мы и приехали в стойбище нганасан. Нас встречает нганасанский художник Мотюмяку Турдагин (показ портрета)
Посмотрите на картины художника о чём он рассказывает?
Кого изображает? На них изображён северный олень – основа жизни северян, олень кормит и одевает людей.
Воспитатель: Итак, продолжаем наше путешествие сейчас мы с вами разгадаем кроссворд в выделенных клетках прочитаем ключевое слово.
1 Пушистая вата плывёт куда – то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча)
2 Апельсин, арбуз, айва начинаются на… (А)
3 Этой буквой мажут раны,
Часто завтракают мамы
Им давно рецепт знаком
Свежих фруктов с молоком. (Йогурт)
4 Бьют его не плачет.
Прыгает и скачет. (Мяч)
5 Вот топор. Полено рядом.
Получилось то, что надо:
Все мы знать её должны.
Получилась буква… (Ы)
6 Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть, да не говорю,
Глаза есть – не мигаю,
Крылья есть – не летаю. (Рыба)
Теперь прочитаем ключевое слово (Таймыр).
Воспитатель: Ребята, а сейчас рассмотрите эти рисунки и скажите к какой национальности принадлежит эта одежда.
(ответы детей)
Чтобы закрепить ваши знания об одежде коренных народов Таймыра вы сейчас раскрасите эту одежду можете пользоваться образцами из книг.
Итог: О чём мы говорили сегодня на занятии?
Какой самый древний народ проживает на Таймыре?
Как называется наша родина?
С картинами какого художника мы познакомились?
Молодцы ребята! Вы были очень внимательными и активными.